На телефон доверия городского центра медицинской профилактики в 2011 году поступило 2337 звонков, из них 75 от жителей с суицидальными намерениями. В большинстве случаев причиной для обращения самарцев стали личностные проблемы, депрессия и зависимое поведение.
Служба психологической помощи по телефону становится все более актуальной и популярной среди жителей Самары. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества обращений на телефон доверия центра медицинской профилактики.
«В 2011 году специалисты приняли свыше 2337 звонков», – говорит главный врач Самарского городского центра медицинской профилактики Наталья Воекова. Среди абонентов 1165 женщин, что составляет 61% от всех обратившихся, и 740 мужчин (39%). В основном звонят на линию женщины в возрасте 36-50 лет и старше (37 процентов). В 7% случаев это женщины в возрасте 18-25 лет и моложе. В 17% – женщины в возрасте 26-35 лет. Возрастной состав абонентов среди мужчин отличается: в 6% мужчины в возрасте 18-25 лет и моложе, в 18% – мужчины в возрасте 26-35 лет, в 15% – мужчины в возрасте 36-50 лет и старше. В 30 процентах случаев обращаются работающие жители, 43 процента составляют инвалиды, безработные составляют 10 процентов. Пенсионеры обращаются редко, в 9 процентах случаев, и реже всего школьники и студенты – 6 процентов.
В каких же случаях люди обращаются к психологам телефона доверия? Личностные проблемы, ситуации переживания кризиса или экзистенциальных переживаний, неприятие себя, одиночество и утрата смысла жизни беспокоят около 26 процентов обратившихся. Абоненты могут испытывать трудности в общении, в любовных или сексуальных взаимоотношениях, в профессиональной или учебной сфере. Многие из них интересуются возможностью получения очной психологической помощи.
Проблемы в семье составляют около 22 процентов звонков. Обращения поступают от жителей, испытывающих трудности в построении супружеских взаимоотношений, а также находящихся на стадии внутрисемейного кризиса: развод, измена, кризис.
В 19 процентах случаев звонят люди с зависимым поведением. Из них 5% звонков – обращения по поводу игровой зависимости, 35% – звонки от лиц с никотиновой зависимостью, которые обращаются к психологу по вопросам отказа от курения. В ходе консультирования специалист выясняет особенности зависимости, то есть стаж курения, степень зависимости, уровень мотивации к отказу от курения, и предоставляет конкретные рекомендации. Абоненты с наркотической зависимостью в 14% случаев обращаются за помощью к психологу с целью получения информации о возможностях лечения и реабилитации, а также на стадии абстинентного синдрома. Около 28% звонков поступило в 2011 году от лиц с алкогольной зависимостью. Как правило, данные абоненты звонят в стадии алкогольного опьянения «просто поговорить», либо в состоянии депрессии в поисках смысла жизни. Работа с данными клиентами строится на основе формировании мотивации к лечению. Отдельная категория клиентов, нуждающихся в психологической помощи, это созависимые люди, они составляют 18% звонков.
Телефоны горячей линии и телефон доверия: 337-49-49 и 337-05-11.
Бесплатная линия для звонков на телефон доверия с сотовых номеров: 8-800-200-78-20.Депрессия и стресс стали причиной звонков в 18 процентах случаев. Такие жители обращаются на телефон доверия «просто поговорить». В ходе консультации выявляются признаки депрессивного расстройства или последствия длительного стресса. Как правило, таким людям рекомендуется очная психологическая помощь, предоставляется психоэмоциональная поддержка, даются рекомендации по выходу из сложившейся ситуации с целью преодоления чувства тоски и одиночества. «Да, и за очной помощью обращаются, и тогда мы даём номера специалистов-психотерапевтов. В основном по вопросам семьи», – говорит психолог Самарского городского центра медицинской профилактики Алиса Эрлих.
Работа на телефоне доверия требует от специалиста стрессоустойчивости, так как работать приходится в режиме настоящей «горячей линии». Бывает так, что сначала звонит бывший афганец в нетрезвом состоянии, следующий абонент переживает развод с супругой, и специлист приводит ему в пример недавно звонившего программиста, у которого рак терминальной стадии. Часто звонят и женщины: например, молодая женщина, самостоятельно диагностировавшая у себя депрессию, ругается на весь белый свет, а следом звонит пожилая дама с психическим расстройством. Бывают звонки и от молодежи: например, дозванивается молодой человек, земля у него уходит из-под ног из-за ссоры с любимой, а потом перезванивает героиновый наркоман и благодарит за душевный разговор, потому что он чувствует, что доживает последние дни.
На телефон доверия обращаются и пациенты с различными психическими расстройствами и заболеваниями, такими как шизофрения, пограничные расстройства личности (12 процентов звонков). Как правило, у них отсутствует четкий запрос, они хотят просто высказаться. Данные абоненты являются постоянными клиентами, и звонят чаще всего весной и осенью. А вот зимой самарцы часто требуют помощи в состоянии алкогольного опьянения.
Свыше 75 самарцев (3 процента обратившихся) в 2011 году обратились на телефон доверия с суицидальными мыслями и намерениями. В основном это были обращения от абонентов в состоянии депрессии. Они жаловались на утрату смысла жизни, тоску, нежелание жить, отсутствие жизненных целей.
С апреля 2011 года в городском центре профилактики функционирует и горячая линия по отказу от курения. Людям, которые желают бросить курить, оказывается психоэмоциональная поддержка и подбирается индивидуальная программа отказа от курения. С апреля по декабрь 2011 года на такую горячую линию обратилось 1390 абонентов.