Обычный вечер обычного рабочего весеннего дня. Центр города, сквер имени Владимира Высоцкого. Практически с утра и до позднего вечера из окон редакции можно наблюдать одну и ту же картину. Стайки, группы, парочки, одинокие - сидят у фонтана. И непременный атрибут - в руках практически у каждого пиво. Разных сортов и в разной таре. Подростки предпочитают разливное и дешевое в «баклажках», люди постарше - бутылочное или в банках. Средний класс попивает чешские и немецкие марки. Были бы деньги, а пиво можно купить на каждом шагу.
В конце 90-х - начале 2000-х пиво почему-то вдруг стало культовым напитком. Оно оказалось самым легкодоступным и повсеместным напитком. Кругом пивнушки, молодежь с бутылками. А реклама, бог мой, какая реклама пива! Это же какая психологическая обработка... Едешь на природу, в гости или на тот же концерт и думаешь: ну разве это отдых - без пива?
Подростки в моем дворе, всего года на три-четыре старше моего 10-летнего сына, а уже заходят в магазин за пивом, вроде как родители послали. Потом в гаражах пробуют его украдкой. А 1 сентября во дворе перед школой старшеклассники пьют его, уже даже и не таясь. Пиво для многих стало спутником жизни. Мой небольшой опрос друзей из разных городов показал - пиво везде, абсолютно почти в каждом городе самый популярный напиток. И за алкоголь его уже давно никто не считает.
По закону в Самарской области запрещена продажа алкоголя крепостью свыше 20 градусов с 22 часов до 10 утра. Пиво к этой категории пока не относится.
Лишь с 1 июля этого года согласно федеральному закону будет запрещено распитие пива в общественных местах. Употреблять пиво будет можно только в местах общественного питания или дома. Также по новому закону торговать крепкими сортами пива разрешено только стационарным магазинам — продажа пива крепостью более 5 % в ларьках запрещена. Нельзя будет продавать пиво вблизи детских, образовательных и спортивных учреждений.
Недавно на эту проблему распития пива на улицах Самары обратил внимание глава города Дмитрий Азаров: «В ближайшее время мы разместим информационные аншлаги и предложим людям объявить набережную свободной от алкоголя. Да, запрет на распитие пива наступит только с 2013 года. Но это не значит, что мы должны бездействовать и спокойно на это смотреть. Обязательно привлечем дружинников, будем задействовать органы правопорядка. Мы провели большое совещание на эту тему, и уже вчера сотрудники полиции и на набережной, и в парках, и в скверах стали ходить и делать замечания. Просто предлагать прекратить распивать алкогольные напитки. И я очень благодарен нашим коллегам из органов правопорядка, что такая работа началась. Я отдельно скажу про Ленинградскую. Очень много жалоб от жителей соседних домов. Так вот, если это не прекратится, мы лавочки оттуда просто уберем. Посидеть и выпить там будет негде. И такой вариант мы тоже рассматриваем. Пора вести себя прилично в нашем городе!»
Справка:
По данным Росстата, на территории Самарской области на начало 2011 года было официально зарегистрировано 46394 больных с алкогольной патологией.
По данным Самарского областного наркологического диспансера, пагубное употребление алкоголя зафиксировано у более 33 тысяч человек, в том числе у почти трех тысяч женщин, одной тысячи несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, 186 несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. За 8 месяцев 2011 года от последствий алкоголизма в 63-м регионе умерло почти четыре тысячи жителей. Экономические потери, связанные с алкоголизацией и смертностью по этой причине населения, ежегодно составляют около 8,63 миллиарда рублей.
