Самарскую область ждут серьезные перемены. На улицах поставят больше камер видеонаблюдения, которые умеют распознавать лица. Такие уже появились в школах. За водителями слежку тоже усилят. К тому же грядет массовый выпуск карт жителей Самарской области, внедрение 5G и различных «умных» сервисов. Что же от таких перемен получат жители региона? Об этом в интервью 63.RU рассказал руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков.
Константин Пресняков родился в Самаре в 1975 году. В 1999-м окончил СГАУ по специальности «инженер-программист». Параллельно с учебой в вузе работал в компании «Гарант-Сервис Самара» в качестве сервисного инженера. Через 2 года после выпуска из университета Константин Пресняков возглавил эту фирму. Спустя 7 лет создал компанию IT Universe. Она занималась техническим оснащением Минтруда и департамента охоты и рыболовства Самарской области. Также программисты оказывали информационную поддержку в других регионах страны. Помимо этого Константин Пресняков выступал в качестве эксперта на ярмарках, молодежных и предпринимательских форумах, выставках. Нередко принимал участие в проектах, направленных на популяризацию IT-сферы среди школьников старших классов. Пост руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области занял в марте 2020 года.
В ожидании 5
G
— Как вы оцениваете качество сотовой связи в Самарской области? Когда планируется внедрение 5G?
— Наш регион, в принципе, находится в числе лидеров по обеспечению населения сотовой связью. Среди причин, конечно, и то, что большая часть жителей сосредоточена в городах — Самаре и Тольятти, где покрытие сетями неплохое.
Если говорить про внедрение 5G, то вообще во всех городах-миллионниках процесс должны провести до 2024 года. Как это будет на практике — затрудняюсь ответить. В первую очередь нужно решить проблему предоставления частот.
5G — это пятое поколение мобильных сетей. Отличается от предыдущих большей скоростью передачи данных. Благодаря этой технологии к интернету можно будет подключить десятки миллионов устройств — от беспилотных автомобилей до «умных» электрочайников. Но приборы, в том числе смартфоны, должны поддерживать этот формат.
У операторов сотовой связи заинтересованность в этом есть. Коронавирусные ограничения серьезно ударили по финансам компаний — они потеряли прибыль от роуминга, так как границы оказались закрыты. Поэтому сейчас операторы заинтересованы в расширении сервисов и качества предоставления связи. И компании вкладываются в развитие. Например, в 2019 году один оператор инвестировал 2 миллиарда рублей, за счет чего обеспечил достаточно неплохое покрытие Самарской области связью. Сейчас ведем переговоры еще с одной организацией.
Есть планы по развитию сотовой связи, в том числе предоставлению доступа в интернет, на территории национального парка «Самарская Лука». Потребность в этом есть — турист сейчас хочет сразу же делиться красивыми фотографиями в социальных сетях. Но в то же время есть ограничения по установке вышек в природных зонах. Сейчас прорабатываем эти вопросы с департаментом туризма и операторами сотовой связи.
— По поводу установки вышек сотовой связи вообще довольно часто возникают конфликты с жителями. Некоторые опасаются, что они могут нанести вред здоровью. Беспокойство самарцев оправданно?
— Операторы не вправе устанавливать вышки сотовой связи без разрешения. Такие работы всегда согласовываются. Но в то же время информация о том, что вышки наносят вред здоровью, — не более чем миф. Это доказано. Чтобы получить облучение, нужно постоянно находится на расстоянии 1–1,5 метра от вышки. Если речь идет о десятках метров, то ощутимого вреда нет.
Другой вопрос, если вышка установлена с нарушением — например, на территории памятника природы. В этом случае ее приходится переносить. Но и качество связи ухудшается. Поэтому нельзя однобоко подходить к вопросу организации сотовой связи.
Сервисы для жителей
— Одним из самых обсуждаемых проектов вашего департамента является «Карта жителя Самарской области». Уже выпустили 72 штуки. Систему тестируют. Как она будет работать и какие привилегии даст? Когда жители смогут получить карты?
