Российский общественный телеканал начнет свою работу в первый день 2013 года. Новый канал также войдет в первый бесплатный мультиплекс каналов, который будет доступен после запуска цифрового телевещания в формате DVB-T2.
Идея о создании телевидения в общественном формате обретает осязаемость. Во вторник, 17 апреля, президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании «Общественного телевидения» – нового телеканала, который начнет свое вещание 1 января 2013 года. Скорее всего, телеканал будет функционировать на базе уже действующего канала «Звезда». Также стало известно, что первый в стране общественный телеканал войдет в первый бесплатный мультиплекс, который уже включает девять федеральных каналов. Вместе с ними общественное телевидение будет доступно жителям столицы и регионов после запуска цифрового вещания в стандарте DVB-T2.
Решение вопроса о финансировании общественного телеканала также прописано в президентском указе. На первом этапе канал будет финансироваться за счет субсидий из федерального бюджета, а впоследствии спонсированием вещания займется фонд целевого капитала. Согласно пояснительной записке к указу, «основным источником финансирования организации станет доход от целевого капитала. Для этого будет сформирован начальный целевой капитал в размере не менее трех миллионов рублей, пополняемый в дальнейшем за счет публичного сбора денежных средств, объявляемого по решению наблюдательного совета организации». Ранее создатели общественного телеканала заявляли, что фонд целевого капитала должен составить 30 миллиардов рублей, однако в итоге эту сумму значительно сократили. Полномочия распоряжаться бюджетом телеканала получат представители совета по общественному телевидению, который сформируют в ближайшее время. В руководящий орган войдут представители общественных организаций, в то время как государственным служащим входить в совет запрещено.
Представители министерства связи и массовых коммуникаций, которые также участвовали в разработке проекта, настаивают на том, что создаваемый общественный телеканал должен быть финансово независимым. Финансирование «Общественного телевидения» за счет государственного бюджета, спонсорской поддержки жителей или сбора абонентской платы с обычных телезрителей может нарушить эту независимость. «Наиболее перспективным в настоящий момент представляется вариант финансирования «Общественного телевидения» за счет доходов от целевого капитала – эндаумента. Мы предполагаем, что этот капитал может быть сформирован за счет публичного сбора денежных средств», – сказал заместитель главы минкомсвязи Александр Маслов.
Объем бюджета нового федерального телеканала пока не оглашают. Советник президента Михаил Федотов отметил, что в формировании бюджета «речь может идти о 3 – 5 миллиардах рублей». «Мы смотрели бюджет ТВЦ – он составляет около 11 миллиардов рублей. Однако это коммерческий канал, у которого должны быть рейтинговые программы. «Общественное телевидение» – некоммерческий канал, здесь другая ситуация», – подчеркнул Михаил Федотов.
Имя руководителя «Общественного телевидения» также пока неизвестно: представители сферы телевещания строят свои предположения. В качестве возможных кандидатур на этот пост называются имена руководителя государственной радиокомпании «Голос России» Андрея Быстрицкого и президента Международной академии телевидения и радио Анатолия Лысенко.
Создатели «Общественного телевидения» прогнозируют каналу высокие рейтинги за счет непредвзятости и общественной полезности. Отличающими качествами нового телеканала называют честность, интеллигентность и духовность. Тем временем представители самарского телеком-рынка отмечают, что степень влияния нового общественного канала на зрительскую аудиторию будет определяться не только высокими рейтингами. Как отмечает коммерческий директор Global Telecom Данил Круглов, если «Общественное телевидение» будет предлагать специализированный контент, отличающийся от массового ТВ, то своего зрителя он найдет. «Например, телеканал РБК смотрит ограниченное число людей, но, по статистике, почти половину его аудитории представляют топ-лица федеральных предприятий и органов власти, – отметил Данил Круглов. – Именно они принимают решения в различных государственных и бизнес-сферах. В связи с этим вопрос о том, нужно или нет смотреть такие специализированные каналы – каждый решает для себя сам. Однако все, что там будет сказано, услышит непосредственно целевая аудитория. А значит, влияние такого телеканала зависит не только от рейтингов. Если общественный телеканал предложит программы подобного уровня, то свою аудиторию он найдет».