Ему 61 год. У него смуглая кожа и белозубая улыбка. Когда он смеется, под глазами разбегаются лучистые морщинки. Он одинаково вежлив и внимателен со всеми. Не пытается врать, чтобы показаться лучше, или давить своим авторитетом на собеседника. Говорит честно, как есть, хоть и понимает, что не мусульман его ответы могут и шокировать. Но именно эта искренность и подкупает. Талип хазрат Яруллин муфтий Самарской области рассказал 63.RU о том, какими должны быть семьи в Исламе, почему девушкам нужно просить у мужа дорогой подарок на свадьбу, готов ли он отдать свою дочь второй женой и почему все 38 лет брака его супруга спрашивает разрешения пойти куда-либо.
— Талип Вагизович, часто Вас называют также Талип хазрат. Что это значит? Как Вас правильно называть?
— Талип — имя, Вагизович — отчество. Например, если называют мою должность — муфтий, говорят: «Муфтий Талип хазрат». Хазрат — уважительное обращение к любому священнослужителю.
— Священники носят рясы, а как называется традиционная одежда муфтия?
— Это чапан, это чалма. Чалма — не простой головной убор. В ней не меньше 7 метров ткани. Такое полотно могут использовать, как саван: если человек умирает в пути, то его чалму развернут и похоронят. Или можно использовать ткань в качестве веревки, чтобы, например, достать воду из колодца в пустыне.
И конечно, мы стараемся быть похожими на нашего Пророка, который всегда совершал намаз в чалме. И если мы совершаем намаз в чалме, то награда за него увеличивается в 70 раз.
Красные тюльпаны на черном чапане — вышиты не просто для красоты. Так же, как одна луковица тюльпана, дает один росток, так и в Исламе Аллах един. Считается, что тюльпан — цветок Всевышнего.
Чапаны могут быть разного фасона. Главное, чтобы была закрыта нижняя часть тела. Во время намаза спина не должна оголяться. Это лишний повод людям посмотреть, отвлечься от молитвы, в общем, может принести неудобства другим.
Мусульманки полностью закрыты одеждой и когда делают земной поклон во время намаза стараются так сгруппироваться, чтобы не выделять свои формы. Правоверная не должна одевать облегающие вещи. Фигуру нужно скрывать. А то бывает оденутся так, что все видно и раздевать-то уже не надо.
— А почему нельзя женщине одевать обтягивающие вещи? Это провокация или что?
— Вот именно. Одежда не должна провоцировать, соблазнять мужчин.
— Разве мужчина не должен управлять своими помыслами, отвести глаза или закрыть их, чтобы не войти во грех?
— Должен. Но закрытая одежда — это еще и защита самой мусульманки. Вы знаете, как одеваются женщины в арабских странах? В обществе они предстают полностью закрытыми, а дома для мужа — вообще шик, могут позволить себе быть сексуальными. И женщину никто не обсуждает на улице, не говорит, что там ноги кривые, например, или еще что-то. Все скрыто под одеждой. А для мужа она красавица — ему не с кем ее сравнивать. А когда много женщин и они все разоблачены, у мужчин появляется соблазн. Остывает любовь к жене, начинают интересовать другие. И с этой целью Всевышний повелевает прикрываться.
Платок на голове женщины для того же. Потому что у мужчин красота в бороде, а у женщины — в волосах. И эта красота — не для всех, а только для семьи.
— Значит бородатый мужчина провоцирует женщину? Она же волосы — свою красоту — прикрывает, а он бороду — нет…
— Нет. У мусульман свои запреты в плане одежды. Нельзя показывать тело от пупка до колена людям любого пола. Поэтому даже в бане с другими мужчинами мусульманин должен либо быть в длинном полотенце, либо в одежде типа бридж. Да и у женщины в обществе других женщин тоже должна быть в одежда, которая также прикрывает тело от пупка до колена.
