Голливудские блокбастеры или российское игровое кино? Какие фильмы и где любит смотреть российский зритель? Как сделать так, чтобы он был доволен? И когда, наконец, русское кино будет зарабатывать больше американского? Ответы на эти и другие вопросы искали журналисты из регионов России, топ-менеджеры группы компании Viasat и независимые эксперты в сфере ТВ на конференции «Новое телевидение: развитие рынка и битва традиционных и инновационных сервисов».
Мероприятие состоялось 10 ноября в Москве.
Узнать, как снимается российское кино, представители региональных СМИ смогли, что называется, из первых уст.
На киностудии «Мосфильм» журналистам показали и рассказали о процессе кинопроизводства в подробностях: от создания грима и пошива костюмов до сооружения декораций целого города. В котором, кстати, снимались многие всеми любимые картины.
Отдельного внимания заслуживает мосфильмовский раритетный парк автомобилей. Практически все машины, представленные здесь, по несколько раз снимались в кино. Сейчас все они в рабочем состоянии и продолжают свою «кинокарьеру».
Востребованность автопарка «Мосфильма» на съемочных площадках вполне ожидаема: в России кино снимали, снимают и будут снимать.
Стремясь угодить изменяющимся вкусам зрителей и, конечно, заработать, российские кинематографисты пробуют создавать высокобюджетное кино, так называемее блокбастеры – фильмы с большим количеством спецэффектов. Из последнего на ум приходят, конечно, «Ночные дозоры», «Адмирал», «Сталинград».
Как показывает статистика, эти фильмы оправдали себя в прокате. Однако таких картин очень немного и производство их стоит очень недешево.
Поэтому зритель вынужден довольствоваться американскими фильмами, которые в изобилии «крутятся» в кинотеатрах.
Вместе с тем заслуживающие, по мнению кинокритиков, работы именитых режиссеров, например, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, прокатчики на поток не ставят: массово зритель на такие картины не ходит. Такое кино постепенно переходит в разряд авторского, штучного товара, а режиссер снимает «в стол».
Получается некий замкнутый круг: снимать блокбастеры пока российские режиссеры потоком не могут. Тем временем в России снимается огромное количество хорошего кино, но о нем никто не знает. А именно это кино, как правило, заставляет думать, рефлексировать…
Интересную точку зрения на возможное разрешение этой ситуации высказал кинокритик Антон Долин, который принял участие в конференции по приглашению Viasat.
«Государство должно перестать оплачивать русское кино, – сказал критик. – Конечно, это будет очень жесткая мера. Однако через пять лет она приведет к тому, что кинорынок «самоочистится» и станет на коммерческие рельсы. И тогда зритель сможет увидеть как качественные русские блокбастеры, которые будут окупать показы как «массового», так и «не массового», авторского кино».
Пока же такие картины, в том числе, можно увидеть на телевидении – на платных телеканалах. Участники конференции сошлись во мнении, что сегодня телевидение и кинотеатры существуют параллельно, не мешая друг другу, а даже дополняя. Блокбастеры, особенно, фэнтези, создают на экране целую вселенную, исследовать которую за полтора часа киносеанса невозможно. Зрителю хочется следить за жизнью героев в этой вселенной еще и еще. Поэтому из кинотеатра он плавно переключается на телевидение и смотрит следующие серии. Яркий пример – сериал «Игра престолов».
ТОП-4 предпочтений российского зрителя по тематике ТВ (по данным J'son and Partners Consulting):
1. Кино и сериалы
2. Спорт
3. Детские каналы
4. Познавательные (без канала «Дискавери», который позиционирует себя на рынке как «развлекательный»).
Как свидетельствуют независимые эксперты, именно кино является одним из драйвером, которые двигают этот рынок вперед. Ради просмотра фильмов и сериалов на платное ТВ подписывается треть всей аудитории. Поэтому в линейке каналов Viasat – почти половина каналов фильмовые.
Сколько времени российский зритель тратит на телесмотрение (по данным J'son and Partners Consulting):
• 2011 год – 222 минуты в сутки;
• 2012 год – 239 минут;
• 2013 год – 240 минут;
• 2014 – 244 минуты;
• 2015 (с января по октябрь) – 249 минут.
Вторым катализатором роста рынка является тематическое телевидение.
Как рассказал директор департамента ТВ и контента компании J'son and Partners Consulting, эксперт в области национального, регионального, тематического ТВ, рынка телевизионной рекламы Дмитрий Колесов, аудитория такого телевидения растет. Исследования показывают, что единожды заплатив за пакет тематического ТВ, люди продолжают смотреть его годами. Интерес не ослабевает потому, что производители контента постоянно предлагают новые каналы и новые опции.
«Во-первых, современный зритель предъявляет все большие требования к качеству изображения и звука. Во-вторых, возрастает спрос на уникальный контент, что ведет к формированию премиальных предложений. Поэтому мы приняли решение создать пакет VIASAT Premium HD, который максимально соответствует потребностям наших телезрителей», – рассказал Алексей Кроль. Благодаря контрактам, заключенным компанией VIASAT с четырьмя из шести ведущих кинокомпаний Голливуда (UNIVERSAL, Warner Brothers Pictures, 20th Centures Fox, SONY), у подписчиков дополнительного пакета есть возможность смотреть лучшие голливудские премьеры через 3-6 месяцев после окончания их проката в кинотеатрах на каналах TV1000 Premium HD и TV1000 MEGAHIT HD.
Пакет VIASAT Premium HD включает в себя каналы: TV1000 Premium HD, TV1000 MEGAHIT HD, TV1000 COMEDY HD, VIASAT Nature HD, VIASAT History HD, VIASAT Sport HD, VIASAT GOLF HD.
В 2016 году количество фильмов на киноканалах пакета Viasat Premium HD увеличится на 32%. Кроме того, абоненты пакета имеют возможность смотреть не только кино, но и документальные программы, а также спортивные обзоры, в том числе эксклюзивные трансляции матчей NBA в России.
Кроме того, в ближайших планах – запуск он-лайн кинотеатра TV1000 Play с дополнительными услугами: VoD-видео по запросу, catch-up (возможность выбора передачи из эфира и ее просмотра в удобное время), multiscreen (трансляция контента с мобильного устройства или из облака на ТВ), и так далее.
8-10 млн телевизоров будет продано в России по итогам 2015 года ( здесь и далее – прогноз J'son and Partners Consulting).
81,8 млн смартфонов и планшетов в данный момент находится на руках у населения.
в 2018 году эта цифра составит 150,5 млн устройств.
Фото: Фото автора и компании Viasat