Василию Комкову из Самары 35 лет, он успешный айтишник, но при этом ему не страшны ни бессонные ночи, ни грязные подгузники, ни детские плачи, ни… совместные роды. В семье Марии и Василия Комковых подрастают шестеро детей: Настя (14 лет), Вася (11), Ира (9), Василиса (5), Федя (4) и недавно родившийся Коля. Героический папа видел собственными глазами появление на свет двух из них — Иры и Коли. Василий рассказал 63.RU, зачем он пошел с женой на совместные роды и как изменилось его отношение к супруге после этого.
«Роднее супругов не должно быть никого»
— Василий, сколько вам было лет, когда вы пошли с женой на первые совместные роды? Кто был инициатором такого шага?
— Мне тогда было 26 лет. Решение вопроса совместных родов во многом зависит от женщины. Для кого-то проще, чтобы никто из близких не присутствовал в такой сложный период. А есть те, для которых присутствие мужа — это помощь. Им проще, когда рядом находится родной человек. Моя жена из таких. Мы как люди верующие считаем, что роднее супругов не должно быть никого, и полностью разделяем это мнение из Евангелия. Второй момент: когда муж присутствует при родах, меньше вероятности грубого отношения к роженице со стороны персонала. Так что к совместным родам мы пришли вместе: супруга этого хотела, и я тоже.
— На каком месяце беременности Ирой пришли к такому решению о совместных родах?
— Насколько я помню, мы заранее договаривались, что третьего ребенка идем рожать вместе. Окончательно решили примерно в середине срока. Врачи готовы были пойти навстречу.
— В каком роддоме это было?
— Первые пятеро появились на свет в роддоме больницы Пирогова. И с двумя старшими детьми мне категорически не разрешили присутствовать на родах. Девять лет назад, с Ирой, врачи были уже более лояльными. И разрешили присутствовать, если в родзале в этот момент не будет других рожениц. Так и сложилось. С четвертым и пятым повезло меньше: вместе с супругой рожали еще женщины, и меня разворачивали буквально уже от дверей. С шестым ребенком решили попробовать платную клинику.
— Во время совместных родов вы просто наблюдали или пытались помочь?
— Пытался помочь. Делал массаж, спрашивал у врачей, что нужно сделать в тот или иной момент. Всё время был вместе с супругой, не прерывался ни на что. И видел весь процесс целиком. С Иришей я сам разрезал пуповину. А вот с Колей не успел вовремя продезинфицировать руки.
«Первая эмоция — радость за жену»
— Помните самую первую эмоцию после того, как на ваших глазах на свет появлялись дети?
— Самая первая эмоция — это радость за жену, которая закончила весь свой большой труд. Когда она облегченно вздыхает, и ты понимаешь, что помощи и внимания ей уже надо меньше, тогда можно переключиться на ребенка.
— Волновались во время первых совместных родов? Готовились к ним каким-то образом?
— Я опирался на знание о самом себе, как я веду себя в сложных ситуациях. Видимо, я что-то об этом читал, но уже точно не вспомню.
А что касается волнения, то, конечно, я волновался. На твоих глазах близкий человек мучается, но надо стараться не показывать волнения и переживаний, надо стараться помочь. И доктора видят, что ты во время процесса вменяем, и позволяют принимать участие, а не просто наблюдать. Например, во время вторых совместных родов врачи попросили меня перенести жену на руках. Они понимали, что я в себе и я ее не уроню.
— На вторые роды шли более уверенным?
— Нет, за супругу переживал так же, как и в первый раз. Понимаешь, что с каждым последующим ребенком легче супруге не становится, всё так же сложно. И конечно, волнуешься за малыша.
«Я увидел в жене новые грани»
— Есть мнение, что мужчины после совместных родов относятся к жене по-другому. Кто-то лучше, кто-то хуже. Как получилось у вас?
— Мужчины на родах ведут себя по-разному. Кто-то безучастен, кто-то теряется, у кого-то, может быть, возникает брезгливость к женщине. Для меня такой проблемы принципиально не существует. Акушерки даже предлагали не смотреть сам процесс появления на свет малыша, но я всё видел, и мне это не мешает. К супруге я стал относиться после совместных родов только лучше. Я пережил с ней двое родов, мне удалось понять и соучаствовать в этом процессе. И мои чувства к ней только окрепли.
— Ваша самооценка выросла после совместных родов? Открыли в себе какие-то новые грани?
— У меня повысилась оценка супруги, в ней я увидел какие-то новые грани. В себе ничего нового не открыл.
— Рассказывали друзьям или родственникам, что идете на роды с женой? Они пытались отговорить или дать какие-то советы?
— Все семейные вопросы решаем только с женой, никого не вовлекаем, даже для консультации.
— А какие советы можете дать сомневающимся парам, которые ждут ребенка, но не могут решить, идти мужчине на роды или нет?
— Во-первых, они знают друг друга лучше и должны ориентироваться на это. Надо учитывать, какой муж по характеру. Как ведет себя в сложных ситуациях? А мужчинам, которые уверены, что справятся, могу посоветовать одно: если супруге хочется, он должен присутствовать на родах.
— Если у вас будут еще дети, пойдете с женой на роды? Хотите еще детей?
— Да, безусловно, пойду на совместные роды. Если мы с супругой решим, что нам хочется видеть еще одного родного человека в нашей семье, то думаю, что мы в этом себе не откажем. Но загадывать не будем.
— Помогаете жене с детьми? Вы занимаете руководящую должность, с семьей получается проводить много времени?
— Конечно, с детьми помогаю. Я работаю в большой международной IT-компании. И у нас, у сотрудников, может быть скользящий график, главное — работа на результат. В сфере IT-технологий я работаю уже давно, это позволяет получать нужный результат, не перерабатывая и оставляя время на семью.
— Старшие дети не ревнуют к новорожденному?
— Вопроса ревности у нас в семье нет, но не думаю, что мы делаем что-то волшебное. Многое зависит от детей и их характеров. Конечно, мы стараемся никого не выделять, больше любви кому-то одному не давать.