Каждый самарец, придя в свою клинику, чаще всего вынужден проводить в очереди к врачу от нескольких минут до нескольких часов. А войдя наконец в кабинет, столкнуться с недоброжелательным к себе отношением, невнимательностью, которые часто списывают на дурной характер доктора. На деле оказывается, что этот врач просто очень устал, у него в несколько раз больше пациентов, чем положено по нормативам, несколько, а не один участок. Ясно, что не всем хватает сил сказать пациенту доброе слово или улыбнуться.
По информации минздрава России, сейчас в стране не хватает около 40 тысяч участковых терапевтов, педиатров и стоматологов. «У нас профицит врачей во многих стационарах, при этом дефицит – в первичном звене», – говорит министр Вероника Скворцова.
В Самаре стоматологов хватает, зато с другими специалистами – «напряженка».
Офтальмолог. Главный по глазам
Узких специалистов, таких как офтальмолог, не хватало всегда. Во многие поликлиники требуются врачи, которые занимаются диагностикой, профилактикой и лечением заболеваний глаз и век. Как правило, специализированные клиники полностью укомплектованы такими врачами, а в поликлиниках к ним сохраняется очередность. Как отметил главный врач самарской офтальмологической больницы имени Ерошевского Т.И. Андрей Золотарев, в регионе наблюдается тенденция к росту количества глазных заболеваний в среднем на 3-5 процентов в год, при этом количество окулистов ежегодно сокращается: «Рост глазных заболеваний прежде всего связан с общим старением населения. У пожилых людей диагностируют глаукому, катаракту, диабетическую ретинопатию».
Оториноларинголог
«Труднопроизносимый» специалист. Он же ЛОР и «Ухо-горло-нос». Часто пациенты до него просто «не доходят», полагая, что насморк и горло легко можно вылечить самостоятельно. Но больные миндалины являются источником инфекций – отсюда микробы попадают в любой орган. Между тем во многих районных поликлиниках попасть на прием к ЛОРу по записи можно минимум через две недели. Специалисты отмечают, что проблема неукомплектованности поликлиник оториноларингологами существует. «Это комплексная проблема. Мы выпускаем достаточное количество врачей этой специальности. Они идут работать в стационары, в частные клиники», – говорит заведующая оториноларингологическим отделением клиник СамГМУ Светлана Родионова.
Рентгенолог. Врач, который видит насквозь
Многие ошибочно полагают, что этот доктор выполняет техническую работу – снимает органы и конечности. На самом деле врач описывает то, что видит на снимках, и делает по ним свое заключение. Врач-рентгенолог Олег Бубнов работает в районной поликлинике уже 15 лет. «Знаю, что руководство постоянно дает заявки на молодых специалистов, но, к сожалению, люди не хотят к нам идти. Это очень кропотливая и сложная работа. От моего заключения зависит тактика лечения пациента».
Педиатр. «Здоровый ребенок – здоровый взрослый»
Педиатр наблюдает ребенка с момента рождения. Как отметил руководитель управления организации медицинской помощи женщинам и детям министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Виталий Пономарев: «От этого доктора зависит здоровье самого главного члена семьи. Поэтому врач должен быть еще и психологом, найти взаимопонимание с родителями, бабушками-дедушками. А это бывает непросто». Между тем в Самаре не хватает почти 500 педиатров. Средний возраст тех, кто сегодня работает с детьми – 45-50 лет. У каждого педиатра по 1,5-2 ставки, выходит по 800 детей на каждого участкового врача.
Врач общей практики
Со стороны может показаться, что врачей этой специальности в каждой поликлинике больше, чем других. Хотя «удельный вес» врачей общей практики в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении очень скромный – всего 2,6%. Зачастую и такого количества не набирается. Этот доктор должен разбираться во всех областях медицины, чтобы иметь возможность дать первичную консультацию любому пациенту. Как правило, терапевт прибегает к помощи и консультациям узких специалистов только в исключительных случаях. По нормативам, на прием одного пациента у терапевта в поликлинике отводится около 12-15 минут (4,5 пациента в час). Эта норма разрабатывалась с учетом того, что на три первичных пациента (обратившихся в первый раз) в среднем бывает два «повторных». Реально получается, что за 12-15 минут врач часто не успевает даже толком побеседовать с «первичным» больным, осмотреть его, оформить амбулаторную карточку, назначить лечение. Но и эти нормативы не выполняются, особенно в зимне-весенний период, когда увеличивается количество простудных заболеваний, и за смену проходит 50-60 пациентов. Плюс вызовы врача на дом. Можно представить, как надо крутиться врачу, чтобы все успеть. Именно поэтому на сегодняшний день это самая востребованная специальность.
Ректор СамГМУ, академик РАМН Геннадий Котельников: «Это не абсолютная нехватка. В России сейчас 730 тысяч докторов. Я думаю, более чем достаточно. 50 тысяч учатся в интернатуре и ординатуре. В настоящее время медицинские вузы выпускают примерно 36 тысяч врачей в год, из них 26 тысяч учатся на бюджетном отделении. За последние три года число медработников с высшим образованием увеличилось на 17,5 тысяч человек. Проблема в неправильном распределении. Много врачей в популярных городах, а в селах их не достает. Хотя выпускникам Медицинского университета дают 1 миллион рублей подъемных, плюс 300 тысяч добавляет область. Я считаю, нужны жесткие меры – если ты выучился за счет бюджета, будь добр отработай там, куда тебя направят. Эту проблему надо решать хотя бы на уровне области. Не хватает врачей первичного звена – в поликлиниках, на скорой помощи, в детских садах, школах, при том что в стационарах достаточно. Некоторые предлагают увеличить прием в медвузы, я против этой меры, надо существующее количество перевести в качество».
Фото: Фото с сайта Madeformums.com