Чтобы символ российской воинской славы встал на крыло, у самарских энтузиастов недостаточно средств.
Самарский фонд «Патриоты Поволжья» взялся за восстановление штурмовика Ил-2 времен Великой Отечественной Войны. Инициаторы проекта хотят, чтобы Ил-2 пролетел над Самарой на 70-летний юбилей Победы. Функционирующих штурмовиков в стране сейчас не осталось.
Сергей Балахонкин, председатель правления фонда «Патриоты Поволжья»: «Инициатива родилась два года назад, когда мы готовили фотографии для вручения ветеранам на майских мероприятиях. Один ветеран спросил нас: «Слабо ли вам запустить Ил-2 в воздух?». Мы подумали и решили, что идею необходимо воплотить, ведь Самара - центр авиационной промышленности. Город должен иметь символ силы, который смог бы объединить прошлое с настоящим. Через этот проект мы можем передать энергию победителей молодежи».
Владимир Зрелов, профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов СГАУ: «Патриотизм у молодежи нужно воспитывать. В этом проекте участвуют студенты СГАУ. Настоящий инженер получится только из того молодого человека, кто хоть раз в жизни сделал что-то своими руками. Многие наши студенты понимают это и сами просятся помогать проекту».
Евгений Смирнов, руководитель научно-технического экспертного совета проекта, инженер, летчик-инструктор: «Приходилось летать на наших самолетах на разных мероприятиях. И я вижу, как у мальчишек горят глаза, когда они видят летящий в воздухе самолет. Патриотическое воспитание должно быть не отвлеченным. Нужно показывать, чем и как мы победили. Ил-2 - символ победы в Великой Отечественной Войне. Думаю, к 70-летию победы мы успеем. Потом самолет будет базироваться в Самаре. Он сможет участвовать в различных праздничных мероприятиях, реконструкциях битв».
Заоблачные суммы и простые романтики
По информации инициативной группы, чтобы в 2015 году самолет был отреставрирован, необходимо 17-19 млн рублей.
Деньги нужны немалые, но необходимая сумма гораздо меньше затраченной на подобную работу американским коллекционером. Чтобы поднять боевую машину в воздух, гражданин США израсходовал около 2 млн долларов своих личных средств.
В Самаре богатых романтиков не нашлось. Члены инициативной группы помогают проекту, кто как может. Большинство из них – авиаторы, они возьмут на себя научно-техническую работу. Другие помогают с доставкой целых деталей штурмовика из разных уголков страны. Студенты аэрокосмического университета переводят чертежи самолета в электронный вид. Молодые специалисты ОАО «Кузнецов» займутся воплощением конструкторской мысли. Как говорится, с миру по нитке – голому рубашка. Однако, по словам авиаторов, без миллионных вложений не обойтись. Тут у патриотов возникли проблемы…
Поможем всем миром?
За всё время существования фонда с меценатов удалось собрать около 260 тысяч рублей. «Куйбышевские железные дороги» дали 10 тысяч рублей. Для сравнения, пенсионер, проникшийся идеей, пожертвовал авиаторам 2 тысячи рублей на заклепки. На проект скидывались и другие малообеспеченные категории граждан.
В своем буклете фонд выступил с обращением:
На буклете есть реквизиты фонда:
Хотят ли самарцы увидеть через два года в небе отреставрированный Ил-2 – покажет объем пожертвований. Члены инициативной группы уверены, что штурмовик полетит.
Дед и внук
Летчик-инструктор Евгений Смирнов с чертежами и часами Ил-2
Евгений Смирнов: «Я случайно подслушал разговор у бомбардировщика одного ветерана с мальчишкой. Мне кажется, это были дед и внук:
- Что это за самолет?
- Это бомбардировщик, мы на нем бомбили фашистов.
– Дед, а кем ты был?
– Штурманом. Вот на этом самолете мы воевали, мы победили фашизм.
Какой мы великий народ. Разговор был на английском».
Максим Агеев