Казалось бы, всем понятно, что качественные материалы – лучше, чем некачественные. Однако чётких критериев в России на данный момент не сформировано. Во всяком случае – в массовом сознании. Вообще, вопросы качества и эстетики в строительстве до сих пор остаются далеко не на первом месте. Об этом говорили архитекторы и производители строительной керамики на международном форуме Arch Elite Russia 2008, состоявшемся в Самаре.
Архитекторы и каменщики
По оценкам специалистов, сегодня из жилых объектов, в том числе коттеджных поселков, которые позиционируются как элитные, не более 10% являются таковыми.
«Это незатейливый маркетинг, который на самом деле серьезно ударяет по строительному рынку и рынку стройматериалов, – говорит председатель оргкомитета Arch Elite Russia Илья Бочаров. – Спекуляция понятием «элитный» дезориентирует людей и не способствует формированию цивилизованного рынка, где должны существовать четкие критерии, четкая градация того, что является элитным, что может быть отнесено к бизнес-классу, что – к разряду «эконом». Для нас очевидно, что элитное жилье как минимум должно быть построено из элитных стройматериалов. В регионах бодро отчитываются о сданных квадратных метрах жилья, но никогда вы не слышали, чтобы шла речь о его качестве. Конечно, в основном это относится к массовой застройке, но также мы ничего не слышим о качестве так называемых элитных объектов. Народ до последнего времени тоже не вникал и считал, что если посёлок назвали элитным, то значит он такой и есть. А что там внутри – его не интересовало. Сейчас ситуация, наконец, стала меняться».
В последние годы рынок строительной керамики (кирпича и черепицы из глины) в России непрестанно растет. По разным данным, спрос на керамический кирпич по стране составляет сегодня от 10 до 12 миллиардов условных кирпичей в год, оборот же рынка – от двух до трех миллиардов долларов. Однако культура потребления строительной керамики в целом по стране остается еще довольно низкой. Пока еще узкий круг специалистов понимает, как работать с этим материалом, в чем его достоинства. И если в центре Москвы, например, вряд ли можно найти реализуемый объект, в облицовке которого используется какой-либо иной кирпич, кроме клинкера, то во многих даже крупных российских городах все еще немало объектов, которые облицовываются силикатным кирпичом. По теплопроводности и водопоглощению характеристики силикатного кирпича по современным критериям можно считать недопустимыми. При этом даже в сложных климатических условиях Средней полосы клинкерный кирпич не теряет внешнего вида. Десятилетиями и даже столетиями дома, облицованные этим материалом, сохраняют первоначальный облик. Прочие материалы требуют чистки, а порой – и вовсе разрушаются.
Однако очевидно, что культура потребления стройматериалов начинает постепенно формироваться, и лучшее тому подтверждение – рост рынка элитной строительной керамики, импортируемой из Европы. К сожалению, российский производитель пока не в состоянии противопоставить ей конкурентоспособный продукт, поскольку в прежние годы не велась разведка соответствующих глин, нет и технологий.
«Качество полнотелого кирпича в России оставляет желать лучшего, – констатирует руководитель бюро AT GROUP Олег Тамбовцев. – Отечественный кирпич неказист, потрескан, однако по цене от стремится к своему заграничному собрату».
«Проблема отечественного кирпича – его высокая гигроскопичность и как следствие – высолы, – добавляет руководитель мастерской «Архитектуриум» Владимир Биндеман. – Построенный из отечественного кирпича дом хорош, когда только что построен, либо в дождливую погоду».
Архитектор Олег Тамбовцев, известный своими работами не только в России, но и в Европе, провёл для участников форума увлекательный экскурс в историю строительно керамики и рассказал о роли лицевого кирпича в современной архитектуре фасада. А его коллега из Голландии архитектор Ричард Гренендаал на примерах работ представителей «амстердамской школы» продемонстрировал широчайшие эстетические возможности кирпича. В современном европейском (и местами в российском) строительстве используются облицовочные кирпичи разного цвета и фактуры – это позволяет архитектору «играть» цветом и формой, придаёт зданию уникальный облик, делает его не просто строением, а оригинальным архитектурным объектом. Сочетание различных видов кладки, например, горизонтальной и вертикальной, также является прекрасным выразительным средством. Кирпичом, как оказалось, можно передать эффект сложенной бумаги, стремительно движущегося по волнам корабля и многое другое. Даже скульптуры, украшающие фасады многих зданий в Амстердаме, выполнены из кирпича, который в умелых руках проявляет свою скрытую сущность.
«Каждый элемент здания отражает радость и удовлетворение от работы с таким выразительным материалом, как кирпич», – комментирует работы своих коллег Ричард Гренендаал.
В последнее время в элитных объектах используются кирпичи ручной формовки – это последний писк европейской моды, стремящейся от фабричной унификации к неповторимости хэнд-мэйда. Кирпич ручной работы интересен ещё и тем, что благодаря своей фактуре он создаёт различные эффекты в зависимости от расстояния, с которого зритель смотрит на здание. Ну чем не импрессионизм? Адепты европейской строительной керамики, называющие себя «братством каменщиков», мечтают о том, чтобы и в отечественном элитном домостроении кирпич занял подобающее ему лидирующее место.
«Нам хотелось бы вернуть в Россию культуру строительства и нести её в массы, – говорит генеральный координатор форума, директор по маркетингу компании «Брикфорд» Инна Бочарова. – Мы для себя начали с малого: до недавнего времени наша компания носила название «Промстройарсенал», теперь она называется «Брикфорд». Для нас это символический момент: мы пытаемся подчеркнуть приверженность европейским традициям в отношении к строительной керамике. Собственно, из Европы кирпич к нам и пришел. Точнее, он приходил оттуда несколько раз, поскольку плохо приживался в России. Вначале из Византии он пришел в Киевскую Русь. Потом из Италии в Московскую Русь. Затем при Петре из Германии и Голландии в Российскую империю. И теперь мы бы хотели положить начало очередному возрождению керамической культуры в России, в том числе с помощью наших европейских коллег, которых немало на форуме Arch Elite Russia».
