В 2014 году впервые в регионах начнут в явном виде публиковать списки платных и бесплатных услуг. Программа госгарантий, в которой прописано, какая медпомощь бесплатная, а за какую надо платить, существует. Однако в Самарской области, как и во многих других регионах, грань между платной и бесплатной помощью зачастую условна.
Российское агентство медико-социальной информации в начале года опубликовало прогноз Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики о том, как будет развиваться медицина в 2014 году. В нем, кроме прочего, говорилось, что на всех территориях РФ «начнут в явном виде публиковать списки платных и бесплатных услуг». Такие списки есть и сейчас и с ними можно ознакомиться в любой поликлинике или в страховой медицинской компании. Жители Самары, привлеченные к обсуждению этой темы, рассказали, что знают в общих чертах о госгарантиях, но часто сами не спешат пользоваться своим правом на бесплатную медпомощь. Как правило, бесплатная помощь оказывается либо не в срок, либо некачественно.
Типичная картина для обычной районной поликлиники. Восемь часов утра. Два кабинета, где берут анализ крови. К одному стоит очередь из сотни пациентов, а в другой такой же заходят и быстро сдают анализ. Никто не задается вопросом, почему так происходит. Всем пациентам известно, в «безочередный» кабинет попадают через кассу. И дело не только в очередях. «В своей поликлинике я сдавала кровь на гормоны ТТГ и Т4, с результатами анализа пришла к эндокринологу. Она была поражена. При таких анализах у меня должны быть серьезные проблемы с щитовидной железой. Врач меня осмотрела, задала ряд вопросов и не нашла причин для беспокойства. Сомнения остались, поэтому она посоветовала пересдать кровь в платной лаборатории – там, по ее словам, результаты будут точными. Я, конечно, пересдала. Результаты были абсолютно другими, показатели не «зашкаливали», – поделилась своей историей самарчанка Полина Тарасова. – В платной лаборатории – совсем другая картина! Процесс взятия крови кардинально отличается. И не только процесс, но и отношение ко мне как к пациенту. Взяли кровь из вены так, что было не больно, потом аккуратно перевязали, спросили, как я себя чувствую. Бесплатная услуга – это отстоять в очереди час, а то и больше, еще и результатов приходится ждать неделями».
Так что же значит «явная публикация списков платных и бесплатных медуслуг» в 2014 году и что выиграет от этого пациент? Директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович прокомментировала редактору Доктор63ру: «Важнейшей проблемой наступившего года станет конкретизация и, возможно, сокращение Программы государственных гарантий. Президент РФ Владимир Путин призвал Минздрав разъяснить населению, какие медуслуги платные, а какие – нет. В 70% случаях россияне платят врачам только потому, что не знают о программе госгарантий. Впервые в регионах должны будут честно сказать, какая услуга является платной, а какая – бесплатной».
В этом случае пациенты смогут бороться за свои права. Это, скорее всего, приведет к серьезным проблемам практически во всех субъектах РФ – власти придется сказать населению правду о том, что «все для всех бесплатным сделать не получается».
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова высказала свое мнение: «Сегодня люди не до конца понимают, что по закону им гарантировано государством. Это нередко провоцирует у них желание обратиться в частные медучреждения». Но не от непонимания своих прав пациенты обращаются в платные клиники или получают «гарантированную» бесплатную медуслугу за деньги. Свою историю рассказала мама 10-летней Ирины Татьяна: «В детской стоматологической поликлинике нам предложили поставить пломбы на выбор: бесплатную или хорошую. Мои родственники работают в стоматологии, и я знаю, что бесплатная пломба – это практически цемент с добавками. Я, конечно, утрирую, но такие бесплатные пломбы по программе госгарантии вылетают через две недели. Конечно, мы оплатили импортную пломбу, ведь здоровье дороже».
По факту так и выходит – бесплатно, значит, плохо. Хотя по закону платно пациенты должны приобретать только некоторые лекарственные препараты, получать дополнительные – более комфортные – условия пребывания в стационаре, некоторые косметические методы лечения или профилактические обследования.
Заместитель директора ТФОМС по Самарской области Владислав Романов напомнил, что пациенты уже сейчас могут ознакомиться со списком платных и бесплатных услуг в любом медучреждении или в своей страховой компании: «Другое дело, что еще раз нужно довести до сведения граждан эту информацию, напомнить о их правах. Не все сами интересуются, за что платят. Любой гражданин РФ вправе ознакомиться с содержанием территориальной программы государственных гарантий в учреждении здравоохранения, страховой медицинской организации, органе управления здравоохранением или территориальном фонде обязательного медицинского страхования».
Как будет выполняться на местах наказ президента и как именно будут информироваться граждане о платных и бесплатных услугах, в областном Минздраве пока ответить затруднились.
В случае нарушения прав на получение бесплатной медицинской помощи вы должны обращаться: к руководителю учреждения здравоохранения, в страховую медицинскую организацию (в страховых случаях). Если результаты рассмотрения вас не удовлетворили, вы можете обратиться в соответствующий орган управления здравоохранения, а также в территориальные фонды ОМС или в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Если и здесь результаты рассмотрения вас не устроили, вы вправе обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Фото: Фото с сайта Medikijob.livejournal.com.