Пиву нужно что-то противопоставить
Профилактика зачастую сводится к разовым акциям
Виктор Делеви, председатель самарского регионального отделения российского общественного благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», кандидат психологических наук, член Общественного совета при Самарской губернской Думе, член Самарской городской антинаркотической комиссии: «Проблема настолько серьезная, что работа должна быть систематической. Пить пиво стало модным. Пьют везде – и на улице, и в транспорте, несмотря на запреты. Опасность пива усугубляется тем, что его не считают алкогольным напитком, а пьют как прохладительный напиток. И проблема эта всеобщая. Поэтому должен быть комплекс мер: ограничения по распространению, времени продажи, и должен элементарно соблюдаться закон, запрещающий распитие пива в общественном месте. Но одними ограничительными мерами проблемы не решить. Нужна серьезная работа не только по профилактике пивного алкоголизма, но и вообще употребления спиртного, наркотиков, курения. С этим тоже не все в порядке. Часто всё сводится к акциям преимущественно информационного характера. Кроме того, необходимо готовить специалистов по профилактике, имеющих знания и навыки, для формирования у подростков, молодёжи личностных качеств, которые позволят им противостоять пагубным привычкам».
Пьют потому, что делать нечего
Юрий Шафиев, руководитель городского департамента по вопросам общественной безопасности и контролю: «Не так давно мы проводили рейды с полицией, комиссией по делам несовершеннолетних по местам, где собирается молодежь. Большинство нам отвечали: делать нечего, спорт, культурный отдых не всем доступны, поэтому мы покупаем пиво и пьем во дворах... Наверное, чтобы решить проблему, нужно расширять сеть культурных заведений, дать возможность молодежи заниматься спортом. И город этим занимается. Летом в Самаре пройдет много мероприятий, которые будут пропагандировать здоровый образ жизни».
Запреты ничего не дают
Алексей Зюзин, команда КВН «СОК»: «Запретительные меры никогда ничего не дают, и я думаю, что причина потребления любого алкоголя - это стресс. Если у человека будет работа и стабильность, будут какие-то перспективы в образовании, работе, то люди будут меньше пить. Когда человек будет знать, что он сможет себе позволить дорогую машину, хорошую квартиру, работу, у него не будет времени и стимула пить дешевое пиво. А если возможности человека, как материальные, так и духовные, сильно ограничены, то он выбирает самый простой путь: бегство от грустной реальности, и ничего ему не остается, как с утра проснуться и выпить снова».
Нет культуры пития
Тинатин Закрадзе, руководитель самарского регионального отделения межрегиональной молодежной общественной организации « Новые люди»: «Первое решение, скорее всего законодательное, надо запретить распивать напитки в общественных местах. Чтобы улицы, парки и скверы стали также общественными местами. Второй момент - это социализация молодежи. Надо предложить альтернативные способы проведения досуга. Третье. В России, в Самарской области нет культуры пития. Если пить, то до конца. То, что происходит сейчас, началось лет 10-15 назад. У нас родителей не смущает тот факт, что они с маленькими детьми идут и пьют пиво, и даже не осознают, что сигареты и пиво в руках - это реклама. Реклама прежде всего для маленьких ребятишек, которые не знают, что это, и думают, что так надо. Если не будет на улицах этой рекламы, не будет тотального распития слабоалкогольных напитков, тогда и молодежь у нас будет по-другому себя вести».
Почему Самара не Мюнхен?
Антон Буслов, учредитель и сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»: «Самара является одним из российских центров так называемого пивного туризма. То есть кроме местных любителей, имеется устойчивый поток иногородних, которые приезжают попить пива именно в Самару. Лично видел проложенный маршрут электричек из Москвы в Самару под названием «Попить пива». Опять же «жигулевское пиво» - это бренд, известный на всю Россию. Возникает вопрос - почему же Самара до сих пор не Мюнхен? Причина, мне кажется, в культуре потребления алкоголя, которую как раз могут регулировать в той или иной форме власти. Тут, к сожалению, все часто сводится только к запретительным мерам, которые имеют достаточно низкую эффективность. Существующий спрос на алкоголь надо уводить в цивилизованное и контролируемое русло. То есть нужен бизнес-план «самарского Мюнхена», создания целого ряда питейных заведений с разной ценовой категорией и достаточной вместимостью. Они должны предоставлять нечто большее, чем просто пиво. Можно взять зарубежный опыт. На замену «пиву подъезда» должны появляться заведения с качественным, но не очень дорогим пивом, предоставляющие еще и удобное место, и атмосферу его потребления. Проведя такое замещение, можно будет уже думать о контроле и планах по снижению потребления».
Автор: Оксана Банина