Недвижимость Ответственный за городской пейзаж - о Самаре и своих планах

Ответственный за городской пейзаж - о Самаре и своих планах

Название должности может меняться неоднократно. И должность главного архитектора не исключение. Называлась она когда-то «городской архитектор», потом «главный архитектор города», «руководитель комитета градостроительства и архитектуры», теперь – «заместитель руководителя департамента строительства и архитектуры».

Но обязанности практически не меняются, в основе всегда ответственность за развитие города, за его облик, за появление новых дорог, парков, стадионов и других полезных объектов. Сегодня этот пост занимает Михаил Арзянцев, по образованию – инженер–конструктор, по призванию – градостроитель.

Ему приходилось работать главным инженером (архитектором) проектов, руководить архитектурной мастерской, занимать административные должности в комитете градостроительства и архитектуры. Доскональное знание механизмов градостроительства, законодательной базы было оценено по достоинству, и почти год назад Михаил Арзянцев был назначен на этот пост.

За это время Михаил Арзянцев показал себя человеком скромным, сдержанным, оттого особо интересным для более близкого, чем официальное, знакомства. Из привычек, характеризующих его не как чиновника, а как человека, известно только, что Арзянцев любит в хорошую погоду пройтись пешком с работы домой.

- Практически год прошел, как вы на этой должности. Есть уже точное представление о том, с какими проблемами необходимо сейчас работать, с какими еще только предстоит разбираться? Что для вас приоритетно, что бы вы поставили на первое место?

- Я могу, конечно, нафантазировать, уйти в мечтах куда-то далеко, но главным вопросом для меня является отсутствие нормативной базы для развития города. Все градостроительные документы должны быть системными, дополнять друг друга и обеспечивать преемственность решений. Сейчас у нас нет реальных Правил застройки и землепользования, отменены те правила, которые были приняты в 2010 году, поэтому работать достаточно сложно. К примеру, та же точечная застройка. Ведь любой объект по сути своей – точечный. Разница в том, что он либо вписывается в рамки какой-то единой концепции, либо за них выходит. А для того чтобы появление любого объекта было логичным и обоснованным, должны быть приняты соответствующие регламентирующие документы. Это позволит разобраться с памятниками истории и культуры, которые должны иметь нормальный внешний вид, с зелеными зонами, которые тоже должны формироваться в определенном установленном порядке. Но и формалистами тоже нельзя быть, нельзя весь город стричь под одну гребенку.

- Приходится заниматься рутиной?

- На этой должности творчества не так много, больше деятельности по упорядочиванию, узакониванию процессов. Творчество хорошо, но оно возникает уже потом. Сейчас главное - создать для него условия.

- У вас есть амбиции творца? Ведь вы пришли на эту должность, чтобы и свои какие-то проекты, намерения реализовать?

- У меня намерение – попытаться сделать город гармоничным. У нас в городе, к сожалению, забыли о местах общего пользования – в плачевном состоянии бульвары, скверы, парки…

Сейчас острая тема – развитие застроенных территорий. В основном пытаются строить только коммерческие объекты, жилье и часто забывают о том, что рядом должны появляться объекты общественные. Я не говорю уже о том, что должны быть школы, детские сады, поликлиники. Эти проблемы переходят от одного поколения к другому, но новые объекты так и не появляются – в Самаре старый дворец спорта, ветхие стадионы. Сейчас все говорят о строительстве нового стадиона к чемпионату мира 2018 года, но такой проект не должен быть единичным.

- Уточните, вы имеете в виду места общественного пользования, которые будут находиться в муниципальной собственности, где не будет частного собственника, диктующего свою политику?

- У нас есть МУП «Парки города Самары». Эта земля муниципальная, и поэтому только муниципалитет может формировать тематику таких проектов.

- У вас есть определенный срок полномочий…

- Срока нет.

- По крайней мере, он предполагается…

- Он может закончиться в любой момент.

- Тем не менее какими-то временными ресурсами вы располагаете, иначе это полностью снимало бы с вас ответственность за ваши действия. Есть какие-то намерения, объекты, которыми вы будете однозначно заниматься по максимуму, какие-то задачи, которые вы, находясь на этом месте, хотели бы успеть решить?

- Так должно быть независимо от того, когда уйдешь – сегодня или завтра, через год или два.

- Что вы хотели бы сделать, чтобы это осталось, может быть, вехой в вашей жизни, чтобы было понимание – я был на этом месте не зря?

