Город подробности По Волге несколько дней дрейфовала боевая подлодка

По Волге несколько дней дрейфовала боевая подлодка

Сотрудники музея Сахарова рассказали, как «ловили» субмарину

Боевая лодка на Волге — зрелище фантастическое

В начале апреля тольяттинцы, которые вышли прогуляться на набережную, стали свидетелями диковинного зрелища — по Жигулевскому морю плавала огромная подводная лодка и дрейфовала самостоятельно без матросов и капитана.

Картина для Тольятти необычная, но и ситуация сложилась непростая: субмарина весом 2000 тонн — не щепка в море и в свободном плавании способна натворить немало дел. Тем более что подлодка медленно, но верно подплывала к ГЭС, рискуя покрушить инфраструктуру плотины.

Что же произошло? Как боевая лодка оказалась посреди Жигулевского моря? И почему ее ловлей занялись сотрудники сухопутного музея? Обо всём этом — в нашем материале.

«Высотой с пятиэтажку, весом в 2000 тонн»


Сначала немного о том, как и почему боевая техника оказалась на побережье Волги около Тольятти. Подводная лодка Б-307 была построена в 80-х годах прошлого века на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Техника впечатляет габаритами: длина субмарины — 91 метр, высота равна пятиэтажному дому, а вес — 2000 тонн.

Технические характеристики: длина — 90,2 м, ширина — 8,6 м, водоизмещение подводное — 4600 т, скорость подводная — 15 узлов, максимальная глубина погружения — 300 м, экипаж — 78 человек, автономность плавания — до 90 суток. Работа — на дизельном топливе.

Осенью 1980 года подлодку спустили на воду, и она в составе Северного флота в составе 4-й эскадры подводных лодок бороздила многие моря: от Баренцева до Средиземного. Например, известно, что она заходила в порты Аннаба в Алжире и Тартус в Сирии. О прочих деталях боевых операций субмарины известно мало — задания были секретными. Но в 2001 году она свой срок отработала, подлодку списали.

Вот и встал вопрос: что с ней делать дальше: разобрать на запчасти или оставить как есть. Тогда и возникла идея передать ее в технический музей ВАЗа Тольятти.

Парковый комплекс имени Сахарова или технический музей АВТОВАЗа открылся в Тольятти 2001 году. Идея принадлежит вице-президенту автогиганта Константину Сахарову. Сейчас на территории музея стоят 460 различных экспонатов. Это образцы различного вооружения времен Первой и Второй мировых войн — бастионные орудия. Гаубица, советские и чешские танки, система залпового огня, та самая легендарная «катюша», артиллерийские установки, есть зенитная пушка «Бофорс» и та самая подлодка Б-307.

Идея заполучить необычный экспонат пришла в голову основателю музея — вице-президенту автогиганта Константину Сахарову. В итоге ВМФ продал ее тольяттинцам за символические 768 тысяч рублей — сумма скромная, учитывая ценность субмарины. Оставалось ее перевезти из Санкт-Петербурга в Тольятти. Лодку было решено доставлять по воде — по Волго-Каспийскому пути.

Даже издалека видно, что лодка просто огромная

«Из Кронштадта привезли по воде в Тольятти»


Из Кронштадта в Тольятти лодка преодолела путь длиной 2246 км, и везли ее большей частью по воде — на понтонах и буксирах. Доставка сама по себе была сенсационной — раньше такие огромные технические сооружения целиком по воде не перевозили — разрезали, разбирали на части, а потом уже на месте сваривали и окрашивали, воссоздавая первоначальный вид.

Б-307 тоже готовили — выгрузили балласт, загерметизировали, сделали ее непотопляемой. Потом установили 8 понтонов, привязали тросами к двум толкачам и повезли. За время пути субмарина прошла 8 разводных мостов в Санкт-Петербурге, 22 шлюза, и некоторые из них были очень узкими для техники такого размера — всего 17,1 метра. Но все таки подлодка прошла и благополучно пришвартовалась к порту Комсомольского района. А потом случился шторм, тросы порвались, и ее вынесло в Жигулевское море. Для возвращения лодки в речной порт понадобилось несколько дней.

«Летучий голландец» на Волге


Операция по возвращению и швартованию подводной лодки — экспоната технического музея ВАЗа (ныне Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова) — проходила 18 лет назад в 2004 году как раз в эти дни — с 3 по 5 апреля.

Дело было так, что в апреле 2004 года подводная лодка Б-307 стояла у берега поселка Приморского, будучи вмороженной в лед, на месте будущего подъема (на якоре!). Ночью подул сильный ветер, ледяное поле оторвалось от берега, и лодка стала дрейфовать на фарватер... Рано утром позвонил охранник и сообщил, что тросы не выдержали и порвались, подводная лодка значительно удалилась от берега. Якорную цепь и якорь быстро поглотили ил и пески волжского дна.

Подводная лодка на пристани — редкое зрелище. Народ приехал посмотреть на диво семьями

Сообщению сначала не поверили. Между берегом и кораблем уже появилось пространство чистой воды. Субмарину пытались вернуть, заведя трос на моторке. Операция не удалась, трос утонул. Лодка направилась в сторону пирса Автозаводского района. Это было волнующее зрелище. Субмарина сидела в воде по ватерлинию. Лодка — без понтонов, без экипажа, судовых огней, антенн, перископов и прочих романтических вещей дрейфовала по акватории Жигулевского моря в сторону ГЭС.

Ситуация вызвала тревогу. Пару дней жители и гости Тольятти любовались картиной: черная лодка, белые льды, синеющие горы вдали и зеленые лица ответственных товарищей... Предлагались даже крайние меры — бомбардировать лодку с использованием боевых вертолетов Сызранского училища. Вызванные из речного порта Тольятти два буксира быстро решили проблему. Один буксир ломал лед, второй тянул подводную лодку. Вскоре «отвязную подлодку» доставили в речпорт Тольятти. Там она простояла до октября 2004 года, пока готовился девяностометровый стальной настил для подъема и транспортировки в Технический музей ВАЗа. Но это уже другая история.

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Тольяттинского краеведческого музея и Паркового комплекса имени Константина Григорьевича Сахарова.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления