«У нас просто хотят отобрать жилье, и всё». С таким криком души журналистов 63.RU встретили жители домов, которых собираются расселять из-за строительства станции метро «Театральная» в центре Самары. Горожане не довольны суммами, которые им предлагают за их квартиры и комнаты. Люди уверены: купить на эти деньги им не удастся ничего стоящего. А между тем сроки поджимают и выселение уже не за горами. Мы побывали в квартале напротив театра оперы и балета и пообщались с возмущенными самарцами. Таких, по словам жителей злополучного квартала, больше сотни. Все истории похожи. Публикуем несколько.
По официальным данным, в зону строительства станции метро попали жилые помещения, 78 из которых находятся в муниципальной собственности, а 166 принадлежат 162 гражданам по праву частной собственности. Для расселения граждан из муниципального жилья закупают квартиры. 69 из 78 квартир для квартиросъемщиков уже подобраны. Среди тех, кто является собственниками жилья, только 32 человека дали согласие на расселение.
«На «помойку» без ремонта переезжать не буду»
Жильцы домов № 123, 119, 117, 115, 113, 111, 109 по Галактионовской оказались в одинаковой ситуации. Компания, которая занималась оценкой их жилья, вынесла грустные вердикты. Жилплощадь, по словам собственников квадратных метров, оценили очень недорого.
— У меня две комнаты в коммунальной квартире, их общая площадь 33 квадратных метра. Их оценили в 2 000 000 рублей. Причем из этой суммы мне надо потратиться на съем жилья (потому что как только я подписываю соглашение на продажу своей жилплощади, сдать ключи и освободить комнаты я должна буквально на следующий день), на переезд и на риелтора. Вот только что я куплю на эту сумму? Даже однокомнатную не найти, — рассказала жительница дома на Галактионовской, 123 Ольга Понырко.
Причем женщина не рвется остаться жить около театра оперы и балета.
— Живу в этом доме 42 года и, если честно, жить в центре больше не хочу. Это, мне кажется, самое грязное место. На площади Куйбышева все праздники — один гадюшник, за которым никто не следит. Надоело. Рассматриваю для переезда улицу Дачную, например. И даже подыскала там небольшую квартиру с ремонтом (ведь у меня хорошее уютное жилье с удобствами в квартире, сделан ремонт, и переезжать на какую-то помойку без ремонта я не хочу). Вот только она стоит 6 950 000 рублей, никак не 2 000 000, — посетовала Ольга Степановна.
Хотя, по ее словам, изначально оценщики заверяли жителей, что суммы владельцы жилплощадей получат более адекватные.
— Началось всё в начале января. Тогда с Галактионовской убрали рельсы и поставили забор. А 19 февраля Минстрой заключил соглашение с компанией по оценке нашего жилья. Оттуда пришли, всё посмотрели, все комнаты сфотографировали и успокоили — мол, не волнуйтесь, все цены будут рыночные и купите вы нормальное жилье. А в начале августа нам начали приходить их отчеты и оценки нашего жилья. И мы все оказались в шоке. Причем наш дом вообще памятник — там жил земский доктор, хотя потом этот статус с дома сняли, — обрисовала проблему собеседница 63.RU.
Если комнаты Ольги Понырко оценили в среднем в сумму 60 606 рублей за квадратный метр, то у ее соседки снизу — в 50 000 рублей.
— В коммунальной квартире мы живем вместе с дочерью. Моя комната — 6 квадратных метров, у дочери — 14 квадратных метров. Так вот мое жилье оценили в 325 000 рублей, а ее — в 700 000 рублей. Ну и что мы купим за такие деньги? Раньше, когда на месте нашего дома собирались строить конгресс-холл, мне предлагали малометражку на Владимирской, а дочери — полнометражную квартиру. Такой вот вариант нас вполне устраивал. Но возникла тема метро, и, видимо, ситуацию со строительством конгресс-холлов поставили на паузу. И теперь почему-то тем, у кого муниципальное жилье, вместо него предлагают квартиры, а нам, собственникам, какие-то сущие копейки, на которые мы ничего приобрести не сможем, — рассказала 63.RU Татьяна Ягина.
Женщина сообщила 63.RU, что, по слухам, их дом сносить не будут. Его выставят на торги и оборудуют в нем какое-то развлекательное заведение.
