Собственники квартир в новом ЖК «Орбита» на Московском шоссе стали заложниками новоприобретенных жилплощадей. По их словам, они купили квартиры в доме, в котором не было воды, не работали несколько лифтов, а попытка наладить отопление привела к потопу. Кроме того, жителям пришлось выяснять, какая управляющая компания отвечает за обслуживание их ЖК.
Мы встретились с активной группой собственников жилья, и они рассказали нам историю своего дома.
«Дом сдали с опозданием на год и три месяца»
ЖК «Орбита» построен на пересечении Московского шоссе и улицы Георгия Димитрова. Он представляет собой 24-этажное здание на 414 квартир с двумя подъездами.
Застройщиком выступало ООО «Альянс». Директор и владелец компании — Михаил Жуков. Ему же принадлежат строительные компании «Специализированный Застройщик "Металлист"», «МВМ», «Стройресурс», «Кольцо» и фирма по аренде и управлению имуществом «Ресурсхаус».
Кроме ЖК «Орбита» самарцам известен и другой строительный проект Михаила Жукова — комплекс из трех высоток по 32 этажа на кольце улиц Антона-Овсеенко и Советской Армии. Кроме того, компания Михаила Жукова «МВМ» судилась с мэрией Самары из-за двух домов на улице Гагарина. По итогам тяжбы суд признал здания самовольными постройками и обязал компанию снести их за свой счет. А «Стройресурс» собирался застроить Парк 60-летия Советской власти.
Трудности у дольщиков, по их словам, начались еще на старте. Как говорят собственники жилья, сдачу дома запланировали не позднее 31 января 2021 года. Но из-за пандемии коронавируса сроки перенесли на год и три месяца.
В итоге ключи от дома с черновой отделкой дольщикам, по их словам, выдали в июне 2022 года. Хотя, по данным государственной жилищной инспекции (ГЖИ), официально дом ввели в эксплуатацию в мае 2022.
Для дольщиков, по их словам, это стало сюрпризом.
— Многие узнали о выдаче ключей через сарафанное радио. Первая выдача 15 июня была. Здесь были очереди. Ключи выдавал представитель застройщика. Когда мы принимали квартиры, там не оказалось ни счетчиков, ни кранов на трубах водоснабжения, — рассказала член инициативной группы жильцов Наталья Захарова.
Женщина пояснила, что все недоделки жильцы указывали в акте осмотра. Однако на руках этого документа у собственников не осталось.
А застройщик в ответ на письменную претензию жильцов ответил, что счетчики были установлены.
Хотя Наталья утверждает, что счетчики и краны все покупали и ставили за свой счет.
«Нам сказали, что наш дом не стоит на балансе»
Так как дом был сдан в черновой отделке, сразу заселяться в него было нельзя. Как рассказали собственники, когда они установили краны и попытались их протестировать, выяснилось, что в трубах нет воды. Также возникли вопросы относительно управляющей компании дома.
Как сообщили дольщикам в письменном ответе представители ГЖИ, на общем собрании собственников 7 июня в качестве УК выбрали «Жилищный кооператив «Московское шоссе, 199». Эту информацию представители инспекции подтвердили и в ответе на запрос нашей редакции.
— Однако 7 июня еще собственников не было: мы без ключей были. Только 20 июня первый собственник мог появиться. Кроме того, несмотря на то, что никто за 3 месяца так и не заселился в дом, последние 2 месяца уже приходят квитанции за ЖКХ, — рассказала еще одна собственница жилья Оксана Шуроховецкая.
В разговоре с журналистом 63.RU представитель управляющей компании «ЖК «Московское шоссе 199» подтвердил, что квитанции приходили, но в них отображены платежи только за содержание общедомового имущества, а не квартир.
Активисты дома рассказали, что звонили в ресурсоснабжающие организации и там им сообщили, что дом не стоит на балансе у некоторых контор, например, в «ЭкоСтройРесурсе», который занимается вывозом мусора.
— От ЖК «Орбита» в адрес регионального оператора заявка на заключение договора не поступала, — сообщили 63.RU в компании.
В результате под железным навесом, где должны стоять контейнеры, парковали машины. А строительный мусор, который оставался в процессе чистовой отделки, складировали прямо перед подъездами.
Как сообщили собственники, они написали несколько десятков личных и коллективных обращений в разные инстанции. В частности, в ГЖИ, самарский Минстрой и прокуратуру Кировского района.
