Родители должны активнее вмешиваться в жизнь школы и образовательный процесс. Так считает министр образования и науки Самарской области Владимир Пылев. По мнению чиновника, молчание взрослых становится причиной многих проблем. Представители родительского сообщества в свою очередь заявляют, что их активность не всегда приносит результаты, а требования остаются неуслышанными.
До старта нового учебного года осталось всего несколько дней. Более 280 тысяч юных жителей Самарской области пойдут в школу 1 сентября. В преддверии этой даты в регионе возобновилось обсуждение проблем общеобразовательных учреждений. Самые острые споры вызвали снабжение учеников учебниками и введение школьного дресс-кода. И если установление требований к внешнему виду школьников пока относится к сфере нерешенных вопросов (необходимые нормативно-правовые акты планируют разработать к 1 сентября 2014 года), то решить проблему с учебной литературой не могут вот уже несколько лет. В министерстве образования и науки Самарской области заявляют, что со своей стороны делают все возможное.
По словам главы ведомства Владимира Пылева, за последние годы объем средств, выделяемых на закупку учебников для школ, увеличили в 2,5 раза – с 60 до 151–152 млн рублей. «Проблема заключается в том, что мы закупаем одни учебники, а некоторые преподаватели решают учить детей по другим. Закон допускает, чтобы школа сама выбирала образовательную программу и учебники, – отмечает министр. – Иногда получается, что учебники есть в школе, но дети ими пользоваться не могут».
При этом Владимир Пылев отметил, что министерство образования не всегда может диктовать условия школам, так как в этом случае они могут потерять свою индивидуальность и свой имидж. Однако, чтобы из-за этого родители неоправданно не тратили свои деньги, им необходимо активно вмешиваться как в работу учреждения, так и в образовательный процесс. «Много проблем в системе образования возникает от того, что родитель молчит. Он боится, что на его ребенке начнут отыгрываться, что он прослывет белой вороной. Однако при возникновении вопроса о покупке учебников, выборе образовательной программы родители должны спрашивать, зачем это нужно и оправданно ли это. Необходимо делать так, чтобы решение было совместным», – считает министр.
«Много проблем в системе образования возникает от того, что родитель молчит», – считает Владимир Пылев.
Аналогичная ситуация складывается и в вопросе введения школьного дресс-кода. «Шумиха возникла из-за непонимания. В законе идет речь не о форме, а о требованиях к внешнему виду школьников. Их должно сформировать каждое общеобразовательное учреждение при активном участии родителей. Обязывать покупать какую-то определенную форму, от определенных производителей в школах не должны», – отметил Владимир Пылев.
Однако руководство школ считает, что участие родителей в жизни школы должно быть строго дозированным. «Конечно, родители также являются участниками образовательного процесса. Однако слишком активно вмешиваться в этот процесс они не должны. Ни к чему хорошему такая деятельность не приведет. Это попросту неэтично, ведь они не профессионалы. И сейчас есть люди, которые приходят и учат нас, как работать. Но это неправильно. Родители сами выбирают школу, в которую отдать своего ребенка, и должны доверять ей», – считает директор самарской школы №58, депутат гордумы Алексей Дегтев.
Представители сообщества родителей тем временем недоумевают, почему власти считают их неактивными, и настаивают на своем праве вмешиваться практически во все аспекты работы школы. Впрочем, это не всегда приносит результаты.
«Мы говорим, требуем, но нас как-будто никто не слышит. Может быть, никто и не слушает, – считает председатель городского родительского собрания Тольятти Татьяна Яковчук. – Да, возможно, в вопросах выбора образовательных программ родители не всегда компетентны, но ведь когда нам дают выбор, все объясняют – это правильно. Нам же не все равно, как наш ребенок будет учиться».