На следующей неделе еще один суд рассмотрит дело о судьбе Дома промышленности. Один из самых ярких памятником архитектуры Самары хотят пустить с молотка за долги «Крыльев Советов». 63.RU поговорил с бывшим министром имущественных отношений региона Юлией Степновой и узнал, почему здание не удалось спасти от продажи.
Дом промышленности — объект культурного наследия регионального значения. Был построен в 1936 году из камней, оставшихся от разрушенного Кафедрального собора. Считается одним из самых пожароопасных зданий из-за деревянных перекрытий. Сейчас Домом промышленности распоряжается АО «Транспортно-логистическая корпорация», которое принадлежит Министерству имущественных отношений Самарской области.
— До передачи в собственность Самарской области «Крылья» принадлежали офшорной структуре. При этом деньги из регионального бюджета получали — через фонды, а из-за долга суммой почти 1 миллиард рублей заложили Дом промышленности, который является собственностью региона. И еще около миллиарда процентов уже набежало. Для Дома промышленности нашли инвестора. Договорились, что он выкупит здание из-под залога по реальной стоимости, построит гостиницу. Остаток банк спишет на убыток. Таким образом, «Крылья» очищаются от долгов, область — от сомнительного залога, а также получает гостиницу. У банка — половина от суммы тухлого долга, но реальными деньгами. Отличная сделка. Сначала мне сказали, что это слишком хорошо, и я не могла о таком договориться. Начали проверять мою личную заинтересованность. Формально разрешили. По факту же сделали всё, чтобы реализацию затупить. Инвестор не смог бы зайти на объект, так как во дворе стоял гараж, который принадлежал какой-то «внучке» Роснефти. Ситуацию довели до такой степени абсурда, что нам пришлось писать письмо от губернатора на Сечина (глава Роснефти. — Прим. ред.), чтобы нам продали этот гараж. Задачу спускали в местное подразделение и так по кругу. Прошло слишком много времени, инвестор развернулся и ушел. Причем это были адекватные люди, лояльные к власти, готовые терпеть. К слову, такая работа с бизнесом, когда инвесторы сидели часами в приемной, или когда уже согласованный план осознанно тормозят, много задумок и планов поломала. Мне кажется, раньше это называлось вредительством.
С тех пор долг команды банк переуступил «РТ-Капитал». Компания же начала добиваться передачи в счет кредита заложенного имущества — Дома промышленности и земель под ним. Подала иск в суд против владельца объекта.
«Новикомбанк» и «РТ-Капитал» входят в состав госкорпорации «Ростех». Примечательно, что с 2007 по 2010 год «Ростехнологии» были генеральным партнером «Крыльев Советов», спасали клуб от банкротства и даже планировали купить акции. Но этого не произошло. Вложения оценивали в 60 миллионов рублей. Про все финансовые перипетии «КС» читайте в нашем расследовании.
Изначально суд первой инстанции встал на сторону владельцев здания. Арбитраж Самарской области отказался передавать Дом промышленности бизнесменам. Объяснили это тем, что залоговые обязательства «ТЛК» прекратили действие еще в 2017 году. Но представители «РТ-Капитал» добились отмены решения и пересмотра дела.
Ушло больше года, прежде чем арбитраж огласил свое решение. Отчасти причиной стало проведение экспертизы по оценке стоимости Дома промышленности. И вот каковы результаты.
— Рыночная стоимость самого Дома промышленности площадью 20 322,2 кв. метра составляет 322 739 880 рублей, расположенного рядом здания площадью 114,7 кв. метра — 5 581 463 рубля. Два земельных участка под объектом площадью 5599 и 1591 кв. метр оценили в 52 126 690 и 18 367 140 рублей соответственно. Общая стоимость заложенного имущества определена экспертом в размере 398 815 173 рубля, — указано в материалах арбитража.
Посмотрите, насколько огромен этот объект.
Применение результатам экспертизы нашли. Суд удовлетворил иск «РТ-Капитал» о продаже имущества в счет долгов «Крыльев Советов». Правда, цена будет ниже той, что рассчитали эксперты.
— С учетом положений федерального закона о залоге недвижимости начальную продажную стоимость объекта следует установить в размере 319 052 138 рублей 40 копеек, что составляет 80% процентов от рыночной цены, — постановил суд.
«ТЛК» сейчас находится в стадии ликвидации, что также может повлиять как на процесс, так и на исход дела. С финансами у корпорации всё очень плохо. Убыток на конец 2020 года составлял 93,1 миллиона рублей.
Апелляционная инстанция оставила это решение в силе. Однако представители «ТЛК» решили бороться дальше. Они подали жалобу в Арбитражный суд Поволжского округа.