В Самаре подвели итоги публичных слушаний о межевании территории в границах улиц Вилоновской, Самарской, Ульяновской и Садовой. Разработала проект компания «Трансгруз». Против него годами борются местные жители. Но кажется, у застройщика появился шанс.
История борьбы
Располагается 109-й квартал, о котором идет речь, неподалеку от площади Куйбышева. Здесь уже стоит одно здание «Трансгруза» — 34-этажный жилой дом, самый высокий в Самаре. Также в квартале много частных домов — деревянных и кирпичных, зданий малой этажности. Есть и памятники архитектуры — особняк архитектора Зеленко, в котором расположен Дом журналиста.
Впервые проект застройки этого квартала «Трансгруз» представил в 2017 году. Компания предлагала снести старые дома на этой территории и построить несколько 17-этажек. Но жители были против. По их мнению, новая застройка должна быть не выше 5 этажей. В результате власти рекомендовали «Трансгрузу» доработать проект, а именно — снизить плотность застройки и этажность жилых домов, предусмотреть строительство средней общеобразовательной школы, детского сада, больницы и увеличить количество парковочных мест. В конце июля 2019 года самарцам снова представили проект межевания квартала, но горожане отказались его одобрять. В итоге глава города Елена Лапушкина отклонила документы.
Новые публичные слушания
Обновленный проект компания представила горожанам 4 августа. На собрание пришли 185 человек. И вновь от участников слушаний посыпались замечания. Все они нашли отражение в итоговом протоколе. Публикуем главные моменты.
Многие выступили против высотной застройки и пожаловались, что в обсуждении принимают участие заинтересованные лица — сотрудники «Трансгруза». Некоторые участники собрания отметили, что 109-й квартал входит в границы исторического поселения, и застройку нужно отложить до принятия градостроительных регламентов.
— Проект межевания в отсутствии разработанного проекта планировки территории открывает возможность проведения точечного строительства без обсуждения на публичных слушаниях, увеличение социальной нагрузки на школы, поликлинику, детские сады, отсутствие парковок, зеленых зон, детских площадок, — сказала председатель самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Нина Казачкова.
Также участники публичных слушаний указали, что в проекте межевания некорректно учтены границы нескольких участков, которые занимают жилые дома, и сообщили, что у «Трансгруза» уже истек срок разрешения на планировку участка.
«Трансгруз» начал работать в 1990-х годах. Его создал один из самых известных девелоперов Самары Эдуард Волков. На счету компании — строительство знаковых городских объектов. Например, жилая высотка в 34 этажа на пересечении улиц Садовой и Вилоновской, ЖК в Постниковом овраге.
— Уже сейчас огромные очереди в поликлиники, школа № 6 переполнена. Нужно строить новые социальные объекты, а не жилые дома. Существующие коммунальные сети не выдерживают возрастающую нагрузку, что приводит к авариям. Критическая ситуация с парковочными местами, — отметили участники публичных слушаний.
Некоторые горожане озвучили альтернативные идеи по дальнейшей судьбе квартала. Среди предложений — обустройство туристической зоны, строительство детского сада и начальной школы, создание сквера, озеленение территории. Также один из участников публичных слушаний посоветовал властям отдать «Трансгрузу» участок на Садовой — Вилоновской, где уже 17 лет не могут достроить дом для дольщиков.
Против проекта собрали более 500 подписей. Но были на собрании и сторонники — 142 человека. Они указывали на то, что в квартале очень много ветхих домов и нужны изменения, и принесли с собой сотни подписей в поддержку застройщика в письменной форме. Общее число перевалило за тысячу. Высказались и сотрудники компании.
— Часть квартала будет благоустроена. В проекте под домом, спроектированным «Трансгрузом», планируется размещение многоуровневой парковки, что позволит снизить напряженность с парковочными местами, — сказал главный инженер застройщика.
В итоге публичные слушания признали состоявшимися. Но итоговые цифры тех, кто за и против, в протоколе не отразили. Все поступившие замечания и предложения передали главе города Елене Лапушкиной для принятия решения о судьбе квартала. Ранее в департаменте градостроительства поясняли, что в квартале нельзя строить дома высотой более 12 метров.