Почему заболевания лор-органов часто переходят в хронические и можно ли этого не допустить? Есть ли стандарты для лечения заболеваний уха, горла и носа и нужны ли они современной медицине? Какие препараты наиболее эффективны при лечении одного и того же заболевания, но на разных стадиях? Эти и другие вопросы обсуждали лор-врачи со всей России, собравшиеся на конференции «Современная оториноларингология: наука и практика».
«Современных стандартов в лечении лор-заболеваний, как это ни странно, на сегодняшний день нет, – признается заведующий кафедрой оториноларингологии ЧелГМА Мусос Коркмазов. – Поэтому мы и собрались не просто обменяться опытом и рассказать о новинках в лечении, но и выработать стандарты этого лечения, которые бы соответствовали современным реалиям. Свои наработки мы обязательно отправим в Минздрав России».
Стандартизация оказания медицинской помощи – это не дань моде и не попытка подражания западным коллегам. Фармакология сделала большой скачок в развитии, и когда для лечения одного и того же заболевания предлагается с десяток препаратов, врач должен четко знать алгоритм своих действий, чтобы предложить больному максимально эффективное лечение. Для этого и вводятся стандарты. Вопреки мнениям обывателей, они – не жесткие рамки, связывающие врачу руки, а гарант того, что пациент получит надлежащее лечение безопасными препаратами. Кроме того, этот алгоритм должен быть обязательно разработан с учетом особенностей оказания медицинской помощи в том или ином государстве, а потому просто «переписать», например, стандарты США и работать по ним нельзя.
«В Америке пациент попадает к лор-врачу на прием, только лишь когда речь идет о какой-то патологии или о необходимости оперативного лечения болезни, – рассказывает замдиректора по научной работе Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Сергей Рязанцев. – Острыми же заболеваниями лор-органов занимается врач общей практики. В России ситуация в корне другая, поэтому и свои стандарты мы должны создавать исходя из наших реалий. Я, например, считаю американскую систему неправильной и в чем-то даже опасной, потому что узкий специалист окажет больному наиболее эффективную помощь, нежели участковый терапевт, на которого сегодня и так свалили слишком много функций».
Основной же проблемой лор-врачей по-прежнему являются хронические заболевания.
«Мы пытались понять, почему многие острые формы заболеваний полностью не излечиваются, хотя современные препараты позволяют это делать, – говорит завкафедрой оториноларингологии Башкирского государственного медицинского университета Нина Арефьева. – Вывод, к которому мы пришли, довольно неутешительный: очень часто врачи не могут разграничить заболевания, вызванные вирусом, от заболеваний, имеющих бактериальную этиологию. Например, вирусную ангину – от ангины, вызванной стрептококком. Следовательно, лечение и в том, и в другом случае будет разным, а если оно подобрано неправильно, болезнь перетекает в хроническую форму».
Кроме того, возможны случаи, когда заболевание является результатом комбинированной атаки на организм, когда вирус делает первый шаг, а бактерии присоединяются к развитию болезни. В этом случае лечение тоже имеет свои особенности, потому что заболевание чревато осложнениями.
На помощь отоларингологу в такой непростой ситуации и должны прийти стандарты, потому что разработаны они не теоретиками, а врачами-практиками, которые не просто открыли новый метод диагностики и лечения какого-то заболевания, но и протестировали его на пациентах.
«Показательно, что в наших исследованиях по лечению тех или иных болезней приняли участие лор-врачи не только России, но и других стран, – отмечает Сергей Рязанцев. – Например, новую методику лечения тонзиллофарингита мы испробовали в 95 городах России и в крупных городах Казахстана, таких как Алматы, Астана, Костанай, Павлодар. На основе такого обширного исследования можно сделать хорошие выводы и разработать оптимальную дозировку лечения».