Город «Фирузжон — значит счастливый»: история киргиза, который переехал из Душанбе в Самару

«Фирузжон — значит счастливый»: история киргиза, который переехал из Душанбе в Самару

Он безупречно владеет русским языком, умеет готовить плов и не прочь пошутить над своей колоритной внешностью. За 15 лет жизни в Самаре Фируз Сафаров из скромного школьника превратился в разнопланового артиста. И продолжает путь к успеху с багажом из трех языков, стендап выступлений и театральных постановок. В беседе с 63.ru Фируз рассказал, за что его ставили в пример одноклассникам, как он попал на первую в своей жизни свадьбу, и на ком хочет жениться сам.

Фируз Сафаров родился в Душанбе. Его полное имя – Фирузжон, в переводе на русский означает «счастливый». Именно так его называют близкие.

– «Жон» – это что-то вроде вашего уменьшительно-ласкательного суффикса. То есть на русский лад мое имя бы звучало бы Фирузик или Фирузчик, – объясняет молодой человек.

В Таджикистане его отец служил в рядах вооруженных сил РФ, а мама училась в педагогическом институте на преподавателя английского языка.

– Садик и школа для детей военнослужащих были свои, поэтому моими друзьями в основном были русские. Нас возили в школу в специальных автобусах с вооруженной охраной. Вообще, я киргиз, и дома мы общались на киргизском языке. При этом во дворе с ребятишками я разговаривал на таджикском, а в школе – на русском, – рассказывает Фируз.

Переезд в Россию был связан с работой отца: у него появилась возможность перевестись по службе в Самару, где он видел лучшее будущее для своих родных. День приезда в город на Волге Фируз помнит хорошо: 22 августа 2002 года – день российского флага. Праздничного настроения не было: он скучал по родине, куда его тянула непреодолимая щемящая тоска. Но впереди был новый учебный год, и вскоре 10-летний Фируз приступил к занятиям.

– На перемене ко мне подошли два высоченных парня, и один из них спросил: «Ты рэпер или рокер?». Я не знал, что ответить, потому что совершенно не был в курсе о таком разделении людей, так что просто пожал плечами, – так он вспоминает первый разговор с одноклассниками. Впрочем, ребята из школы тепло встретили новенького. Например, когда выпал первый снег, они дружно звали его посмотреть на это зрелище в окно.

– Это было так мило, и я не стал рассказывать им, что, хоть в Душанбе и жарко, но тоже бывает снег, а на вершинах гор его можно видеть и летом, и зимой. Я просто им подыграл, изумляясь медленно вальсирующим снежинкам, – вспоминает Фируз.

По его признанию, в школе он был серой мышкой и ничем, кроме учебы, не интересовался. Зато учителя ставили его в пример: мол, вот, для человека русский язык не родной, а он деепричастные обороты правильно выделяет и сочинения хорошие пишет. Одно из них, посвященное родине, учительница даже зачитала вслух перед всем классом. Тогда способный ученик понял, что чувствуют актеры, которым вручают «Оскар».

Но как бы приветливо его ни встречали школьные товарищи, Фируз тосковал по Душанбе и каждый раз считал дни до конца учебного года. До десятого класса все летние каникулы он проводил на родине. Но со временем практически все его друзья переехали в разные города России, в том числе в Самару. Общение с родственниками тоже вышло на другой уровень: на смену длинным письмам пришел Интернет.

Несмотря на то, что с переезда в Россию минуло уже 15 лет, и русский язык стал основным в их жизни, семья Фируза придерживается своих национальных традиций.

– Мы празднуем Курбан байрам: барашка не режем – в квартире это проблематично, но мама готовит плов, к нам приходят родственники и знакомые из Таджикистана, которые живут здесь. Накрываем дастархан, стелим матрасы, самый старший и уважаемый гость читает молитву, и мы по-турецки садимся за трапезу. Мама готовит вкуснейшие национальные блюда: плов, лагман, манты, дамламу, шурпу. Я научился у нее пока что готовить только плов, но надеюсь, что расширю свои кулинарные способности, – делится Фируз.

Но молодой человек не всегда так легко открывал новые таланты. После школы он не представлял, чем хочет заниматься. В итоге за компанию с другом поступил учиться на маркетолога, ничего не зная маркетинге. Особенно юноша переживал за творческие способности, ведь по собственному признанию не умел ни петь, ни танцевать, а выступление перед публикой было для него самым страшным кошмаром. Но к середине учебы в университете Фируз неожиданно сыграл главную роль на внутривузовской елке.