— Массовый выпуск карт стартует вместе с запуском в работу специального приложения. Ориентировочно это произойдет в марте-мае 2021 года, когда завершится интеграция нашей информационной системы «Карта жителя Самарской области» с информационными системами банков — участников проекта. Сейчас специалисты прорабатывают все сервисы, устраняют возникшие ошибки.
Карту сможет получить каждый житель Самарской области. Заявления можно будет подать через региональный портал госуслуг. Сами карты будут выдавать банки.
Наша цель — создать единый платежный и сервисный инструмент. Карта жителя Самарской области будет работать как банковская, транспортная и дисконтная карта. То есть гражданин сможет ей оплачивать покупки, проезд в общественном транспорте и получать скидки в магазинах.
В тестировании системы участвует одна самарская сеть магазинов бытовых товаров. Но планируется подключение и крупных торговых сетей. Сейчас ведем переговоры с Х5 Retail Group (владеет гипермаркетами «Перекресток» и «Карусель». — Прим. ред.). Также можно будет получать скидки от сети ресторанов «Милимон групп». Планируем привлечь «Ашан» и «Ленту». Но, скорее всего, эти сети не сразу подключатся к проекту.
В перспективе к карте жителя Самарской области можно будет привязать полис обязательного медицинского страхования. Что касается социальных услуг, то у приложения будет функция информирования — житель сможет узнать, какие выплаты и льготы ему положены.
— Какие еще сервисы готовят власти для жителей Самарской области? Много говорится о системе «Умный город». Но в чем будет заключаться практическая польза?
— Когда мы говорим о системе «Умный город», речь по сути идет об объединении информационных систем различных служб. Например, произошла коммунальная авария — информацию сразу же получают сами организации ЖКХ, а также профильные министерства, органы местного самоуправления. Это позволит быстро организовать работы по ликвидации аварии. Со стороны властей будет четкий контроль.
Для выполнения конкретно таких задач планируется создание комплексов средств автоматизации «Единый центр оперативного реагирования» и «Региональная платформа» на базе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и системы вызова экстренных служб «112». Они объединят аварийные службы организаций ЖКХ и единые дежурно-диспетчерские службы городов и районов Самарской области.
Также в состав этих комплексов будет входить система взаимодействия с населением. Гражданину нужно будет завести личный кабинет на соответствующем ресурсе — тогда он сможет отправлять обращения о тех или иных происшествиях и получать обратную связь.
Еще один интересный инструмент — умные счетчики. Эти приборы могут автоматически передавать показания в ресурсоснабжающие организации, что облегчит быт жителей.
У системы «Умный город» есть и транспортная составляющая. Это развитие автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Она уже работает на Московском шоссе в Самаре. Планируется подключить к системе Самарский (Фрунзенский) мост.
Много новшеств в сфере медицины. Уже 180 учреждений подключены к сервису телемедицины — жители могут получать консультации врачей онлайн. Также это дает возможность взаимодействия медиков друг с другом.
Сейчас наш Минздрав разворачивает единую медицинскую информационную систему, которая по сути объединит в единую базу информацию о пациентах, чтобы медики имели возможность оперативно получить их данные. В том числе речь идет о переводе медицинских карт в электронный формат.
Больше камер
— Ваш департамент отвечает за закупку камер фиксации нарушений правил дорожного движения. Их станет больше в этом году? Какие нарушения будут фиксировать новые камеры?
— Да, сеть планируется расширять. Сейчас в Самарской области 1520 стационарных камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. 346 фиксируют нарушения скоростного режима движения, 1139 — правил проезда перекрестков, 31 — правил парковки, 4 — правил проезда железнодорожных переездов. Также работают 32 передвижные камеры на скорость. Еще 50 комплексов с функцией распознавания номеров стоят на въездах и выездах из региона. Они фиксируют, сколько машин приезжает и уезжает.
