Принято считать, что клининг – та же уборка, только профессиональная. Однако специалисты и крупные игроки рынка клининговых услуг с подобным расхожим определением не соглашаются и утверждают, что ставить знак равенства между этими понятиями нельзя. Помимо собственно уборки помещений профессиональный клининг включает в себя целый спектр услуг по выявлению и анализу источников загрязнений, а также по предотвращению их негативного влияния на состояние помещения и оборудования.
Эксперты признаются: такой способ обслуживания недвижимости, будь то крупный торговый центр или загородный дом, не будет стоить дешевле, чем услуги обычной уборщицы. Но благодаря грамотному подходу к содержанию объекта можно не только сократить расходы на текущий ремонт, но оптимизировать издержки за счет сокращения штата сотрудников и налогооблагаемой базы.
Клининг бывает разный
Профессионалы рынка клининговых услуг выделяют три основных вида клининга, которые различаются тем, что нацелены на обслуживание объектов различных типов. Клининг коммерческой недвижимости – торговых и развлекательных комплексов, бизнес-центров, офисных помещений, административных центров, гостиничных комплексов, ресторанов – называют контрактным. «Контрактный клининг – это устоявшееся на западе обозначение той части клининга, которая занимается коммерческой недвижимостью. Здесь, как правило, подразумевается наличие договоров (контрактов) на ежедневное обслуживание объектов. Отсюда и название этого типа клининга», – объясняет генеральный директор компании «Радник Сервисес Самара» Николай Черезов.
Контрантный клининг – это B2B-бизнес, потребителем услуг которого является другой бизнес. Но есть еще один вид клининга, который в основном охватывает сферу B2C, то есть направлен на конечного потребителя. Это так называемый клининг частного сектора – комплексное обслуживание жилой недвижимости: загородных коттеджей, домов, квартир и так далее.
Помимо контрактного и частного клининга выделяют также узкоспециализированный клининг, направленный на обслуживаниеотдельных элементов в конструкции зданий или внутреннего оборудования. Например, клининг ковровых покрытий, клининг фасадов и т. д.
На самарском рынке недвижимости в том или ином объеме представлены все из перечисленных видов клининга. «Конечно, сложно строго поделить игроков самарского рынка клининговых услуг в соответствии с приведенной классификацией, поскольку большинство компаний предоставляют различные типы услуг и пересекаются по сферам своей деятельности. Но тем не менее это вполне реально. И с каждым годом структура местного рынка прорисовывается все четче, – рассказывает Николай Черезов. – Более того, у ряда компаний есть четкое стремление позиционировать себя в соответствии с классификацией, принятой де-факто в цивилизованных развитых странах не только запада, но и востока. Кроме того, сегодня уже началась серьезная работа по созданию отраслевой ассоциации контрактного клининга, которая бы объединила специализированные клининговые компании Поволжского Федерального округа», – добавляет эксперт.
Устояли в кризис
Председатель совета директоров группы компаний «Объединенные сервисные системы» Виктор Бузуев также отмечает, что на сегодняшний день клининговый рынок в Самаре довольно насыщен. При этом, по мнению эксперта, даже кризис не оказал существенного влияния на состояние спроса на клининговые услуги – он остался на прежнем докризисном уровне.
«Однако стоит отметить, что сейчас количество клининговых компаний-однодневок возросло почти вдвое. Отмечается новая тенденция: компании создаются под работу на одном конкретном объекте. По истечении договорных обязательств (как правило, договора на ежедневное клининговое обслуживание заключаются на год) компания распадается», – рассказывает Виктор Бузуев.
Есть и другая тенденция, которая приобрела особенную актуальность на рынке клининговых услуг именно сегодня, в посткризисный период. Связана она с тем, что многие мелкие клининговые компании, которые до кризиса в основном ориентировались на частный сектор, стали принимать активное участие в борьбе за клиентов в сегменте контрактного клининга. «Если до кризиса новые мелкие компании ориентировались в основном на частный сектор и не могли составить серьезной конкуренции крупным, то сегодня ситуация меняется. Небольшие фирмы участвуют в тендерах на обслуживание крупных предприятий и имеют довольно серьезные шансы», – отмечает Виктор Бузаев. Причина такому явления проста: кризис приучил экономить на всем, поэтому для многих заказчиков определяющим фактором при выборе клининговой компании оказывается не качество услуг и компетентность сотрудников, а цена. «Тем не менее крупные предприятия, особенно с иностранным капиталом, предпочитают работать с профессиональными компаниями с большим опытом. Здесь свою роль играет нежелание заказчика рисковать. Поэтому нередки случаи, когда клиенты после работы с неопытными подрядчиками возвращались к прежней, более опытной клининговой компании», – говорит эксперт.
Спрос задает тон
По словам Николая Черезова такие развитые рынки клининговых услуг, как, к примеру, в Европе, формируются за счет одного важного момента – наличия платежеспособного спроса на легальную и качественную услугу по обслуживанию объектов коммерческой недвижимости. «Можно много говорить о том, что формирует этот спрос: желание управляющих компаний избежать всевозможных судебных тяжб со клиентами, риск бросить тень на репутацию заказчика и так далее. Но факт в том, что именно платежеспособный спрос, по моему мнению, и является стержнем всей системы обслуживания коммерческой недвижимости», – отмечает Николай Черезов. Обычно управляющая компания выбирает подходящую клининговую организацию, как правило, с помощью региональной клининговой ассоциации, и заключает с ней контракт на комплексное обслуживание объекта сроком на три года. Кроме того, часто в региональной ассоциации управляющих (девелоперов) практикуется проведение тендера на выбор клининговых компаний.