В мужском обществе мусульманка может показать только лицо и кисти рук. Все остальное — нельзя. Такая закрытая одежда — защита женщины.
— Но если женщина одета не так и на нее напали, это оправдывает нападавшего?
— Ну, если она провоцирует…
— Просто идёт в открытой одежде.
— Нет. Ну, если она идёт раздетая, то это какая-то провокация. Но мужчина должен держать себя. Какие-либо нападки непозволительны. Это запретно. Но опять-таки и женщина не должна провоцировать, чтобы вот таких преступлений не было. В Арабских Эмиратах женщины ходят в закрытой одежде и там нет ни изнасилований, ни убийств.
Есть такая старая притча про то, как городской парень приехал в деревню к дедушке отдохнуть. Дедушка его спрашивает: «Ну как? Понравилось тебе у нас?». Тот говорит: «Да, все отлично, но вот с девушками тут проблемы, все какие-то в закрытой одежде, не знакомятся, не повеселишься с ними». Тогда дед достает из кармана две конфеты одну в обертке, а другую — без: «Какую возьмешь?». Внук отвечает: «Конечно, в обертке. Она чистая». Дед объясняет: «Вот и с девушками так же, если она в закрытой одежде, то она сохраняет свою честь, достоинство, красоту».
А сейчас честь и достоинство — стали просто высокопарными словами. Уже в старших классах девушки, к сожалению, распущенные.
Надо объяснять молодежи, что цель семейной жизни — не только секс, это взаимопомощь, ответственность, поддержка, правильные роли отца и матери.
Как у нас говорится об этом: пророк отвечает за людей, имам — за свой приход, мужчина — за свою семью, родители — за детей. Мужчина должен знать, что он не просто самец, а человек, который несет ответственность за свою семью и все, что в ней происходит. Жена набедокурила — ответ несет муж. Значит, он не научил, не оградил, не объяснил, не предупредил, не показал. И только, если он все это сделал, а жена все-таки не послушала, то виновата она.
— Вы сказали, что девушек чистых нет. А мужчина тоже должен себя до брака хранить?
— Конечно, мужчина должен себя хранить до свадьбы. Это взаимно.
Говорят, если молодой человек, созрел для создания семьи, пускай женится. Потребность быть любимым и любить — одно из естественных качеств человека.
Если нет возможности жениться, пускай молодой человек держит пост. Почему? Потому что пост ослабляет вот эти желания, изменяет мысли. А когда он сыт, то мужское естество дает о себе знать.
— Так, но если мусульманки ходят покрытые, не соблазняют, не провоцируют, то откуда же у мужчин желание взять вторую жену?
— Понимаете, выбирают жену не только по внешности, но и по характеру.
— Но он же не должен общаться с девушкой, как мужчина узнает, какой у нее характер?
— Он может со стороны наблюдать, как она работает, как ведет себя. Видеть, что это достойная девушка.
— Если у него дома жена достойная, зачем он на других смотрит?
— Бывает так, что человек насытился одним браком и смотрит на сторону. Хочет развестись, чтобы жениться снова. В Исламе он может без развода взять вторую жену и исполнять все свои обязательства по содержанию первой жены и детей.
И много веков назад, и сейчас, к сожалению, в некоторых мусульманских странах из-за войн гибнут мужчины. Что делать женщине без карьеры, работы, денег? Она не выживет без сильного плеча. В том числе из соображений милосердия, институт брака мусульман предусматривает возможность взять и вторую, и третью, и четвертую жену. Всех их мужчина должен содержать. Уделять равное количество внимания.
У одной — дом, у второй, третьей, четвертой должны быть такие же. У первой жены машина, у других должны быть не хуже. Первой жене подарил кольцо с бриллиантом, и остальным тоже. Провел с одной ночь, должен так же и с другими провести.
— Это должен быть какой-то очень богатый и очень здоровый многожонец!
— Да (смеется — прим. ред.).
— А какие-то еще обязанности у мужчин есть в Исламе?