— Наверное, так поступят со всеми фасадными домами, которые выходят на Галактионовскую. Значит нас выгоняют практически на помойку, а наши дома на торги?! Снесут, по всей видимости, только деревянные «хвосты» наших домов, — предположили соседки.
«При оценке не учли цену земли?»
Много вопросов по проведению оценки стоимости жилья возникло и у жителей Галактионовской, 119 — Светланы и Игоря Королевых.
— В документах нам расписали, что для примера взяли пять квартир, якобы похожих на наши. Но. Четыре из них находятся не в Ленинском, а в Самарском районе. Видимо, искали самые дешевые. И еще из этих четырех — один дом деревянный, а у нас кирпичный. Кроме того, оценка подписана июлем 2022 года, но почему-то все данные по ценам в ней — за четвертый квартал прошлого года. Очень странно. Неужели расценки почти за год не изменились? — говорит Игорь Королев.
Они с супругой и несовершеннолетним ребенком живут в комнате площадью 12 квадратных метров. За комнату и часть помещений общего пользования в коммунальной квартире семье, по словам мужчины, предлагают 660 000 рублей.
— Земля под нашими домами не приватизированная. Но представители оценки нам говорили, что стоимость земли под домами будет учитываться. Хотя по суммам, в которые оценили наши квадратные метры, этого не ощущается, — подчеркнул Игорь.
А его супруга обратила внимание на другой момент:
— Почему-то опеку не волнует, что наш ребенок фактически может остаться без жилья. Я обращалась в эту службу, но они даже не стали разбираться, а сразу отказались. Почему так? Когда ты продаешь квартиру, то должен озаботиться, чтобы у ребенка были достойные условия проживания. А когда речь идет о переселении, то никого судьба несовершеннолетнего не интересует.
В сложную ситуацию попала и соседка Королевых с Галактионовской, 117. Ирина Малинина — многодетная мать.
— У меня жилплощадь 30 квадратных метров, за них мне предлагают 1 400 000 рублей. А у меня пятеро детей. Эту квартиру покупала 14 лет назад. Хотелось жить именно здесь, около площади Куйбышева. И тогда пришлось побегать: купить ничего нормально не могла, продавали одну рухлядь, от которой становилось плохо при одном взгляде. А мне предлагают найти сейчас такое же жилье, как у меня. Как?! Я поменяла окна, поставила кондиционер, где я сейчас поблизости найду такое же жилье по предлагаемой цене? И почему я вообще что-то должна сама искать? Меня всё устраивает и здесь, — посетовала женщина.
Возмущена женщина и критериями оценки:
— Почему не брали во внимание расположение наших домов, близость набережной, площади, театров, развитую инфраструктуру?
«Я в отчаянии. Бегаю по инстанциям и плачу»
Со слезами на глазах рассказала свою историю и жительница дома № 111 на Галактионовской Лидия Еренских. По ее словам, в документах, которые оценщики предоставили женщине, закралась досадная и вопиющая ошибка (хотя она не исключает, что это было сделано специально).
— Метраж моей жилплощади по договору купли-продажи — 53 квадратных метра, а оценили почему-то только 30 с небольшим — и дают 1 400 000 рублей. И не зачли общий коридор и туалет. Я обращалась в департамент управления имуществом, там меня заверили, что комната у меня будет уже в этом году. А как? Меня не устраивает предлагаемая сумма, ведь покупала здесь жилье по довольно высокой цене. И считаю, если сравнивать с Москвой, что живу как на Красной площади. Я в отчаянии. Бегаю по инстанциям и плачу, не знаю, как быть, — пожаловалась пенсионерка.
Если Лидия Еренских покупала это жилье больше 10 лет назад и целенаправленно переезжала к площади Куйбышева, то другой житель квартала — Юрий Гурецкий — живет на Галактионовской, 117 с рождения. Мужчине 72 года, дом и двор он старается содержать в чистоте и порядке и переезжать из Ленинского района никуда не собирается.
— Часто гуляем с внуками по центру, нравится площадь Куйбышева, у меня тут баня (улыбается), от нее тоже никуда не хочу переезжать. А нас просто выкидывают на улицу! За квартиру в 34 квадратных метра мне дают 2 138 000 рублей. Это для меня и дочери с двумя маленькими детьми. Много чего мы купим на эту сумму в Ленинском районе? — вздохнул Юрий Петрович.
По словам жителей Галактионовской, в непростой ситуации оказались больше сотни человек, сидеть на месте они не собираются — обращались уже в несколько инстанций.
