Жизнь 21-летнего Сергея Семёнова изменила обычная студенческая вечеринка. Во время гулянки, которая происходила в пригороде Ульяновска в 2016 году, у него случилась интимная близость с 16-летней Дианой Шурыгиной. Позже девушка обвинила молодого человека в изнасиловании. Сам Сергей уверял, что всё произошло по обоюдному согласию. Уголовное дело получило скандальную известность благодаря обращению Шурыгиной на федеральные ток-шоу.
Суд признал Семёнова виновным в изнасиловании. Его приговорили к восьми годам лишения свободы. Позже защитники молодого человека добились смягчения приговора до трёх лет и трёх месяцев. А через некоторое время Сергей и вовсе освободился условно-досрочно и переехал жить в Самарскую область. При этом у него продолжало действовать ограничение свободы.
Сергей Семёнов рассказал 63.RU, чем занимается сейчас в Самаре, о чём он думал, услышав приговор, и почему не мог гулять по ночам.
«Город дружелюбный»
— Как вы оказались в Самаре, что привело сюда?
— Я приехал к любимой девушке. Она пока не может умчаться со мной на край света, потому что учится. Поэтому пришлось переехать мне.
— Вы познакомились по переписке?
— Да. До этого я жил в Тольятти. Мы переписывались, виделись, гуляли. А потом спустя какое-то время начали жить вместе в Самаре.
— Чем сейчас занимаетесь, кем работаете?
— Менеджером по развитию в сфере туристического бизнеса.
— А раньше бывали в Самаре?
— Конечно, много раз. Впервые — наверное, лет в пять. Не думайте, что я приехал сюда откуда-то за тысячу километров. От населённого пункта, где я родился, около 150 километров до Самары. Город для меня почти родной.
— Часто вас узнают на улице, подходят? Что обычно говорят?
— Мне в Самаре комфортно. Город дружелюбный. Как часто узнают — зависит от многих факторов. Останусь ли я дома или пойду в ТЦ, надену ли солнечные очки. Говорят слова поддержки, «мы были за тебя» и подобное. Бывает, просят рассказать подробности, свою версию событий. Но обсуждать такое посреди улицы с незнакомыми людьми я, конечно, не буду. Просто уже есть несколько шаблонных фраз, которые говорю в таких случаях.
— Уже привыкли «отмахиваться» от любопытных, как звезда.
— Да какая же я звезда! Я себя звездой не считаю. Даже инстаграм забросил. Хотя меня многие ругают за это. «Вот, ты не развиваешься...» Но я не понимаю этого, честно. Не могу я с утра до ночи фотографировать каждый свой шаг. Это просто глупо.
— То есть у вас нет цели как-то использовать свою известность?
— Для какой-то благотворительности, для помощи людям, животным — почему нет? Но, как правило, это не особенно интересно читателям. Ради эксперимента выкладывал пост о приюте для животных — там нужна была помощь. Все написали «жалко, жалко» — и всё.
История про миллионера
— К вам часто обращаются другие люди, пострадавшие, по их мнению, от неправосудия?
— Да, очень часто. Я даже завёл специальный блокнот, чтобы всех упомнить. Самая интересная история — про миллионера. Жил себе обычный человек — с долгами, с кредитами. Тут ему на карту падает 25 миллионов рублей. Ошибка банка. Он не растерялся и начал эти деньги тратить. Купил золото, «Мерседес», «Ауди»… Транжирил как только мог. Нашлись люди, которые сказали, что помогут ему. Это был некий человек в Москве. Наш герой знал только его имя. И тот предложил ему залечь на дно. Езжай, мол, в Ульяновск, оставь мне машины и золото, на себя не оформляй, чтобы тебя не нашли. Он так и сделал. В Ульяновске мужчина продолжил гулять на полную катушку. Смокинги, телефоны, лимузины… В итоге «миллионера» посадили на пять лет. Чтобы банк получил страховку, его обвинили невесть в чём. Как будто он суперхакер, который взломал банковскую систему и специально украл деньги. Хотя у него даже компьютера дома не было.