В прошлом году мы заменили 50 старых камер и установили 50 новых. Теперь у нас есть комплексы, которые могут фиксировать выезд на встречную полосу и движение по обочине. Места установки выбирала ГИБДД.
В этом году мы планируем поставить 15 новых камер, возможно, еще 50 дополнительно. Всего до 2024 года мы должны установить еще около 280 комплексов. Причем рассматривается возможность установки универсальных камер, способных фиксировать различные нарушения ПДД. У нас были случаи, когда, например, камера фиксации нарушения скоростного режима сняла нарушение правил проезда перекрестка. Но ГИБДД не может выписать штраф. Ведь у комплекса есть сертификат только на фиксацию скорости. Установка универсальных камер такие проблемы поможет исключить.
— Передвижных камер, которые автомобилисты прозвали «треногами», раньше было куда больше. Куда они делись?
— В Самарской области было 176 передвижных камер «Арена». Все они устарели. Пришлось выводить из эксплуатации. Взамен купили 32 новые. Называются камеры «СКАТ». Если старые работали только на одну полосу, эти могут фиксировать нарушения сразу на нескольких полосах. То есть эффективность передвижных камер не уменьшилась.
— Как, на ваш взгляд, установка камер на дорогах изменила поведение автомобилистов?
— Менталитет водителей поменялся за последние годы очень сильно. Раньше ты три тысячи раз подумаешь, прежде чем перейти пешеходный переход без светофора, — машины ведь даже не тормозили. Сейчас такого уже практически нет. Камеры водителей дисциплинируют, воспитывают культуру вождения. Например, дорогу отремонтировали — всем хочется ехать побыстрее. Но стоят камеры — сдерживают водителей. Мы зафиксировали снижение количества ДТП — на 17,2% за 2020 год.
— Систему видеонаблюдения на улицах тоже планируете развивать?
— Да, много что предстоит сделать. Сейчас камеры видеонаблюдения и пульты экстренной связи с полицией установлены в Самаре и Тольятти. Это составляющие правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Сотрудники МВД, МЧС, Росгвардии и ФСБ получают данные с 1303 камер. Мы ставили 488 штук из этого числа. Также в систему включили системы видеонаблюдения территории, прилегающей к стадиону «Самара Арена», аэропорта, речного вокзала, больниц, крупнейших гостиниц, торговых центров и дворов.
В этом году мы рассчитываем поставить 21 камеру на Самарском (Фрунзенском) мосту, 22 — на набережной, 44 — в парках. Будет больше оборудования с функцией распознавания лиц. 73 камеры в 2021 году хотим поставить на Центральном автовокзале и на станциях метрополитена Самары. В перспективе к системе распознавания лиц планируется подключить образовательные учреждения, торговые центры, места массового скопления людей, аэропорт, железнодорожный и речной вокзалы, «умные» остановки, подъезды многоквартирных домов. Например, в Самаре оборудование запустили в работу в школе № 41 «Гармония». Протестировали систему на железнодорожном вокзале, в ТРЦ «МегаСити», а также в 20 многоквартирных домах Самары и микрорайона Южный Город-2 — камеры устанавливали на домофонных панелях. Что это дало? Например, на железнодорожном вокзале полиции удалось задержать граждан, которые были в розыске, поймать карманников.
Также в прошлом году мы протестировали в Самаре систему распознавания изображений силуэта человека. Она позволяет идентифицировать силуэт человека и отслеживать его перемещение практически по камерам города. Полицейские хорошо оценили эту систему. Но сроки внедрения пока озвучить не могу.
Зато могу сказать, что в 2021–2023 годах к системе «Безопасный город» планируем подключить Сызрань, Новокуйбышевск, Октябрьск. Также увеличим количество оборудования в Самаре и Тольятти. Всего запланирована установка 300 камер.
Служба «112»
— В нашу редакцию иногда поступают жалобы на работу службы «112». Как сейчас работает система? И почему людям приходится долго ждать ответа экстренных служб?
