В Самаре пожилые родственницы стали жертвами собственного психологического расстройства. Сестры захламили квартиру скарбом с ближайших помоек. Такое нездоровое накопительство стало причиной пожара. Обе пенсионерки погибли, отравившись угарным газом. При этом психологи отмечают, что «синдром Плюшкина» – не такое уж и редкое заболевание, и недуг порой бывает опасен для окружающих.
Трагический инцидент произошел 7 января текущего года. Пожар на улице Гая вспыхнул в 13:22. Огонь в одной из квартир распространился на площади 30 квадратных метров. По сведениям МЧС, к тушению привлекали 50 человек и 16 спецмашин. По сведениям очевидцев, пламя огнеборцы тушили и со стороны окон, и от входной двери. С возгоранием им удалось справиться в 13:48. Каковы последствия, смотрите в видеосюжете.
Впоследствии эксперты установили, что в квартире загорелись домашние вещи. Нонсенс заключался в том, что различных предметов в комнатах было значительно больше, чем в среднестатистическом жилье. Эти и другие подробности ЧП представители силовых ведомств и чиновники озвучили в четверг, 14 января.
«В квартире проживали две пенсионерки. Они были психически не совсем здоровы – несли в дом вещи с помоек. В итоге помещение захламили. В результате чего и произошел пожар. Женщины погибли, отравившись угарным газом», – сообщил начальник отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самаре Алексей Мамыкин.
В Самаре за новогодние праздники произошло 25 пожаров, погибло семь человек, в том числе один ребенок. Для сравнения: за аналогичный период 2015 года зафиксировали 22 возгорания, погибли два человека.
Пострадавшие были сестрами 76 и 78 лет. И у той, и у другой не было детей. Об их квартире и социальные службы, и полиция, и представители Госпожнадзора знали давно. О своеобразных «увлечениях» своих соседок жильцы дома на Гая сообщали в названные ведомства неоднократно. Как подчеркнула руководитель департамента семьи, опеки и попечительства администрации Самары Светлана Найденова, соцработники пытались воздействовать и на самих жительниц злополучной квартиры, и на их племянницу. Однако видимых результатов эта работа при всех усилиях не принесла.
Ранее на эту тему
Специалисты называют состояние, в котором находились пенсионерки, патологическим накопительством. Судя по их информации, такой недуг – не редкость. «Синдром возникает у пожилых людей, достигших определенного возраста. Чаще всего им страдают одинокие старики, чувствующие себя никому не нужными и материально не обеспеченными, – пояснила заведующая кафедрой медицинской психологии и психотерапии СамГМУ Ольга Ковшова. – Сначала накопительство – это просто времяпрепровождение, а потом – уже потребность хоть чем-то заняться. Синдром – это прогрессирующая умственная деградация. И соседям таких людей нужно сообщать о них в соцслужбы, санэпидемстанцию, участковому врачу и, возможно, даже отправить страдающих этим недугом на лечение в специализированные учреждения».
В противном случае такая ситуация может завершиться трагедиями, в том числе и пожарами, как на улице Гая. При этом представители администрации считают, что жители Самары должны сами беспокоиться о своей безопасности.
«Люди не задумываются о безопасности в своих квартирах, хотя должны это делать. Нужно иметь в помещениях хотя бы первичные средства защиты от огня, – отметил начальник отдела предупреждения и ликвидации ЧС на объектах недвижимости и пожарной безопасности управления гражданской защиты администрации Самары Сергей Семикоз. – Что касается происшествия на улице Гая, то тут спасла бы ситуацию установленная в квартире сигнализация. Если бы это оборудование в помещении имелось, то, возможно, женщины бы не задохнулись. Сигнал услышали бы если не сами жительницы квартиры, то соседи – и вовремя пришли бы на помощь».
В январе 2014 года в новогодние праздники в Москве, на улице Малой Грузинской произошел пожар в захламленной квартире. Погибла хозяйка жилья – пенсионерка, страдающая синдромом патологического накопительства.
Фото: Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Челябинской области, видео Данила Рябчикова