— Обращались к главе СК РФ Бастрыкину, к полномочному представителю президента, к одному из депутатов Госдумы по Самарской области, в прокуратуру города, прокуратуру области, к уполномоченному по правам человека в регионе. Из некоторых инстанций ответы уже пришли. Но они, если честно, ни о чем. И кипа бумаг у нас по каждому объекту огромная. И у всех одинаковые ответы. Все отправляют нас в Минстрой. Только встречи там с чиновниками ничего пока не дают, — рассказала Ольга Понырко.
Женщина убеждена, что насчитанные им суммы нужно увеличивать в несколько раз.
Минстрой: «Все расчеты — по законодательству»
В Министерстве строительства Самарской области прокомментировали ситуацию вот так:
— Расчеты возмещения правообладателям за изымаемые объекты недвижимого имущества выполнены в соответствии с действующим законодательством, а размеры возмещения определены в отчетах об определении размера возмещения, подготовленных в соответствии с федеральным законом № 135. В министерстве подготовлены проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области, их направили в адрес правообладателей для принятия решений.
Правообладателю в течение 90 дней с момента получения проекта необходимо его подписать либо представить в министерство предложения об изменении условий проекта соглашения. В случае отсутствия достигнутого консенсуса владельцы недвижимости вправе обратиться в суд для оспаривания условий проекта соглашения. Кроме того, в случае непредоставления по истечении девяноста дней подписанного соглашения министерство вправе обратиться в суд.
В Минстрое разъяснили и критерии оценки и другие аспекты, на какие обращали внимание при выборе домов для расселения.
— Необходимо учитывать, что критериями для изъятия недвижимости при строительстве метрополитена является не сама по себе ветхость, аварийность, ненормативные осадки строений, но также и ограничения по использованию их с действующим видом разрешенного использования. Важно, как строения поведут себя в результате проведения строительно-монтажных работ и последующей эксплуатации построенного объекта (возможно, вид использования объекта изменится с жилого на административное). И для этого исследовалась работоспособность конструкций всех домов, находящихся в зоне влияния проектируемого объекта: как они поведут себя в результате статико-динамического, вибрационного, акустического воздействия, — сообщила и. о. министра строительства Самарской области Анна Урусова в ответе на запрос редакции 63.RU.
«Рыночная цена в старом фонде невелика»
Ситуация, в которую попали жители домов на улице Галактионовской, по мнению экспертов в сфере недвижимости, — не нонсенс.
— Цена за квадратный метр формируется в зависимости от дома. Если строение кирпичное, но в нем деревянные перекрытия, а в домах в центре города, скорее всего, так и есть, то цена за квадратный метр снижается. И стоимость жилья под снос не соответствует тому, что можно купить в этом же районе. Например, цена вторичного жилья на Галактионовской — в среднем 100–110 тысяч рублей за квадратный метр. А на деньги, которые людям предлагают, можно купить жилье лишь в отдаленных районах Самары — на Управленческом, на Красной Глинке, на Металлурге (если совсем плохенькое). Другой вопрос — люди не хотят переезжать из центра города, где они прожили всю жизнь, на окраину. Их тоже можно понять, — отметил Леонид Орлов.
Выход из ситуации предложила другой эксперт в сфере недвижимости Мария Иванова:
— Цены, которые называются, конечно, не позволят собственникам жилья ничего купить взамен (ну если только дом в деревне или комнату в общежитии) — а значит, восстановить свое имущественное положение. А ведь изъятие имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Поэтому здесь целесообразнее бы было использовать понятие «выкупная цена объектов недвижимости», которая должна учитывать не только рыночную стоимость жилья, но и другие обстоятельства. Здесь же использована, как я понимаю, рыночная цена, которую установили специалисты оценки по всем данным рекомендациям. А рыночная цена жилья в старом фонде действительно невелика. Кроме того, цены, которые предложили жителям Галактионовской, соизмеримы с ценами в бараках где-нибудь на окраине города. А сравнивать эти локации невозможно. Свою роль играет и местоположение домов, и транспортная доступность, и инфраструктура вокруг. Поэтому, повторюсь, в случае с расселением домов из-за строительства станции метро нужно рассчитывать выкупную цену жилья, чтобы люди смогли восстановить свои имущественные права в полном объеме. Не стоит забывать о Конституции.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.