На прошлой неделе тема долгов в сфере жилищно-коммунального хозяйства стала, наверное, одной из главных в Самаре. Все началось с того, что губернатор Николай Меркушкин официально заявил, что основные претензии граждан к работе властей касаются вопросов в области ЖКХ. «Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве - доминирующая проблема в регионе. Нужно пристально посмотреть, как управляющие компании выполняют свои обязанности, соблюдают ли они все нормы закона», - призвал Николай Меркушкин.
После этих слов на УК обрушился целый шквал заявлений от властей самых разных уровней, начиная от прокуратуры, заканчивая полицией. Например, начальник ГУ МВД по Самарской области Юрий Стерликов заявил о необходимости обучения специалистов, которые могли бы проводить дополнительные экспертизы при расследованиях уголовных дел, связанных с нарушениями закона в сфере ЖКХ.
Параллельно с обсуждением деятельности управляющих компании на региональном уровне, их проблемы обсуждались и в администрации Самары. 22 ноября глава города Дмитрий Азаров собрал совещание, на котором необходимо было решить, что делать с долгами в сфере ЖКХ. В настоящий момент ситуация выглядит так: некоторые граждане упорно не желают платить за услуги управляющих компаний. Общий размер долгов составил 3,2 миллиарда рублей. Сами «управленцы» в свою очередь не могут заплатить ресурсоснабжающим организациям. Последние пока терпят. Но в один прекрасный момент могут «повернуть рубильник». И это уже можно будет смело называть коммунальным коллапсом.
Что примечательно, мэр Самары и руководитель городского департамента ЖКХ Вячеслав Тимошин расходятся во мнениях относительно того, кто виноват в сложившейся ситуации. «Если люди будут думать, что их деньги уходят непонятно куда, никто вам платить не будет. А если вы от них прячетесь, не отчитываетесь за свою работу, то рассчитывать на взаимопонимание просто нереально», - заявил Дмитрий Азаров. При этом глава города отчетливо понимает, к чему может привести эта ситуация: «Последствия могут быть самые серьезные, вплоть до влияния на экономику, промышленные предприятия, отключения энергоснабжающих источников, а это уже касается каждого жителя нашего города».
Вячеслав Тимошин, в свою очередь, считает, что ответственность за миллиардные долги лежит на самих жителях Самары. «Результаты исследования показывают, что в отношении жилищно-коммунальных услуг потребители руководствуются принципом «платить в последнюю очередь, или не платить вообще». В сознании многих граждан бытует мнение, что потребленные коммунальные ресурсы и услуги - это не коммерческий продукт, за который следует своевременно заплатить, а некое природное явление», - уверен Вячеслав Тимошин.
По его словам, лидерами по объему задолженности по платежам граждан являются Кировский, Промышленный и Советский районы Самары. Наибольший рост суммы долга в 2012 году отмечается в Ленинском - 164%. Кстати, неплательщиками оказываются вовсе не пенсионеры или малоимущие граждане, а обеспеченные люди. У них зачастую несколько квартир, и они попросту забывают оплатить коммунальные услуги или не успевают сделать это.
По мнению члена комитета по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды Самарской губернской Думы Михаила Матвеева, в сложившейся ситуации с большим количеством долгов виноваты и жильцы, и управляющие организации. «Неплательщиков в каждом доме не больше 5%. Остальные 95% платят исправно, особенно люди старшего поколения. Но эти 5% есть», - уверен Михаил Матвеев. По его словам, сейчас растет число «идеологических» должников, которые отказываются платить не из-за нехватки денег, а из-за того, что их не устраивает качество предоставляемых услуг. «У нас очень сложно добиться перерасчета стоимости услуг. Также некоторые уверены, что если они живут в аварийных домах, то платить за коммуналку им не надо», - рассказывает Михаил Матвеев.
Депутат считает, что управляющие компании, в свою очередь, виноваты в том, что стоимость услуг постоянно растет, а качество и объем их не улучшается: «Причина этого в монополизме управляющих компаний, в отсутствии конкуренции между ними», - считает Михаил Матвеев.
Директор НП РКС ЖКХ Екатерина Щинина полагает, что в данной ситуации, в первую очередь, неправы граждане. «Разумеется, идеальным вариантом было бы, если бы за некачественную услугу можно было бы не платить, если бы жители знали, за что они отдают деньги, а за что – нет. Закон дает людям это право, но на доказательство своей правоты можно всю жизнь положить. С другой стороны – даже некачественная услуга требует трудовложений других людей, за которые они получают зарплату. В результате и образуются долги управляющих организаций перед ресурсоснабжающими», - уверена Екатерина Щинина. К тому же, по ее словам, в некоторых случаях ТСЖ или УК предоставляют качественные услуги, однако, люди все равно не платят.
Что касается тех, кто не платит, просто потому, что платить нечем, то Екатерина Щинина напоминает, что в Самарской области действует программа субсидирования расходов на услуги в сфере ЖКХ. «Если плата за «коммуналку» составляет более 22% месячного дохода семьи, то этим людям стоит обратиться в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области за субсидией», - рассказала Екатерина Щинина.
Как пересчитать «коммуналку» в случае отъезда
Одной из причин, по которой собственники отказываются платить по счетам, является то, что в месяц, за который пришла квитанция, их попросту не было дома. В самом деле – абсолютно логично: дома меня нет, услугу я не получаю, зачем мне за нее деньги отдавать. Напомним, в случае, если вы отсутствовали дома больше пяти дней, то можно обратиться в УК с заявлением сделать перерасчет и заплатить меньше. Правда, это актуально только для тех, кто еще не озаботился установкой приборов учета. И газоснабжение, и отопление оплачивать придется в любом случае. В правилах специально оговорено, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Чтобы воспользоваться правом на перерасчет, необходимо доказать факт своего отсутствия, предъявив соответствующие документы. Они, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации или индивидуальным предпринимателем, заверены печатью компании, должны иметь регистрационный номер и дату выдачи.
Документы, подтверждающие отсутствие жильцов и являющиеся основанием для перерасчета оплаты услуг ЖКХ:
• справка из санатория или больницы о прохождении лечения;
• проездные билеты или их заверенные копии (в случае с электронным билетом на самолет можно предоставить посадочный талон);
• копия командировочного удостоверения или приказа о направлении в командировку (вместе с копиями проездных билетов);
• счет из гостиницы или его заверенная копия;
• справка из дачного (садового) товарищества;
• справка из интерната, детского лагеря и другого учреждения круглосуточного пребывания детей;
• справка от ведомства, осуществляющего временную регистрацию по месту пребывания;
• справка от консульства или диппредставительства РФ в стране пребывания или копия документа с отметками о пересечении границы;
• справка из вневедомственной охраны о том, что квартира не снималась с охраны в течение данного срока;
• другие подтверждающие документы.
Также можно заранее попросить управляющую компанию опломбировать краны на время вашего отсутствия. В этом случае никаких подтверждающих документов не требуется.