— Претензии жильцов по обнаруженным недоделкам могут быть предъявлены застройщику в течение гарантийного срока. В связи с этим у инспекции отсутствуют правовые основания для принятия мер по обращению, — говорится в ответе от ГЖИ.
После разговора с инициативными собственниками редакция 63.RU также направила запрос в ГЖИ. В ответе представители инспекции сообщили, что провели выезд и нашли состояние ЖК удовлетворительным. Но, поскольку жалобы были на отсутствие воды, в адрес управляющей компании направили предупреждение.
А вот в надзорном ведомстве собственникам квартир сообщили, что прокурорская проверка подтвердила следующие недостатки дома: отсутствие водоснабжения, повреждение внутренней отделки дома, неисполнение обязанностей по уборе дома, неполадки в работе лифтов.
— В адрес застройщика и управляющей компании внесли представления. Вместе с тем органы прокуратуры не подменяют собой компетентные структуры, которые занимаются надзором при строительстве жилья. Материалы прокурорской проверки переданы в ГЖИ для принятия решения, — сообщили в надзорном ведомстве.
Вот полный текст ответа от прокуратуры.
«Мы тут не живем, но нам уже дважды прислали квитанции»
После нескольких личных и коллективных жалоб в разные инстанции, в середине августа, по словам жильцов, холодную воду дали в одну из двух секций ЖК.
Однако в компании «Самарские коммунальные системы» 63.RU сообщили, что ЖК «Орбита» полностью подключен к сетям водоснабжения, о чем свидетельствует акт, подписанный 19 января 2022 года.
— Во время опрессовки системы в одном из подъездов всё пролило насквозь с 24-го до 10-го этажа. На площадке всё ручьем бежало. Со всех щелей вода лилась, — рассказала одна из собственниц квартир.
В самарском филиале ПАО «Т Плюс» редакции сообщили, что ЖК «Орбита» подключен к тепловым сетям. Однако в адрес энергокомпании (по данным на 7 октября 2022 года) так и не поступил пакет документов, подтверждающий готовность дома к запуску отопления.
«Такой плачевный опыт у меня впервые»
Как признаются несостоявшиеся жильцы, им пришлось многим пожертвовать ради жилплощади в новом ЖК.
— Я продала свою квартиру в 2019 году и купила здесь. Уже три года я живу на съемной квартире с мужем и маленьким ребенком. Платим 20 тысяч в месяц. Хочется быстрее переехать. Но я боюсь — а вдруг опять прольют и никто не будет возмещать. Мы сейчас с мужем делаем ремонт: электрику, канализацию, собираемся штукатурить. И непонятно, ждать ли включения отопления, — рассказала Оксана Шуроховецкая.
— Я покупала квартиру в июле 2019 года с расчетом, что в 2021 году мы получим ключи и наши дети пойдут в детский сад, который рядом с домом. По факту мои дети скоро пойдут в школу, а когда мы переедем в дом — неизвестно. Мы покупали квартиру на средства материнского капитала. Но деньги, получается, в никуда ушли. Куда нам еще писать? Только Господу Богу, — поделилась своими переживаниями Наталья Захарова.
— Я выбирал этот дом именно ради паркинга. Паркинг так и не сдан (жильцы утверждают, что он затоплен и доступ к нему закрыт. — Прим. ред.). Нам не нужно ни денег, ни других компенсаций. Нам нужны наши квартиры. У нас уже не хватает денег на съемное жилье. Я слышал, кто-то уже здесь живет. Я не понимаю, как они тут живут. Что нам еще сделать? Развесить на фасадах транспаранты и перекрыть Московское шоссе? Мы этого не хотим. Ведь сам по себе дом прекрасный. Им нужно просто заняться. Всё решаемо, — говорит еще один собственник Дмитрий Сафронов.
Пока суд да дело, некоторые все-таки начали делать ремонт в своих квартирах, пусть и без воды. По словам собственников, за поднос воды тоже пришлось доплачивать. Рабочие носили воду ведрами по лестницам.
Пока что люди видят один вариант решения проблемы: смену управляющей компании.
Что ответил сам застройщик
Редакция 63.RU направила запрос в ООО «Альянс» с просьбой прокомментировать ситуацию. Вот какой ответ мы получили.
— Работы по опрессовке отопления выполнили еще до ввода дома в эксплуатацию. Территория благоустроена, остатки строительного мусора к застройщику не относятся. Работы по устранению подтекания воды с теплотрассы в паркинге ведут в рамках гарантийных обязательств.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.