Ждать или нет жителям Крутых Ключей трамвайную ветку? Как обстоят дела с организацией платных парковок в Самаре? Как власти работают с безнадзорными животными? О самых актуальных проблемах из жизни города мы поговорили с первым вице-мэром Самары Владимиром Василенко.
«Мы готовим заявку на новые трамваи и троллейбусы»
— Владимир Андреевич, будут городские власти увеличивать количество автобусов на дачных маршрутах? Дачники жалуются, что сейчас, в период сбора урожая, места в автобусах не хватает пассажирам с ведрами и коробками.
— Нужно понимать, что если мы на одних маршрутах добавим транспорт по средам, пятницам и субботам, то на других придется сократить. Но, с другой стороны, с нас никто не снимал соблюдение санитарных правил — ношение масок и соблюдение дистанции.
Пассажиропоток на дачных маршрутах составляет порядка 80% от уровня прошлого года. По мере возобновления при необходимости будем увеличивать количество автобусов на маршрутах. Предполагаем, что это произойдет не раньше середины августа.
— Кстати, про трамваи. На каком этапе находится сейчас разработка концепции проведения трамвайной ветки в Крутые Ключи?
— Этот проект не из дешевых. Строительство трамвайной ветки от улицы Ташкентской до стадиона «Самара Арена» обошлось более чем в миллиард рублей. Логично, что ветка до Крутых Ключей обойдется во много раз дороже. Вопрос — так ли она нужна? Сейчас по заказу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области готовится научно-исследовательская работа по Самарско-Тольяттинской агломерации, в том числе в ней будут предложены меры по развитию маршрутной сети. Предполагается задействовать для пассажирских перевозок не только автобусы, трамваи, троллейбусы и метрополитен, но и высокоскоростную железнодорожную ветку от ж/д вокзала до Тольятти с промежуточными остановками на платформах Пятилетка и Ягодная. В том числе этот транспорт позволит обеспечить транспортное сообщение микрорайона Крутые Ключи с центром города. В перспективе также развитие транспортно-пересадочного узла на стадионе «Самара Арена», где есть возможность состыковать автобусные маршруты с трамвайными.
На следующий год будет отремонтирована трамвайная ветка по улице Ташкентской от Московского шоссе до Демократической. Это «хребтовый» участок трамвайных путей, где проходят основные маршруты. Выполнение ремонта позволит ускорить движение трамваев и сделать его более комфортным, обеспечив плавный ход.
— Планируется в ближайшее время обновление подвижного состава общественного транспорта в Самаре?
— В 2020 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» для Самары предусмотрена закупка 25 современных автобусов большой вместимости. Сейчас проводятся все необходимые процедуры, поставка автобусов предварительно планируется на сентябрь.
Также мы формируем заявку на 2021 год. Планируем включить в нее 44 единицы электротранспорта (23 трамвайных вагона, 21 троллейбус). Решение по этой заявке ожидаем ближе к концу года, и тогда мы уже сможем точно сказать, сколько новых единиц транспорта приобретем.
— Рассматривают в мэрии вопрос об открытии новых маршрутов в отдаленные районы Самары — Крутые Ключи, на Красную Глинку, в Управленческий, в Южный город?
— Со всеми удаленными районами транспортное сообщение обеспечено. И Крутые Ключи, и Красная Глинка обеспечены большим количеством автобусов. Приняты необходимые меры по Куйбышевскому району. В прошлом году там запущен новый автобусный маршрут № 80 в микрорайон Волгарь. Первоначально на нем работал 1 автобус, сегодня количество увеличено до 6. На время работ по улице Шоссейной временно ограничено движение троллейбусного маршрута № 6, по этому маршруту вместо троллейбусов запустили движение автобусов.
В целом на сегодняшний день маршрутная сеть удовлетворяет существующему спросу, а с учетом падения пассажиропотока в период распространения новой коронавирусной инфекции можно говорить о том, что транспорта в городе даже больше, чем необходимо для перевозки имеющегося количества пассажиров.
Вопрос дальнейшего развития транспортной системы города будет решаться комплексно после выполнения научно-исследовательской работы по заказу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по маршрутной сети всей Самарско-Тольяттинской агломерации. В работе будут определены все необходимые параметры развития общественного транспорта. В том числе мы просили проработать технологию внедрения и возможность реализации единого «пересадочного» билета для удобной оплаты проезда.
«Нам нужно разгрузить центр города»
— На каком этапе находится сейчас проект платных парковок?
— Я сторонник платных парковок. Когда в Москве начали действовать платные парковки, то на 25% упала загруженность дорог и улиц, где водители бросали машины. У нас забит весь центр. И разгрузить его необходимо. Другая грань — не навреди. Сколько платных парковок должно быть? Сколько они должны стоять? Что касается количества, то они должны быть рассчитаны не меньше, чем на 4000–4500 машин. Стоимость должна быть ощутимой, наверное, порядка 50 рублей в час. Мы будем внимательно подходить к этому вопросу, привлечем экспертное мнение.
