Журналистам до всего есть дело. Вот, например, что происходит с товарами из корзины маркетплейсов после того, как нажмешь кнопку «Заказать»? Примерно об этом думала Виталия, оформляя очередную доставку. Подумано — сделано. Журналистка решила выйти на работу оператором склада маркетплейса, а заодно трудоустроила туда фотографа. Вместе они выяснили, что такое фулфилмент-центр и какой путь здесь проходят заказы покупателей.
Как попасть на работу
В эксперименте Виталии отразились два больших тренда на рынке труда. Во-первых, ретейл и логистика входят в топ главных «поставщиков» вакансий: по данным hh.ru, за последний год нехватка сотрудников в этих сферах стала ощутимо заметной. Во-вторых, в индустрии очень ощутимо выросли зарплаты: склады растут как грибы после дождя, а крупные игроки конкурируют за кадры, — по данным «Авито Работа», в 2024 году рост зарплат для сотрудников склада составил 54%. Виталия изучила несколько предложений и решила откликнуться на вакансию фулфилмент-центра Ozon.
Выйти в фулфилмент-центр на подработку оказалось очень просто. Всё начинается в приложении Ozon.Job. Регистрация простая: выбираешь склад и записываешься на удобную смену. Город, склад, график и загрузка — всё это тоже на собственное усмотрение. Но если в планах постоянная занятость и карьерный рост, то нужно переходить в штат.
Первый день на складе
Утром в назначенный день нас ждал бесплатный корпоративный автобус. Когда мы приехали, меня поразил масштаб. Площадь самарского фулфилмент-центра в Преображенке составляет 46 тысяч квадратных метров по полу. Сотрудники приходят в коллектив из разных районов города и даже области.
Первое, куда попадают все новички, — это бюро пропусков. Тут выдают временный пропуск по паспорту, а позже уже постоянный.
Дальше нужно пройти через «расческу» — так называют здесь турникеты. Затем — добраться до кабинета, где проводят инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и презентацию должностных обязанностей.
Суть инструктажа такая: быть аккуратными и внимательными. Не залезать на стеллажи, не перебегать дорогу технике, держаться за перила на крутых лестницах и так далее. А еще оставлять личные вещи и украшения в личном шкафчике, чтобы случайно не зацепиться ими об стеллажи или конвейеры.
На презентации должности нам подробно объяснили суть нашей работы и растолковали термины. После обучения мы получили форму: футболку, брюки, куртку и кроссовки.
Время незаметно подошло к полудню — пора обедать. На территории центра организовано питание для сотрудников. Здесь всё как в старых добрых столовых: под звон ложек и говор сотрудников берешь поднос, проходишь через линию раздачи, принимаешь из рук буфетчиц борщи, котлеты с пюре и салаты.
А вот и самое приятное: в большинстве городов, где работают фулфилмент-центры, по персональному пропуску обед бесплатный.
С 12:30 новички уже выходят на практику под присмотром специалистов по обучению. Она проходит в самом сердце фулфилмент-центра, где происходит всё, ради чего затевался эксперимент. Первый день завершается аттестацией. Тестирование сложно провалить, так как к тому времени ты уже полностью погружаешься в работу и знаешь все основные моменты и специфику своей должности.
ТСД, КТЯ, точки сброса и прочие обитатели склада
Фотографу пришлось оставить камеру за пределами склада, а мне — телефон. Объясняют это просто. Так легче контролировать сохранность товаров и не нужно выяснять, кому принадлежит та или иная вещь — одному из полутора тысяч работников или продавцу товара. Поэтому все личные вещи сотрудники оставляют в шкафчиках в раздевалке и сейфах перед входом на склад. Все вещи точно останутся в целости и сохранности: шкафы и сейфы закрываются.
На складе товар проходит путь, который начинается с приемки и заканчивается отгрузкой в фуры, которые привозят заказ в город покупателя. На первых этапах работают сотрудники размещения и подбора. Их вотчина — зона приема и мезонина. Так называют огромные стеллажи, которые наполняют сотрудники размещения. Они сканируют куар-коды на товарах своими ТСД — терминалами сбора данных — и расфасовывают их по ячейкам, которые отражаются на экранах терминалов.
В свою очередь, сотрудники подбора забирают товары из этих ячеек, складывают в тары и отправляют дальше — на конвейер. Лента отвозит товар в зону консолидации. Если товар габаритный или хрупкий, то подборщик доставляет его на другие точки сброса. Отдельная точка есть и для всех пищевых жидкостей.
Запутаться в системе сложно: все товары, ячейки и тары имеют свой куар-код. Сотрудник сканирует его и видит на экране устройства, куда положить товар или где его искать. Некоторые сотрудники подбора собирают по 800 товаров за смену, другие — по полторы-две тысячи. Зарплата складывается из количества «кликов» по куар-коду и типа товара. Чем тяжелее и габаритнее позиция, тем больше ставка.
В среднем если собрать за день 1200 товаров, то можно получить больше 6000 рублей за смену. Неплохо как и для подработки, так и для основной занятости. У меня получилось заработать за первый день 4000 рублей, но я явно отставала по темпам от опытных коллег.
В зоне консолидации товар отправляют на сортировку или на упаковку. Работники сортировки трудятся среди «домиков». Это решетчатые стеллажи с КТЯ — картонными тарными ящиками. Это те самые коробки, которые покупатели видят в пунктах выдачи заказов.
Сортировщики берут товар, который им привезли после консолидации, сканируют и отправляют в нужный КТЯ. Когда коробка наполняется, ее отправляют дальше по конвейеру — на палетирование, а затем в машину и на ПВЗ. Крупногабаритный и хрупкий товар доставляют к фурам отдельно.
Упаковщики работают с более мелким товаром, который потом отправляют в постамат. К ним приносят КТЯ с монозаказами или мелкими легкими вещами — заколочками, к примеру. Если они без упаковки, то работники помещают их в фирменный пакет или в маленькие коробочки. Дальше — снова лента конвейера и отгрузка в грузовики.
Кстати, фулфилмент-центр может стать и просто перевалочным пунктом для каких-то товаров, с которого они поедут дальше по стране. Для этого на складе есть отдельная зона размещения грузов.
Фишки фулфилмент-центров
Фулфилмент-центр — это высокотехнологичный объект. Его работа построена на WMS (warehouse management system — система управления складом). В нее загружают все данные о товарах, местах его хранения, траектории, по которой сотруднику быстрее до него добраться на складе. Сюда же подгружаются данные сотрудников, чтобы можно было отследить, через чьи руки прошел тот или иной товар.
Строительство фулфилментов в разных регионах позволяет сокращать сроки доставки вплоть до одного дня. Как нам объясняли на обучении, главная задача маркетплейса — сократить расстояние от товара продавца до покупателя. Только так можно доставить товар быстро в любую точку страны.
Фулфилмент-центры строят в основном за городом. Причин несколько. Во-первых, в черте города сложно найти достаточно места для постройки такого сооружения. Во-вторых, один такой хаб может обслуживать сразу несколько городов или даже областей, в зависимости от региона. Поэтому важно, чтобы он был равноудален от этих локаций. В Самаре фулфилмент-центр обслуживает ПВЗ и постаматы области, а также близлежащих регионов.
Если подытожить, то фулфилмент-центр неправильно называть складом, потому что его функционал гораздо шире, а товар находится тут минимальное время.