ƒублирующие коммерческие маршрутки ликвидируют
ƒублирующие коммерческие маршрутки ликвидируют

¬ласти —амары прочно вз€лись за общественный транспорт. “еперь под раздачу попадут коммерческие маршруты. »х хот€т сократить. ѕричина — желание увеличить прибыль на муниципальных маршрутах, в том числе трамвайных и троллейбусных. ¬едь ћѕ-перевозчик переживает т€желые времена.

¬опрос о судьбе муниципального предпри€ти€ «“рамвайно-троллейбусное управлени€» (““”) возник на фоне решени€ властей —амары оптимизировать работу городского общественного транспорта. ѕожалуй, первым этапом этой масштабной реформы можно назвать передачу в аренду частной компании автобусов «ѕассажиравтотранса».

¬се автобусы «ѕассажиравтотранса» передали частной компании
¬се автобусы «ѕассажиравтотранса» передали частной компании

ѕричиной стало сложное финансовое состо€ние муниципального предпри€ти€.  ак по€сн€ли городские власти, «ѕассажиравтотранс» не в состо€нии своевременно находить средства дл€ внесени€ текущих платежей, обеспечени€ текущей де€тельности ћѕ.

—ейчас большую часть городских автобусных маршрутов обслуживает «—амараавтогаз».   сожалению, без сбоев пока не обходитс€. ѕретензии у горожан возникли, в частности, к работе автобусов, которые курсируют на окраины города, например, на  расную √линку. √ородские власти постарались оптимизировать работу маршрутов. —ейчас департамент транспорта ищет арендодател€ дл€ 43 новых автобусов Ћиј«, которые всего пару лет назад брал в лизинг.

ѕохожа€ ситуаци€ складываетс€ в ““”. ¬ 2017–2018 годах муниципальное предпри€тие получило несколько кредитов на пополнение оборотных средств.   тому же нехватку финансировани€ представители ћѕ подтвердили в ответе на жалобу горожан на тр€ску в вагонах трамваев во врем€ поездок по городу. ѕо их словам, чтобы пассажиры ездили с комфортом, нужно покупать новые составы и рельсы. 

Ќа городские маршруты вывод€т трамваи, которые закупали еще в советские годы
Ќа городские маршруты вывод€т трамваи, которые закупали еще в советские годы

— «а счет собственных средств ““” сделать это не сможет. Ќужно финансирование из бюджетов различного уровн€, — констатировали представители ћѕ.

ќ последстви€х: 16 июл€ около автостанции «јврора» произошло серьезное ƒ“ѕ с участием трамва€. ” состава, который двигалс€ по маршруту № 1, сломалось заднее колесо. ¬агон повело. ¬ результате он врезалс€ в маршрутку. ѕострадали 6 человек. 63.ru публиковал видео с места происшестви€.

Ќо у городских властей, суд€ по всему, есть план по увеличению эффективности и прибыльности муниципальных трамвайных и троллейбусных маршрутов.

— —ейчас сотрудники департамента транспорта рассматривают вопрос оптимизации маршрутной сети —амары. Ёто св€зано с сокращением количества коммерческих маршрутов, дублирующих движение муниципальных, в том числе трамвайных и троллейбусных. ќдновременно на обозначенных муниципальных маршрутах департамент планирует увеличить количество подвижного состава, — сообщили 63.ru в администрации —амары. 

¬прочем, по мнению некоторых экспертов, более эффективным может стать, например, передача имущества ““” частному инвестору, как это сделали с «ѕассажиравтотрансом».

¬ —амаре работают 24 трамвайных маршрута
¬ —амаре работают 24 трамвайных маршрута

“рамвайно-троллейбусное управление основали в 1915 году. —ейчас на его долю приходитс€ более 60% пассажирских перевозок в —амаре. ѕарк подвижного состава состоит из 424 трамваев и 236 троллейбусов. ќни работают 24 и 14 маршрутах соответственно. ѕоследний раз город покупал трамваи в прошлом году к мундиалю. –ечь идет о дес€ти трехсекционных вагонах ”сть- атавского завода, которые предоставили в лизинг. ѕлатить за них придетс€ еще несколько лет. 