— У нас есть обряд бракосочетания никах. Там нужно чтобы парень и девушка были мусульманами, чтобы было взаимное согласие, чтобы были свидетели (родители или опекуны девушки) и был обеспечительный платеж для невесты — махр. Это подарок, который жених должен ей подарить. Обычно, это достаточно существенная сумма. Не каждый потянет ее один раз выплатить, не говоря уже о втором и третьем браке. В некоторых странах родители сыновей откладывают на махр с момента рождения ребенка.
Стоимость махра зависит от материального положения жениха и желания самой девушки выйти замуж. Если она не хочет за парня, который посватался, то может попросить заведомо неподъемную для него сумму.
— А просто так она не может отказать?
— Может. Это на случай, если, например, родители настаивают на браке с этим человеком или еще какие-то обстоятельства. А здесь — ее право. Она может назвать баснословную сумму: «Если дашь столько, то выйду за тебя». Это такой намек, что я не хочу тебя в мужья.
Махр — это подарок на все времена. Муж не имеет права пользоваться им без разрешения жены. В деревне раньше, например, невеста могла попросить в качестве подарка корову. И даже молоко от этой коровы супругу нельзя пить, если жена запретила. Это ее имущество. Она может молоко или молочные продукты продать и на выручку купить себе что-то или продать саму корову и деньги тоже только ее будут. Сейчас девушка может попросить машину в качестве свадебного подарка. И муж не имеет права в этом авто ездить, если она против.
— А если девушка очень любит парня и понимает, что у него нет средств на дорогой подарок, она в качестве махра может попросить какую-то безделушку?
— Вот этого нежелательно делать. В Исламском семейном праве есть некоторые нюансы в плане наследования. Когда муж умер и осталась вдова без детей, то ей положена 1/4 доля от его имущества, если же у вдовы есть дети, то ей полагается 1/8 доля. При этом обеспечение маленьких детей возлагается на родню мужа. Если дети уже взрослые, то они обязаны содержать мать после смерти отца.
Поэтому махр — это, в том числе, и подушка безопасности для женщины.
— А Вы сами сколько лет женаты?
— (Сверяется с паспортом — прим. ред.) Тридцать восемь.
— А сколько детей?
— Трое. Двое сыновей, уже женаты. От них восемь внуков. Так приятно, когда малыши бегут к тебе, кричат: «Бабай!» (дедушка в переводе с татарского — прим. ред.). Дочка младшая студентка, учится на медсестру.
— Как бы Вы отнеслись, если бы дочь захотела стать второй женой?
— Мы не должны вмешиваться в брак своих детей. Лезть в их семью. Можем рекомендовать что-то только, посоветовать. Но решение принимать ей и жить ей.
— А Вы помогаете жене по дому?
— Конечно.
— Что делаете?
— Все могу. И в огороде, и полы помыть, если нужно. Могу приготовить, если приспичит. Но все-таки быт — не обязанность мужчины. Это только его желание помочь женщине. Обязанность мусульманина — содержать семью. Женщина в Исламе — должна смотреть за домом и детьми. Работать она не обязана, но может. При этом работа не должна ей мешать справляться с бытом. Свою зарплату мусульманка тратит так, как посчитает нужным. Это только ее деньги.
— Вот сколько вы с женой были знакомы до свадьбы?
— Два раза встречались.
— И она согласилась на замужество после двух встреч?
— Наши семьи знали друг друга — родители из одной деревни были когда-то. На свадьбе родственника мы с ней виделись. Потом еще раз увиделись. Договорились с ней. Наши родители между собой тоже договорились. И всё поженились.
— А сейчас тоже так женятся или мусульманин и мусульманка могут получше узнать друг друга до свадьбы?
— Чем дольше встречаются, тем опаснее, что пара расстанется еще до бракосочетания. И встречаться опять же как? Если в парке погулять или в кафе, где много людей и все на виду, то можно. Но в меру. А вот уединяться где-то — нет.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.