— «112» — это промежуточное звено. Служба соединяет гражданина с оперативными структурами — полицией, скорой помощью и так далее. В день операторы принимают около 7000 вызовов. Причем по статистике, до 60% вызовов являются ложными или просто справочными. Операторы системы «112» принимают эту нагрузку на себя, что позволяет снизить «бесполезный» трафик на экстренные службы.
Тем не менее вызов не может быть закрыт без отработки. Карточка обращения заполняется автоматически и при необходимости передается в соответствующую службу. Есть возможность отслеживать звонки.
Претензии по качеству работы были связаны с пандемией коронавируса. Например, скорая помощь не справлялась с потоком — были задержки на линии. Объективно было недовольство у людей. Поэтому вместе с Минздравом запустили горячую линию «122».
Развитие службы «112» тоже запланировано. Сейчас у нас есть два центра приема вызовов — в Самаре и Тольятти. Хотим технически дооснастить центры хранения данных и рабочие места, усилить кадровый состав. Продолжим интеграцию с системами других регионов. С Ульяновской областью работа уже проведена. Сейчас ведем переговоры с Татарстаном, Саратовской и Оренбургской областями. Это полезно в случаях, когда человек попал в ДТП на трассе, но не знает, заехал он уже в свой регион или нет. Он попадет сразу к нужному оператору.
В 2021 году мы ожидаем, что «112» начнет получать данные системы ГЛОНАСС о местонахождении машин МЧС. Также в перспективе «112» планируют подключить к АПК «Безопасный город». В этом случае служба будет получать сигналы с камер видеонаблюдения и пультов экстренной связи с полицией.
Зачем Самаре
IT-
парк
— В декабре 2020 года в Самаре должен был открыться IT-парк, но этого не произошло. В чем причина?
— Сроки сдвинулись из-за пандемии — не успели вовремя доделать некоторые работы. Сейчас строители занимаются внутренней отделкой здания. Объект полностью подключен к инженерным сетям. Открыть IT-парк планируется в мае 2021 года.
Но территория продолжит развиваться. Среди ближайших планов — создание парковки на 750 мест.
Офисы в здании уже забронировали многие IT-компании. Мы надеемся, что такое соседство сподвигнет их на создание совместных крупных проектов. И сейчас наши ребята работают и на российском, и на мировом рынке. Например, среди клиентов самарских IT-специалистов есть авиакомпания Emirates Airlines и Джастин Бибер, а также лондонское такси. Для последнего делали систему приема заказов и оценки водителей. Была внедрена еще до Uber.
— Сейчас HR-специалисты советуют жителям обратить внимание на постройку карьеры в сфере IT. У компаний действительно есть потребность в специалистах? И на какой доход можно рассчитывать?
— Да, потребность есть. Но, конечно, чтобы войти в эту сферу, нужно образование. Программы есть как в вузах, так и в самих компаниях. В принципе любой человек любого возраста со способностями, базовыми знаниями, навыками и желанием может освоить эту профессию.
В этом году мы предоставили вузам субсидии на запуск программ дополнительного образования по цифровым технологиям в сфере медицины, сельского хозяйства, промышленности. Также осенью 2021 года у жителей появится возможность стать участниками программы «Цифровой сертификат». С помощью этого сертификата гражданин может бесплатно получить дополнительное образование в сфере цифровых технологий в профильном вузе.
Порой у вузов и IT-компаний возникает некоторое противостояние — студенты, получившие работу, порой решают, что им не нужно заканчивать обучение, идти в магистратуру, ведь они уже имеют стабильный доход.
Зарплатный маховик в этой сфере довольно сильно раскручивается, так как много представительств зарубежных компаний. Но, как правило, выпускники ведут речь про зарплату от 65–70 тысяч рублей. Хороший разработчик может претендовать на зарплату в 100–200 тысяч рублей, среднего уровня — на 80–120 тысяч рублей. В общем-то желающие могут построить неплохую карьеру.