— я еще несколько лет назад говорил о том, что только самарское метро останетс€ муниципальным, а все остальные предпри€ти€, ответственные за работу общественного транспорта, приватизируют. —в€зано это с неэффективным, на мой взгл€д, расходованием бюджетных средств. ¬ «ѕассажиравтотрансе», на мой взгл€д, это была покупка в лизинг больших автобусов. ¬ ““” же нужно провести внутреннюю ревизию и разобратьс€, какие расходы неэффективны. Ќо € считаю, что решать проблемы муниципальных транспортных предпри€тий за счет отмены коммерческих маршрутов противоречат правилам рынка. ≈сли они удовлетвор€ют население, имеют спрос, а перевозчики ничего не нарушают, почему они должны закрыватьс€? Ќужно оптимизировать сами муниципальные транспортные предпри€ти€, а не ущемл€ть частников. Ѕолее сложный вариант — привлечь инвестора. “рамвайно-троллейбусное управление может быть прибыльным. Ќа его маршрутах большой пассажиропоток. Ќо нужно пересмотреть количество предоставл€емых льгот, посчитать стоимость активов ћѕ и объем средств, которые частник должен вложить в ее развитие. Ќу, и конечно, стоит вопрос окупаемости такого масштабного вложени€, — считает почетный президент национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов ƒмитрий яковенко.

«а 2017 год трамваи и троллейбусы перевезли в —амаре 83,6 миллиона пассажиров
«а 2017 год трамваи и троллейбусы перевезли в —амаре 83,6 миллиона пассажиров

ј вот руководитель центра общественного взаимодействи€ јндрей »шмуратов находит решение городских властей эффективным. ѕо его мнению, именно отсутствие транспортного планировани€ привело к банкротству «ѕассажиравтотранса» и т€желому положению в ““”, повышению цен на проезд и урезанию льгот дл€ социально незащищенных граждан.

— Ёту работу нужно было делать не вчера, а позавчера. ƒублирование губит общественный транспорт. ѕолучаетс€, у нас на јэродромной или јнтонова-ќвсеенко ходит много почти одинаковых маршрутов, а на ƒыбенко, ћориса “ореза или ћаксима √орького транспорта практически нет. ¬ одном месте у нас водители дерутс€ из-за пассажиров, а в другом — горожанам приходитс€ брать автобусы или трамваи штурмом. Ѕыло впечатление, что маршрутную сеть строили в интересах коммерческих перевозчиков. —ейчас настало врем€, когда откладывать больше нельз€. “ранспортную политику нужно строить, исход€ из долгосрочных интересов пассажиров, которые заинтересованы в стабильной, ритмичной, безопасной, быстрой и комфортной работе автобусов, трамваев и троллейбусов, а никак не в маршрутках-«шайтанчиках», — считает јндрей »шмуратов.

¬ —амаре сократ€т количество коммерческих маршрутов
¬ —амаре сократ€т количество коммерческих маршрутов

ѕо его словам, если администраци€ —амары осуществит свой план, то ““” будет способно самосто€тельно решить свои проблемы, а значит, за трамвайные и троллейбусные маршруты продолжит отвечать муниципальное предпри€тие, а не частник. 

— ”читыва€ низкую себестоимость по сравнению с автобусным транспортом, предпри€тие выйдет на операционную прибыльность и сможет расплатитьс€ со всеми долгами. Ќо представл€етс€ разумным, если в ““” вложатс€ крупнейшие поставщики электроэнергии. Ёто будут так называемые «вложени€ в развитие потребление». ¬едь муниципальное предпри€тие €вл€етс€ одним из крупнейших потребителей электроэнергии в области, — предложил активист.