- Хотелось бы наладить взаимодействие между всеми участниками строительного процесса. У нас занимаются предоставлением земли два министерства - строительства и имущественных отношений. Город выполняет технические функции – создает законодательную базу, готовит объекты, связанные с социальными программами. Приходят инвесторы, им хочется вложить деньги в то, что будет интересно для всех. За ними идут инженерные службы, которые заинтересованы в развитии сетей. Затем появляются дорожники, которые хотят сделать нормальные транспортные развязки. Задача в том, чтобы усилия всех людей, которые приходят на строительную площадку, были потрачены не напрасно, объекты создавались не вопреки действующим законам, ряд из которых откровенно мешает строить, чтобы процессы шли естественным порядком, логично.

- Вы ведь еще и преподаете?

- Немного.

- Сейчас много студенческих проектов, касающихся модернизации городского пространства, но все это почти не реализовывается.

- Тема спецкурса, который я преподаю, - «Правовые основы проектирования», то, о чем мы с вами говорили. Я стараюсь объяснить студентам, что при проектировании кроме самого проекта необходимо работать еще с такими документами, как Градостроительный кодекс, генеральный план. Наш комитет достаточно плотно общается с преподавателями института. В этом году ребята проходили у нас практику, проводили социологический опрос, уточняли у жителей, что они хотели бы видеть в своих дворах, и предлагали варианты реализации.

Есть интересные предложения по созданию пешеходных зон, ландшафтно-парковой архитектуры, по малым формам. Очень много у ребят интересных идей, другое дело, что потом их нужно будет облечь в практическую, жизнеспособную оболочку.

- Насколько вы вовлечены в работу, как много она занимает времени, остается что-то на частную жизнь, увлечения?

- Конечно, сейчас приходится про хобби и увлечения забыть. Но когда понимаешь, что есть какой-то спектакль, который хочется посмотреть, или концерт, на который хочется попасть, то пусть через две недели, через месяц, но найдется два часа, когда я буду не на работе, а где-то в зрительном зале.

- А с отдыхом в обычном понимании – отпуск, выходные - складывается?

- Хотелось бы, но пока не получается. Хотелось бы на корте появиться, в спортзале. Понимаешь, что на некоторое время это должно быть отложено, как и диски, которые хочется послушать, фильмы, которые хочется посмотреть, книги, которые хочется прочесть, альбомы, которые хочется полистать, город, в который хочется съездить.

- А какие театральные события, концерты все-таки могут вас вырвать из рабочих будней?

- Хороший спектакль.

- В новом оперном были?

- Да

- Какие впечатления?

- Двойственные. Не спрашивайте – это сложно объяснить. Кстати, не так давно туда привозили три мхатовских спектакля - по Андрею Платонову «Счастливая Москва», «Женитьбу Фигаро», «Старшего сына» Вампилова.

- Выбирали или сходили на все три спектакля?

- На все. Интересно было совершенно по-разному: Вампилов и Платонов – неординарные личности, а «Женитьба Фигаро» из тех спектаклей, смотреть которые интересно из-за разной интерпретации. Всегда сравниваешь - это удалось, это хорошо, это нравится, а это - нет.

- А музыка?

- Зависит от настроения. И книги, и фильмы, и спектакли, и музыка.

- Есть фильмы, которые пересматриваете?

- Не пересматриваю. Хочу, но не удается. Сейчас хочу посмотреть студенческие курсовые работы Андрея Тарковского. Лежат дома, и я все никак не соберусь их посмотреть. Я видел фрагменты и теперь хочу увидеть все целиком. Не из-за того, что это модно или немодно. Такая блажь.

- Что вы можете сказать о книгах? Есть какие-то предпочтения?

- Есть много того, что не прочитано или прочитано, но хотелось бы перечитать.

В последнее время в основном привожу книги из поездок, когда есть время не торопясь зайти в книжный магазин. Сейчас стало много интересной мемуарной литературы. Еще в конце 80-х стали издавать книги Бергмана, Булгакова, Северянина, Тэффи, всего Уильяма Голдинга, которого у нас знали только по «Повелителю мух». Я не пытаюсь попасть в волну, мне либо интересно, либо нет. Часто бывает так, что меня спрашивают, зачем читаю эти книги или слушаю именно эти диски. Интересно!

- Чем все-таки удается заполнить то минимальное свободное время, которое есть?

- Люблю бывать на даче.

- Есть успехи, рекорды?

- Я за ними не гонюсь. Мне нравится создавать удобную для меня среду, отключаться от работы.

- Что хотелось бы оставить после себя на память городу, какой объект?

- Оставить не какой-то конкретный объект, а город, в котором можно идти по любой улице, и чтобы это было интересно. Людей редко интересует, кто автор именно этого дома. Лучше, когда они идут по улице и им нравятся дома и справа, и слева и площадь перед ними.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
Почему в правительстве Самарской области появилось столько «варягов»? Объясняет депутат-историк
Михаил Матвеев
депутат Госдумы
Рекомендуем
Объявления