Ещё одна история: женщину из Димитровграда обвинили в заказном убийстве мужа. Суд присяжных её оправдал. А прокуратура отменила решение! Нашёлся общий дальний родственник у этой женщины с одним из присяжных. Это процессуальное нарушение. Назначили новую коллегию присяжных, те её осудили на 14 лет. Но если бы в этой истории было всё так очевидно, разве растянулось бы разбирательство на целых пять лет? Я верю этой женщине.
— И как же вы можете помочь таким людям?
— По последней истории планируем снять видеоразбор. Рассмотреть подробности уголовного дела. Где какие процессуальные нормы нарушены и так далее. Меня очень сильно задела её история.
«У судей нет свободы»
— Скоро заканчивается ваше ограничение свободы. Какие запреты действовали в это время?
— Быть дома с 10 вечера до 6 утра, не выезжать из Самары, не посещать бары, рестораны, кафе и массовые мероприятия. Срок наказания удалось сократить, так как по новому закону день в СИЗО считается за полтора. Суд состоялся буквально на днях. Через две недели я буду совершенно свободным человеком. Смогу выезжать из Самары, ночью куда-то сходить погулять. Всё это было под запретом. Когда я жил в Тольятти, около года назад, мы хотели организовать благотворительную акцию. Нашли артистов, акробатов, рэперов и даже достали сцену. Но мне запретили там находиться, потому что это массовое мероприятие.
— Как вы относитесь к российскому правосудию после всего произошедшего?
— Правосудие? Да нет его. Проблема даже не в конкретных людях, а в самой системе. У судей нет свободы. Нет свободы у следствия, у прокуроров. Есть негласные шаблоны, по которым они работают. Представьте: к ним приезжает проверка. Их спрашивают: вот человека обвинили в изнасиловании, а вы его оправдали. На каких основаниях?
Получается, что отпустить обвиняемого — это большой риск. А если его посадить — все будут довольны, жаловаться некому. Вор сидит, убийца сидит, насильник сидит. Проще осудить ту сторону, от которой меньше всего «прилетит». Оправдательных приговоров у нас, насколько я знаю, менее 1%.
Помню слова своих следователей. Я говорил им: «Вы же понимаете, что это бред?» — «Всё понимаем, но ничего не можем сделать». В какой-то мере они мне даже сочувствовали. Мне тогда много кто сочувствовал. Для меня это было потрясением — все всё прекрасно понимают, но ничего сделать не могут… Вы ведёте это дело. Вы судьи, вы следователи! Вы видите ситуацию. И всё равно выносите такой приговор. Какой смысл тогда в вашей работе? Проще уж сразу сажать человека, как только его в чём-то обвинили.
— То есть это такой каток, под который ты попадаешь и не можешь выбраться?
— Да, если ты оказался в СИЗО — пиши пропало. Если тебя посадили под арест, то к тебе применили меру пресечения. Ты не работаешь, ты страдаешь. Если вдруг тебя оправдают — обязаны выплатить компенсацию. У нас это очень редко практикуется. Никому не нужно, чтобы человек потом бегал и кричал: «Меня держали в СИЗО три месяца ни за что!»
— Вам не казалось это всё каким-то страшным сном?
— Когда ты слышишь свой приговор и там говорится «8 лет»... Задумываешься о таких вещах, о которых вообще никогда не думал! Сначала это был протест. Потом, через месяц пребывания в СИЗО, я как-то внутренне смирился, стал строить планы, подсчитывать. «Выйду на свободу — мне будет 30. Наверное, пойду куда-то учиться. Найду работу… Главное — себя не потерять».
— Что из этих планов сбылось теперь?
— Я учусь на агронома. Заочно в ульяновском институте. До тюрьмы я туда поступил, два года отучился — туда и восстановился. Сейчас перешёл на четвёртый курс. Всё отлично у меня.
20-летняя Диана Шурыгина сейчас счастлива в браке. C Андреем Шляниным она познакомилась на съёмках в 2017 году, позже они узаконили свои отношения. Пара живет на 25 этаже элитного комплекса на севере Москвы.
Александра Исмайлова