Спасение от пробок. Так позиционировали автоматическую систему управления дорожным движением при монтаже на Московском шоссе и Ново-Садовой. Но по факту получилось, что вместе с разгрузкой главных магистралей Самары появились и новые проблемы, с которыми приходится справляться вручную. Что же нужно для того, чтобы система дала столь долгожданный эффект? 63.ru ответили эксперты и представители общественности.
Автоматическую систему управления дорожным движением (АСУДД) установили на Московском шоссе и улице Ново-Садовой в преддверии чемпионата мира по футболу. Целью было обеспечить проезд автобусов с болельщиками к стадиону «Самара Арена» без пробок. Попутно планировалось разгрузить главные магистрали и для горожан.
АСУДД представляет собой светофоры, системы видеонаблюдения, детекторы транспорта, линии связи, дорожные табло и координирование управления дорожным движением. 63.ru публиковал репортаж о том, как работает система. У нее есть четыре основных режима.
Суть заключается в том, что система на основе внесенных оператором и собранных с камер данных автоматически регулирует работу светофоров, а соответственно и транспортные потоки. «Умные» светофоры как бы «сообщают» друг другу о ситуации на дорогах, чтобы подстроиться под поток машин. Результатом этой работы должно стать отсутствие пробок. Но вот прошло уже полгода, а пробки как на Московском шоссе, так и на Ново-Садовой до сих пор остаются довольно частым явлением.
Проблемы периодически возникают всё в тех же местах, где еще до АСУДД образовывались пробки. Это перекресток с улицей Советской Армии, район Центрального автовокзала и пересечения с Революционной, а также участок от станции метро «Московская» до Мичурина. Только на последнем отрезке дороги еще появилось кольцо со множеством пешеходных переходов. На всех вышеперечисленных участках операторы АСУДД проводят эксперименты, дабы найти нужный режим работы светофоров. Мнение автомобилистов они спрашивают в социальных сетях.
За месяцы работы АСУДД вскрылась еще одна проблема. Как считает руководитель общественного движения «Дорога63», член ОНФ, депутат Самарского района Аркадий Лазарев, ее создатели отдали приоритет автомобилистам, а про пешеходов забыли.
— Эффект от АСУДД достаточно односторонний. Московское шоссе едет, но за счёт поперечников и пешеходов, которым сокращают время для перехода проезжей части. Горожане обращаются к нам с жалобами на пешеходные фазы, рассчитанные не в интересах людей. Не стоит забывать, что впереди осень и зима. Стоять по три минуты, как это недавно было сделано на Ново-Садовой — Лейтенанта Шмидта, неприемлемо. После обращения ОНФ через твиттер время скорректировали. Система должна работать на благо города, но пока она работает только на благо Московского шоссе, — считает активист.
Автомобилисты же пожаловались на отключение таймеров для водителей на Московском шоссе.
Вот такой ответ на жалобы автомобилистов опубликовали представители АСУДД.
— Работа табло обратного отсчета времени с системой АСУДД не может быть корректна, так как табло отсчитывает время предыдущей фазы и показывает его в следующей. В случае с фиксированным режимом работы, в котором времена фаз не изменяются, его значения остаются одинаковыми. Таймеры некоторое время работали с АСУДД, и многие водители видели, что они показывали некорректное время. Их поэтому и отключили. На Ново-Садовой таймеры есть только в пешеходных светофорах. Они показывают фиксированное время, которое АСУДД не может изменять, — объяснили специалисты.
Недоумение у самарцев вызывает и необходимость установки дорожных табло. Большую часть времени они транслировали данные об ограничении скорости, а во время матчей ЧМ и итоги встреч футбольных команд. И только недавно начали транслировать информацию о времени выезда из Самары. В идеале же на табло также должны показывать схемы дорожного движения с обозначением пробок и различных вариантов их объезда.
При наблюдении за всеми этими проблемами возникает резонный вопрос. А что хорошего, собственно, дала АСУДД? На это 63.ru ответили в Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области и региональном управлении ГИБДД.
— В Самаре более 1,2 миллиона автомобилей. Их количество растет ежегодно на 5–6%. По данным системы АСУДД, теперь среднее время в пути по участку от Мичурина до микрорайона «Новая Самара» сократилось на 21–38%. Донастройка системы находится в постоянном режиме и зависит от транспортных потоков в разное время суток, сезонности, — сообщили в Минтрансе.
По словам представителей ведомства, в перспективе систему внедрят на территории всего города. Сейчас чиновники вместе с сотрудниками городской администрации решают, с каких улиц нужно начать. В ГИБДД советуют в первую очередь обратить внимание на поперечники.
— Наблюдение показывает, что ситуация на Московском шоссе и Ново-Садовой изменилась в положительную сторону. Но утверждать, что произошло это только за счет работы АСУДД, неверно. Всё-таки дороги отремонтировали. На Московском шоссе построили транспортные развязки. Всё это в совокупности и привело к улучшению дорожной обстановки. В целом АСУДД необходимо развивать на территории всего города, но в первоочередном порядке на дорогах, соединяющих Московское шоссе и улицу Ново-Садовую, а также на вылетных магистралях города, то есть тех, что ведут из центра города за его пределы, — прокомментировали в УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области.
А как вы считаете, «умные» светофоры разгрузили Московское шоссе и Ново-Садовую от пробок?
Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.