– Потом появилась возможность играть в КВН, где я неплохо выносил стулья на сцену для миниатюр. Наша команда на общегородском уровне вряд ли кому-то запомнилась, но на 5 курсе мне удалось поучаствовать в телепрограмме «Камеди баттл». До сих пор помню, как расстраивался из-за неудач, который меня тогда постигали. Но сейчас понимаю, что все не зря, и нужно уметь проигрывать, а, может, даже любить, – отмечает Фируз.

Потом он работал в местных СМИ, сначала – маркетологом, потом – главным редактором. А после все бросил и решил заниматься проведением праздников.

– В роли ведущего я оказался при забавных обстоятельствах. Мне уже было 22 года, все ровесники кругом женились, друзей у меня всегда было немного, а никто из знакомых на свои не звал свадьбы. А мне почему-то так хотелось туда попасть, даже неважно в какой роли. И я предложил подруге провести ее свадьбу, и вот буквально первую свадьбу, на которой мне удалось побывать, я вел, – вспоминает Фируз.

Но от карьеры юмориста он не отказался и увлеченно занимался стендапом. А на одном из тематических фестивалей внял совету профессионалов и решил посещать курсы актерского мастерства. Так в его жизни появился театр. В составе любительской труппы Фируз выходит на сцену уже третий год и с упоением вспоминает самую первую роль царя Ахашверона – наивного, импульсивного пьяницу-весельчака в пуримшпиле самарского драматурга Стаса Фурмана.

Яркая внешность Фируза часто играет ему на руку, как артисту.

– Людям нравится, когда я смеюсь над собой. Если я веду мероприятия в клубах, то честно признаюсь, что рад быть ведущим в этом заведении, потому что, в ином случае, с моей внешностью я вряд ли бы прошел фейс-контроль, – делится Фируз. Впрочем, ему приходится сталкиваться и со стереотипами о приезжих гражданах. Например, на улице его частенько останавливают стражи порядка – проверить документы. А недавно и вовсе произошел курьезный случай: Фируз ехал по ночному городу и увидел голосовавшую на остановке девушку. Молодой человек вызвался ее подвезти, но в ответ она сильно испугалась и была готова убежать. К счастью, юноше удалось убедить барышню, что он не собирается причинить какой-то вред, знакомиться или приставать.

– Это нормально, что местные мигрантам не рады, думаю, так будет всегда и везде. Но мне кажется, русские толерантно относятся к приезжим. Например, я не встречался с дискриминацией в плане устройства на работу или переговоров с заказчиками о корпоративах и свадьбах. Единственное, мне кажется, приезжим сложно работать продажниками. Иначе первые две минуты телефонного разговора уйдут на то, чтобы понять, как выговариваются наши сложные для русского слуха имена, – шутит Фируз.

Он убежден, что успех в карьере зависит в первую очередь от самого человека. Многие его соотечественники приезжают в Россию из Таджикистана не от хорошей жизни: их главная цель – прокормить семью, которая ждет на родине. Если получается, это можно уже считать успехом.

За годы жизни в Самаре Фируз понял, что в менталитете русских и таджиков есть много общего.

– Несмотря на всякие строгие предписания, регламенты, и русские, и таджики в первую очередь поступают не так, как надо, а как подсказывает совесть и сердце. А еще и у русских, и у таджиков очень широкая душа. На те же свадьбы мы готовы отдать свои последние сбережения, и даже в долг взять, лишь бы все было на высшем уровне, – объясняет молодой человек.

Кстати, о свадьбах. Минувшим летом родители отправили Фируза на родину в надежде, что он найдет себе невесту. Но сам юноша, не хочет ставить себе какие-то ограничения в поиске второй половины.

– Хочу жениться на той, которую безумно полюблю, и которая также полюбит меня в ответ. Это будет главным критерием, а не национальность. Конечно, родители рекомендуют жениться на девушке-мусульманке, но я думаю, что если жить не смогу, скажем, без буддистки-филиппинки, то рано или поздно им придется просто принять мой выбор и смириться с ним, – уверен будущий жених.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области».

Фото: Фото предоставлены Фирузом Сафаровым

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления