Политика Предвыборная агитация: грязь и опасность

Предвыборная агитация: грязь и опасность

Кто приносит нам сомнительную прессу? У каждого человека свои предпочтения в выборе печатных СМИ и телепередач. Но в выборную кампанию с их вкусами никто не считается.

Дата выборов мэра и депута­тов городской Думы в Самаре неумолимо приближается. Уже мо­жет вестись и официальная агита­ция от кандидатов. Если склонять народ на свою сторону через прес­су закон до определенного време­ни не позволяет, то встречаться с избирателями или, к примеру, рас­пространять листовки претенденты на соответствующий пост вольны сколько угодно. Разумеется, опла­чивая последние из своего избира­тельного фонда.

Однако далеко не все предпочи­тают честную борьбу.

В каждую предвыборную кам­панию городские столбы заляпы­ваются плакатами неизвестного происхождения с призывами голо­совать за того или иного кандидата, на заборах пестрят надписи «этот — вор», а «тот — наш выбор», почто­вые ящики пухнут от газет, редак­ции которых просуществуют лишь до окончания выборов. Видимо, та­ков наш менталитет — от черного пиара не деться никуда. Интересно другое — кто занимается запрещен­ной агитацией?

Сложнее всего найти верхуш­ку. То есть заказчика. Можно лишь строить догадки, кто кому не уго­ден, исходя из содержания листов­ки или газеты. За заказчиком следу­ет косвенный исполнитель. То есть человек или целая компания, кото­рая агитматериалы разрабатывает, печатает и ищет рабочую силу для непосредственного распростране­ния. А вот силу-то эту отловить не такая уж и проблема. С одним из ку­рьеров удалось поговорить нашему изданию.

Привычные к обману

Максим Слуцкий (имя и фами­лия изменены) — студент четверто­го курса одного из самарских вузов. Каждые выборы для него — способ подзаработать. «Начинал я, только поступив в институт, - вспоминает Максим. - Бывший одноклассник предложил устроиться курьером в одно агентство. Тут как раз про­шлые мэрские выборы стартова­ли. Тогда-то я и понял, что на этом можно неплохо разжиться». Неле­гальная работа Максима не смуща­ет. По его словам, по-другому ра­ботать в этой сфере не получается в принципе.

«Наше агентство за­нимается распространением бес­платных газет и всяких листовок, - объяснил он. - Цена на доставку варьируется в зависимости от раз­ных факторов. Но в любом случае это в прямом смысле слова копей­ки. Приходится брать объемами и хитрить где только можно». К при­меру, за одну рекламную газету какого-нибудь супермаркета, опу­щенную в почтовый ящик, Максим получает в среднем около 15 копе­ек. За листовки — и того меньше. На порядок выше тарифы на рас­клейку. Реклама, припечатанная на столбе, заборе или подъезде, оце­нивается его работодателем от ру­бля и выше за штуку. Прикинув, сколько нужно обойти домов, что­бы заработать хоть что-то, Максим поначалу взгрустнул. Но его опыт­ный одноклассник разъяснил, что и как нужно делать, чтобы малыми усилиями получить максимум. «Все оказалось просто, - рассказал Мак­сим. - Главное — разносить так, что­бы пройти проверку. И тут есть спе­циальная технология». Технология действительно оказалась неслож­ной. Оказывается, ревизору лениво заезжать глубоко внутрь квартала, и проверяются обычно дома, сто­ящие у дороги. Причем наиболее часто осматривают лишь крайние подъезды. «Вот в них-то и нужно создать видимость работы. Причем вовсе не обязательно совать газеты во все ящики, - подчеркнул курьер. - Штук десять вполне хватит».

Выборы - дело прибыльное

«А остальные газеты куда?» - задал я, казалось бы, логичный во­прос. «Как куда? - искренне поразился моей наивности Максим. - На макулатуру!». Оказывается, на го­родских пунктах приема макулату­ры многих курьеров знают и с не­терпением ждут. Причем опытный сотрудник доставки может сорвать неплохой куш и здесь. «Все ведь от объемов зависит, - объяснил Мак­сим. - Те, у кого район большой, да­же «газели» заказывают, чтобы га­зеты доставить».

Поняв, что о нюансах своей ра­боты Максим может говорить бес­конечно, я вернул наш диалог к теме выборов. «В предвыборную кампа­нию все еще легче, - охотно расска­зал курьер. - Ведь по большей части нам выдают сплошь «чернуху». А если с ней поймают, то по голове не погладят — могут быть проблемы. Так что по ящикам раскладывать уже не требовали. Велели бросать прямо на пол в подъезде всю стоп­ку и ретироваться. Значит, и про­верить качество работы сложнее. Бывало, я получал партию газет и сразу вез их сдавать. Потом прихо­дил только за зарплатой». Кстати, тарифы на подобную прессу тоже не чета обычным. «Цены стартуют от рубля и доходят до пяти за каж­дую газету, в зависимости от содер­жания», - пояснил Слуцкий.

Примечательно, что агитмате­риалы, которые разносил Максим, были совершенно разнообразны. То есть работала контора сразу на несколько штабов. Похожей тен­денции стоит ожидать и в этом го­ду. К примеру, недавно я обнаружил на тротуаре около дома сделан­ную белой краской надпись, кото­рая гласила о нетрадиционной сек­суальной ориентации одного из кандидатов в мэры. Уже через не­сколько часов вместо надписи там красовалось свежее пятно. Того же, собственно, белого цвета. А что — написал, тут же замазал, и получай деньги с двух рук.

Охотники за агитаторами

Однако карьера подпольного агитатора далеко не так проста и прибыльна, как кажется на первый взгляд. Бывают и проблемы. Порой весьма серьезные. «Нас сразу предупреждали, чтобы, если поймают с поличным, ничего не говорили, - вспоминает Максим. - Пообеща­ли, что сверху от милиции прикро­ют, главное — самому помалкивать. Я, правда, о задержаниях наших не слышал». Зато слышал курьер исто­рию о студентах, в комнате которых правоохранители нашли кипу ли­стовок, порочивших одного из тогдашних кандидатов в градоначаль­ники. Шумиха была серьезная, но чем все закончилось, Максим не знает. «Я, кстати, тогда от тех ли­стовок отказался, - признался он. - А вот приятель мой их носил, при­чем старался честно. Рассказывал, что клеятся они плохо — сразу от­валиваются от стены. Так ему в ито­ге еще и не заплатили».

Но риск привлечь внимание «огранов» или остаться без оплаты — не единственная проблема, ко­торая поджидает нелегальных ку­рьеров на улицах города. «Кто-то клеит листовки, кто-то их сдирает, - рассказал еще один студент, под­рабатывающий на выборах. - А есть те, кто клеить просто не дает. Я как раз среди таких работал, благо габаритами вышел на славу. По ночам ездили вчетвером на машине по го­роду, искали расклейщиков. Выхо­дили и отбирали у них всю стопку агитации. Отдавали добровольно, хотя, если подумать, выбора у них особого и не было».

Как и любая незаконная дея­тельность, распространение «чер­нухи» прибыльно, но достаточно опасно. Хотя наверняка пока лю­бители «грязной игры» будут соз­давать спрос, для них найдется и предложение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления