С начальником управления государственного автодорожного надзора по Самарской области Юрием Косянцем мы поговорили не только о «болевых точках» общественного транспорта, но и о водителях в брюках и белых рубашках, и о том, почему с 2013 года все будут опасаться превышать скорость.
Юрий Косянец
- Часто водителей, совершивших аварию с пострадавшими или погибшими, которых увольняют из одной организации, тут же принимают на работу в другую. Какими методами можно справиться с этой ситуацией?
- Во-первых, при приеме водителя на работу по инициативе руководителя предприятия проводится сверка его данных с базами ГИБДД, где вскрывается вся подноготная: штрафы и лишения прав. Но точной картины это все же не дает: не всегда человек, сидящий за рулем, - владелец машины. Или, например, он отдал свой автомобиль супруге, и она управляет им по доверенности. А штрафы «капают» на его имя. Поэтому в наиболее крупных организациях, занимающихся пассажирскими перевозками, был создан условный «черный список», в который и попадают водители, по вине которых на общественном транспорте произошли аварии или пострадали пассажиры. Остальные перевозчики еще ведут работу по созданию такой базы.
- Вы относительно недавно были назначены на должность руководителя областного Госавтодорнадзора и первые несколько месяцев присматривались к проблемам нашего региона. Какие основные недочеты в работе перевозчиков увидели?
- Самое главное - отсутствие на некоторых предприятиях предрейсовой проверки технического состояния автобуса. Еженедельно мы производим осмотр транспортных средств, заявленных для получения лицензии, а также выезжаем на плановые и внеплановые проверки к самим перевозчикам. Там мы смотрим, созданы ли условия для проведения техосмотра, и как он проводится. За выпуск на маршрут транспорта в технически неисправном состоянии механик несет ответственность вплоть до уголовной. В остальном можно сказать, что проблемы в сфере пассажирских перевозок в Республике Башкортостан, где я до этого работал замначальника аналогичного ведомства, и в Самарской области во многом схожи.
- А как обстоят дела в сфере школьных перевозок?
- К счастью, в этом году на таких маршрутах аварий не было. Связано это и с тем, что к водителям предъявляются более серьезные требования. В частности, пока у него не будет трехлетнего стажа работы на пассажирском автобусе, его не примут на работу в качестве водителя школьного. И все же, как показывает практика, не все способны успешно справиться с организацией безопасных перевозок школьников. Чаще всего нарушения наблюдаются при проведении предрейсовых медосмотров водителей, в обеспечении режимов труда и отдыха, ежедневном контроле техсостояния транспортных средств. Подчас перевозка детей происходит без проведения обследования дорожных условий на маршрутах движения. В связи с отсутствием квалифицированных специалистов и специализированной ремонтной базы не проводится периодическое техническое обслуживание транспортных средств в сроки, установленные действующим законодательством.
- Каковы основные проблемы у частных пассажирских перевозчиков - в «маршрутках»?
- В Самарской области - неуважительное отношение к пассажирам. Например, в Башкортостане был такой пример: на муниципальном предприятии руководитель издал приказ о форме одежды для водителей. И они возили пассажиров в автобусах и «маршрутках» в белых рубашках и черных брюках. Так высказывалось уважение к пассажиру. Увы, в Башкирии этому примеру больше никто не последовал. Но если водитель сидит в сланцах, каких-то измазанных шортах и рубашке нараспашку – о какой культуре тут может идти речь. Отсюда складывается и отношение к безопасности движения. Если он считает, что в таким виде может сидеть перед женщинами и детьми, курить, несмотря на то, что в салоне могут быть астматики, пожилые люди, беременные женщины, то о каком соблюдении ПДД может идти речь! Туда же можно отнести и «юмористические» наклейки формата «место для удара головой», которые просто оскорбительны для пассажиров! Это негативно характеризует не только самого водителя, но и руководителя предприятия. Также вся информация, которая должна быть вывешена внутри автобуса, строго регламентирована. Поэтому подобные вольности просто не допускаются! Кроме того, это трактуется как невыполнение экипировки транспортных средств. Сейчас в судах области находится несколько дел по этому поводу.
- Что делать пассажиру, который наблюдает за такими нарушениями, или стал жертвой агрессии со стороны водителя?
- Когда вам хамит водитель, курит, или в салоне присутствуют подобные наклейки, нужно обращаться по телефону доверия УГАДН по Самарской области 954-52-94. Но обязательно нужно оставлять свой контактный телефон и имя, чтобы мы могли с вами связаться. Можно написать заявление о нарушении на сайт или отправить по почте. В течение месяца по всем жалобам принимаются меры, и заявитель уведомляется в письменном виде. К сожалению, часто нас забрасывают вопросами, что называется, не по адресу. Почему стал дороже проезд на том или ином маршруте, например. Этот вопрос мы не регулируем и помочь здесь пассажиру ничем не можем.
- С 2013 года вступает в силу часть требований приказа Минтранса об использовании навигационных сигналов ГЛОНАСС. Что изменится с введением этой системы?
- Фактически ГЛОНАСС позволит наблюдать за водителями предприятия в режиме онлайн. Это позволит снизить количество аварий, а также даст руководителям возможность контролировать водительский состав: дистанционно наблюдать, находясь у себя в офисе. Можно будет с точностью до 1 метра определить, где находится машина, не сошла ли она с маршрута, не нарушает ли водитель правила дорожного движения. Система ГЛОНАСС имеет функцию «история», в которой на карте красными линиями отмечены участки, где водитель превышал скорость. Это немаловажное подспорье на пути к снижению аварийности на пассажирском транспорте и сильный психологический момент для самого водителя: он будет понимать, что все время находится под контролем.
Aвтор: Анна Гудкова