Угловатый, стеклянный и очень странный, но в то же время притягательный. От железнодорожного вокзала Самары трудно оторвать взгляд. И хотя ему уже более 20 лет, люди всё еще спорят о красоте здания. Одни называют его монстроподобным и сокрушаются, что ради этого строения снесли царский вокзал. Другие восхищаются его неординарностью и называют визитной карточкой города. Давайте рассмотрим здание вокзала в деталях и покопаемся в его истории.
Новый железнодорожный вокзал построили на месте старого, который возвели еще во времена Александра II по проекту графа Николая де Рошфора. Посмотрите, как он выглядел.
Про снос царского вокзала, который, конечно, в советские годы пережил несколько реконструкций, заговорили в 1990-е годы. Говорили, что он обветшал. Перекрытия внутри были деревянными. Из соображений безопасности здание сначала законсервировали, а потом и вовсе снесли.
И началось строительство нового вокзала. В 1999 году состоялось открытие первого пускового комплекса вокзала с залами и лифтами. В том же году построили пешеходный тоннель, из которого можно попасть ко всем поездам.
В 2000 году появился второй пусковой комплекс, в котором разместилась гостиница. А в 2003 году завершили возводить высотную часть здания со шпилем, который на вершину водрузил вертолет Ми-8.
Проектировал вокзал архитектор Юрий Храмов. Он рассказывал, что первоначальный эскиз был куда скромнее.
Юрий Храмов спроектировал множество знаковых объектов в Самаре. Помимо железнодорожного вокзала, это филармония, «Звезда», жилая застройка на улице Стара-Загоре. Архитектор умер в 2018 году в возрасте 83 лет. Сейчас дело отца продолжает его сын Дмитрий.
Строила вокзал компания «Волгатрансстрой», которая до сих пор забирает солидные госконтракты в Самарской области. Последние — на строительство метро. Правда, недавно связанного с фирмой министра строительства Николая Плаксина отправили под арест.
Самарский железнодорожный вокзал называют самым высоким в Европе. Его высота — 101 метр.
Внутри один обычный зал и два зала повышенной комфортности. Есть зимний сад с фонтаном и смотровая площадка. Также имеется крытый надземный переход, который ведет в поселок Запанской.
Планировали построить и вторую очередь железнодорожного вокзала. В проект входили транспортно-пересадочный узел, отель, бизнес-центр, офисный центр и современная многоэтажная парковка. Однако эти планы остались нереализованными. На площадке просто построили платную парковку.
Зато появление такого вокзала дало толчок развитию современного стиля постройки зданий. Это уже седьмой «герой» нашего фотосериала «Стеклянная Самара». Посмотрите другие репортажи — например, про башни-близнецы на Ново-Садовой.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.