По единодушному мнению выступавших на форуме архитекторов, работавших над созданием элитных коттеджных посёлков, оптимальным конструктивом в малоэтажном домостроении является сочетание поризованной (так называемой тёплой керамики) и облицовочного кирпича (клинкера).
«В элитном малоэтажном строительстве за этим конструктивом будущее, – уверен Владимир Биндеман. – Изучив свойства поризованной керамики, мы в своих проектах отказались от применения традиционного кирпича».
О преимуществах и возможностях поризованной керамики участникам форума рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Самарский комбинат керамических материалов» Сергей Груздев, представивший производимый в Самаре керамический камень KeraKam.
Для уменьшения веса, а также для повышения теплозащитных свойств изделий, в процессе производства «теплой керамики» в сырьевую массу добавляют опилки, которые, выгорая при обжиге, создают микропоры. Кирпич становится более «теплым» за счет внутренней пористости материала. Такой кирпич называют поризованным. По сравнению с обычным кирпичом, поризованный обладает значительно более низкой плотностью, благодаря чему у него лучшие показатели по тепло- и звукоизоляции. Кроме кирпичей стандартного размера, выпускаются также поризованные камни (в том числе крупноформатные) определенной формы, предназначенные для кладки наружных стен. Такой камень превышает по размеру стандартный кирпич в 10 раз. Его прочностные характеристики такие же, как у пустотного кирпича, а плотность намного меньше. А скорость кладки из KeraKam поражает воображение: квалифицированный рабочий за 15 минут выкладывает кубометр. Получается 12% чистой экономии только на работе с этим материалом (разгрузка, кладка, сроки).
«Единственное, с чем мы не можем конкурировать по цене – это силикатный кирпич, – признается Сергей Груздев, – Но он не конкурент нам по качеству, поскольку его применение не рекомендовано в жилом строительстве, тем более – в элитном домостроении».
Архитекторы и девелоперы
Помимо вопросов качества элитной керамики и применения её в современном домостроении, на форуме обсуждались и проблемы выстраивания отношений между производителями и потребителями строительной керамики.
«Мы столкнулись ещё и с такой проблемой, что отечественные девелоперы нередко на стадии строительства отказываются от предусмотренных проектом дорогостоящих материалов в пользу более дешевых, – отмечает Илья Бочаров. – Это распространенная практика в последнее время. То есть, требований к строителям-девелоперам по качеству материалов нет».
Нередки случаи, когда, привлекая к проекту именитого российского или зарубежного архитектора, наши застройщики пользуются его именем как брендом. Однако при реализации проекта дорогостоящие материалы (в том числе строительную керамику) заменяют на более дешевые, разрушая первоначальный замысел. Подобные ситуации, по мнению архитекторов, разрушают имидж России в глазах европейского архитектурного сообщества. Вот Олегу Тамбовцеву с девелоперами подмосковного посёлка «Вау-Тутинки» повезло: по его словам их больше интересовало «не сколько это стоит, а как это выглядит». К сожалению, заказчики, которые готовы платить за высокое качество, настолько редки, что о них ходят легенды. Большинство же на стадии реализации проекта начинает искать пути удешевления, что неизбежно ведёт к снижению качества. Своими мыслями о взаимоотношениях архитекторов и российских девелоперов поделился с коллегами архитектор мастерской «Богачкин и Богачкин» Никита Богачкин.
«На региональном рынке много компаний, называющих себя «девелоперами», которые занимаются строительством «с нуля», и руководители которых зачастую не имеют строительного образования, – рассказывает Никита Богачкин. – Их цель – быстро сделать «элитный» объект из дешевых материалов и быстро сбыть его на «горячем» рынке. Мы называем их «дикие» девелоперы».
Все участники единодушно высказались о том, что умного девелопера от «дикого» отличает уровень доверия к архитекторам. Необходимо, чтобы девелоперы больше прав делегировали архитекторам для авторского надзора за реализацией проекта, иначе подрядчик может пойти по пути удешевления и, следовательно, снижения качества, что зачастую приводит к дополнительным затратам на переделку.
Однако даже самый дорогой и высококачественный материал можно «убить» несоблюдением технологии. Так, например, бич любой керамики – белёсые разводы, так называемые «высолы». Они могут появиться не только на дешевых отечественных кирпичах с высокой гигроскопичностью, но и на дорогих низкогигроскопичных европейских клинкерах, если скрепляющий их раствор готовить на воде из соседнего пруда. Поэтому стремление подрядчика сэкономить на мелочах, пренебрегая инструкциями архитектора и производителей, может свести на нет все усилия и привести к дополнительным затратам. Так, некоторые застройщики элитных посёлков вынуждены регулярно мыть стены коттеджей специальными составами, чтобы вернуть кирпичу первозданный презентабельный вид. Дефицит квалифицированных кадров – это ещё одна проблема, поднимавшаяся на форуме.
«Любой материал может быть скомпрометирован неумелым применением, – отмечает Никита Богачкин, – поэтому очень важно не только из чего строить, но и кто строит».
Arch Elite Russia – это единственный в России специализированный международный форум, призванный объединить производителей строительной керамики и основных ее потребителей, в первую очередь, архитекторов. Хочется надеяться, что мнение его участников будет услышано, и культура строительства в российских регионах выйдет на уровень, сравнимый с европейским, не только на рекламных проспектах.