— Депутаты губдумы приняли закон о штрафах водителям, которые оставляют свои машины около мусорных площадок. Каким он будет действовать? Каким образом водителей будут штрафовать?
— Механизм прост. Если водитель мусоровоза видит, что около мусорной площадки стоит машина и подъехать к контейнерам невозможно, то он фотографирует автомобиль и отправляет снимок в группу. В этой группе главы районов или их заместители видят фото и решают проблему с помощью административных комиссий или во взаимодействии с ГИБДД. Там по номеру находят владельца и составляют протокол. Но вопрос не в том, чтобы напугать, а в том, чтобы предупредить. И тогда такие нарушения сократятся процентов на 50.
«На перекрестке Авроры и Аэродромной появится фонтан»
— Владимир Андреевич, сейчас в Самаре жара, многие горожане проводят время на пляжах. Они открыты официально?
— На прошлой неделе мы открыли шесть городских пляжей. На сегодняшний день завезен песок на пляжи, выставлено оборудование. Уборка территорий организуется дважды в день. Получен акт технического освидетельствования пляжей и разрешение на их эксплуатацию.
— Какие парки в Самаре в ближайшее время собираются благоустраивать? Как будет благоустроена территория на пересечении улиц Авроры и Аэродромной, где недавно со скандалом снесли рынок?
— В планах на 2021 год стоит парк Щорса. В этом году благоустраивают пять общественных пространств — это сквер Речников в Куйбышевском районе, сквер Овчарова в поселке Прибрежном, в Красноглинском районе, бульвар на улице Мичурина и знаковую территорию на пересечение улиц Авроры и Аэродромной. Здесь появится удобное для горожан общественное пространство. Жители всего города поддержали идею комплексного благоустройства этой территории. Теперь вместо нагромождения киосков и антисанитарии здесь появится прогулочная зона для семейного отдыха. Дизайн-проект предусматривает установку современных лавочек, урн, полную замену освещения, жемчужиной композиции станет сухой фонтан.
«Приют для животных в Козелках — это инвестиционный проект»
— Еще одна острая тема для Самары: отлов безнадзорных собак. Как сейчас обстоят дела?
— Вопрос с отловом бездомных собак сложный.
Изменения, внесенные в федеральный закон в конце 2019 года, предусматривают контроль численности животных исключительно гуманными методами. Отловленных животных доставляют в приют, в котором их осматривает ветеринар. Там животные проходят карантин в течение 10 дней. Животных, у которых в течение карантина не было выявлено опасных заболеваний, стерилизуют, вакцинируют от бешенства и маркируют, после чего их возвращают на прежние места обитания. Агрессивные особи остаются в приюте.
Стерилизованных животных без владельцев, имеющих специальные метки, повторно не отлавливают, за исключением животных, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. Эвтаназия животных в соответствии с федеральным законом допускается только в крайних случаях, например неизлечимого заразного заболевания, при наличии у животного признаков бешенства или при агрессивном поведении животного, несущем угрозу жизни и здоровью человека.
Но мы должны понимать, что численность собак будет расти. А содержание приютов — это затратная статья. Собак нужно отловить, стерилизовать, кормить, клеймить. Кроме того, многие против, чтобы собак возвращали назад, горожане говорят: «Увозите их отсюда, уберите». Тогда в городе должно быть достаточное количество приютов.
Место для размещения бездомных животных найти сложно, там же должны быть канализация, вода, свет. Сейчас мы нашли одну такую площадку — на территории асфальтового завода в поселке Козелки. Приют рассчитан на 300 собак и 50 кошек. Это полностью инвестиционный проект.
Законодатель предполагал, что из таких приютов люди будут разбирать собак. Я сам владелец двух собак (одна живет дома, одна в вольере) и могу сказать, что собак надо любить. И когда человек берет животное в дом, он должен понимать, что это ответственное решение. И за питомца нужно нести ответственность.
— И последний вопрос: жители Волгаря жалуются на качество воды. Когда им ждать нового водовода?
— Темой мы занимаемся с 2015 года. Решение принято. Будем строить водовод протяженностью 7 километров. Часть водовода — 950 метров — пройдет по дну реки Самары. По планам новый водовод запустим в 2023 году.
Мы готовим сейчас «Дорожную карту», которая расписывает поэтапные действия по строительству водовода. Уже осенью планируем провести торги по выбору организации, которая разработает проект. В настоящее время инвестор приступил к разработке предпроектной документации. Финансироваться масштабное строительство будет за счет нескольких источников — по предварительным подсчетам, он обойдется более чем в 2 миллиарда рублей. Поэтому будут привлечены средства и инвестора, и вышестоящих бюджетов. Планируется, что около года уйдет на проектирование объекта и еще около двух — на его строительство. Новый водовод позволит комплексно решить проблему качества питьевой воды на территории Куйбышевского района.