В Самаре спрос на клининговые услуги также постепенно набирает свои обороты. Большинство крупных собственников и арендаторов офисных и торговых центров, спорткомплексов, административных зданий, промышленные предприятия уже давно являются клиентами клининговых компаний. К примеру, одна из старейших компаний на рынке клининговых услуг в регионе «Радник Сервисес Самара» заключила свой первый контракт на ежедневное обслуживание здания железнодорожного вокзала еще в 2000 году. И, по словам экспертов, постепенно выросла база клиентов, заинтересованных в получении качественных услуг по обслуживанию объектов недвижимости. «На сегодняшний день многие компании пришли к выводу, что собственные службы по чистке и уборке помещений не в полной мере справляются с поставленной перед ними задачей, не говоря уже о том, что некоторые проблемы можно решить только благодаря профессиональному оборудованию и химическим средствам, приобретать которые не имеет смысла не профильным организациям. Возникает закономерный вопрос: зачем содержать персонал, платить налоги, расходовать средства на приобретение моющих средств, если задача все равно не выполняется на сто процентов», – говорит директор клининговой компании «Respect-Клининг» Светлана Родионова.
Упор на качество
Прежде чем приступать к обслуживанию объекта, профессиональная клининговая компания не только осмотрит помещение и подсчитает квадратные метры, которые предстоит убирать, но и проведет полноценный анализ возможных источников загрязнений и мер по защите от них.
По словам Светланы Родионовой, в контракте на предоставление клининговых услуг обязательно должны быть прописаны все технологические подробности комплексной уборки, график проведения работ, стоимость работ, а также ответственность и гарантии компании по оказанным услугам.
Если клиент подписывает соглашение на комплексную уборку помещений, то в список услуг должны быть включены все необходимые мероприятия по поддержанию чистоты и порядка на объекте: организация и контроль оказания услуги, предоставление необходимого персонала, обеспечение химическими средствами и профессиональным клининговым оборудованием (пылесосы, мопы, поломоечные машины и др.), поставка необходимых расходных материалов (туалетная бумага, жидкое мыло, бумажные полотенца и др.).
«Для выполнения комплексной уборки формируется график работ удобный для клиентов. Он может включать несколько видов клининга: утренняя основная, дневная поддерживающая, вечерняя основная, ночная основная уборка или любой другой вид. Для работы на объекте клиента подбирается профессиональная команда специалистов, прошедших предварительный отбор и обучение. Менеджер по качеству ведет текущий контроль за качеством предоставляемых услуг, принимает и устраняет замечания и пожелания клиентов», – рассказывает Светлана Родионова.
Экономическая целесообразность
Стоимость клининговых услуг зависит от множества факторов, в том числе и от степени загрязнения, от сложности выполняемых работ, отмечает генеральный директор клининговой компании «Блеск-1» Эльвира Усманова. По словам Виктора Бузуева, основную часть стоимости клининговой услуги составляет заработная плата персоналу. «Оставшаяся часть идет на приобретение профессионального оборудования, инвентаря, химии, спецодежды, обучение и администрирование персонала. Последним двум особое внимание уделяют крупные клининговые компании», – рассказывает Виктор Бузуев и добавляет, что в зависимости от сложности и объемов работ формируются и скидки. «Однако ценообразование в разных компаниях происходит по-разному, поэтому иногда размер скидок может браться «с потолка». Известны случаи, когда клининговые фирмы, сбивая цены, выигрывали тендеры на обслуживание предприятий, а потом, взвесив все за и против, отказывались от обслуживания объекта. Опытные игроки на клининговом рынке имеют адекватное ценообразование, поэтому никогда не пойдут на демпинг своих услуг», – отмечает Виктор Бузуев.
Решая вопрос, что выгоднее – подписать контракт с клининговой компанией на обслуживание объекта или содержать штат наемных уборщиц персонала – нужно понимать, что вряд ли профессиональные услуги обойдутся дешевле. «Контрактный клининг способен сэкономить значительные средства, но только в том случае, когда стоимость услуг клининговой компании будет сравниваться с затратами на содержание собственной профессиональной обслуживающей службы, а не просто с зарплатами бабушек-уборщиц или нелегалов-гастарбайтеров», – объясняет Николай Черезов. По словам эксперта, контракт с клининговой компаний позволяет значительно высвободить кадровые ресурсы различных служб (отдел снабжения, отдел кадров, юротдел, бухгалтерия и т. д.).
Виктор Бузуев также отмечает, что реальные затраты заказчика на уборку в случае найма клининговой компании не возрастают, поскольку подрядчик не только оптимизирует работу, но при этом и заметно повышает качество клининговых услуг. «В случае передачи клининга на аутсорсинг возвращается НДС, который при выплате заработных плат своим штатным рабочим уходит государству. Кроме того, экономисты на предприятии, создавая собственную службу, нацеленную на уборку предприятий, как правило, берут в расчет лишь часть затрат, упуская накладные, социальные и другие расходы, которые учитываются в других статьях», – рассказывает эксперт.
Помимо снижения налогооблагаемой базы за счет расходов для проведения клининга, по словам Эльвиры Усмановой, при заключении контракта с клининговой компанией у заказчика пропадает необходимость в постоянном наборе персонала по уборке. А текучесть кадров в этом сегменте всегда остается довольно активной.
«Понять разницу при переходе на обслуживание объекта профессиональной клининговой компанией и не трудно. Достаточно вспомнить свои ощущения в аэропорту Анталии, Бангкока, Праги и так далее и мысленно перенестись в Курумоч», – объясняет ощущения с точки зрения обывателя Николай Черезов. При этом заказчик клининговых услуг увидит и разницу в своем бюджете. Очевидно, что правильный подход к поддержанию чистоты в помещении, к обслуживанию объекта позволит минимизировать затраты на текущий ремонт, а в конечном итоге – существенно продлить сроки эксплуатации.