Список школ, в которых наряду с обычными учебниками появятся электронные ридеры, планируют расширить. Между тем первый этап тестирования ридеров официально завершился, а учащиеся тольяттинских школ-участниц эксперимента продолжают использовать электронные книги в качестве дополнительного источника знаний.
Проект по тестовой эксплуатации электронных учебников в средних школах запустили почти год назад, в ноябре 2011 года. Участниками тестирования стали 38 школ в девяти регионах страны, среди которых оказались и две тольяттинские школы – №93 и №94. В каждой из школ-участниц выбрали параллели классов, которым и выдали технологичные книги. Часть школ получила ридеры с черно-белыми экранами и электронными чернилами – ими оказались модели PocketBook Pro 903 (1137 устройств) и Plastic Logic 100 (894 экземпляра). Другие школы – участники эксперимента стали обладателями «читалок» с цветными электронными чернилами – их представляла модель Ectaco JetBook Color. Впрочем, моделей с цветными экранами российские школы получили в меньшем количестве – общий объем составил 166 устройств. Тольяттинские школы получили модели с черно-белыми дисплеями. Как рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ СОШ №94 в Тольятти Елена Кондрашова, ими оказались ридеры марки Plastic Logic. «Использование черно-белой книги на уроках русского языка или математики никаких неудобств не создавало, так как ученики работают в основном с печатным текстом. На уроках литературы ридеры были максимально полезны, так как одна небольшая книга вмещает в себя всю учебную и художественную литературу, необходимую для изучения. Но на уроках биологии и географии использование такой электронной книги фактически оказалось шагом назад. Степень цветовой насыщенности у такой книги представлена 16 оттенками серого цвета. Для географических карт эти оттенки сложно различимы, и поэтому отыскать на карте в ридере, например, горную возвышенность детям было тяжело».
Основным итогом общероссийского «школьно-книжного» эксперимента стало то, что представители федерального Минобразования определились с наиболее удачными электронными «читалками» и с компаниями-разработчиками, которые займутся дальнейшей реализацией проекта. По итогам тестирования самой надежной и удобной оказалась модель PocketBook Pro 903 – несмотря на то, что чернила в этом учебнике так же, как и в ридерах, приехавших в Тольятти, нецветные. У этой электронной книги за весь период эксперимента процент поломок оказался минимальным (всего 0,26%). Для сравнения, процент поломок у ридера Plastic Logic 100 составил 7,83%, а у модели с цветным дисплеем Ectaco JetBook Color – 4,22%.
Опрошенные родители детей, участвовавших в эксперименте, также назвали черно-белые ридеры самыми подходящими. 80% родителей совершенно справедливо считают устройства с нецветными чернилами наиболее безопасными для глаз.
Впрочем, результаты технического тестирования ридеров не означают, что в дальнейшем во все российские школы будут поставлять именно устройства Pocket Book. Представители Минобразования заявили, что вместо единого электронного учебника будет разработана единая обучающая программа, разработчиков для которой уже выбрали. По словам одного из разработчиков концепции электронного учебника Александра Фомченкова, реализация концепции будет проходить в двух направлениях. «Первое – это способность программы-учебника работать на любых устройствах: компьютерах и ноутбуках, планшетах и смартфонах. Второе – возможность при помощи Интернета видеть на экране не статичный учебник в виде файла книги, а автоматически открывать его дома на той же странице, на которой закрыли в школе, видеть все свои пометки, сделанные ранее, и решенные задания».
Именно в направлении разработки единого учебного ПО и будет двигаться проект по внедрению электронных учебников в дальнейшем. Весной 2013 года новый этап тестирования стартует в нескольких московских школах, после чего эксперимент «перекинется» на региональные школы. Между тем в Тольятти учащиеся продолжают использовать электронные ридеры как дополнительные средства для обучения, хотя предварительные итоги эксперимента уже подвели. Елена Кондрашова отметила, что ридерами сейчас пользуются шестиклассники, унаследовавшие эти учебники от шестиклассников прошлого года, которые участвовали в первом этапе эксперимента. «Никаких новых данных в новом учебном году мы в электронные учебники не вводили. Этими полномочиями обладает только Федеральный институт развития образования (ФИРО), под инициативой которого мы работаем. Именно от них в прошлом году поступали новые учебные материалы, которые нужно было установить в электронные книги и использовать в обучении. В этом году продолжаем работать по уже закачанным в книги материалам и используем ридеры в дополнение к другим средствам образования».
Точное количество школ-участниц нового этапа тестирования станет известно позже, так же как и ответ на вопрос, который волнует родителей, пожалуй, больше всего: «Кто же будет платить за электронные учебники для школьников?» Жительницу Самары и маму одиннадцатилетней дочери Анну Селезневу, как и многих других российских родителей, волнует, во сколько же родителям обойдется это техническое оснащение. «Сомневаюсь, что все эти новшества школы предложат родителям бесплатно. В связи с этим я думаю, что заплатить за электронное программное обеспечение, за такой виртуальный электронный учебник будет проще, чем купить само устройство для чтения. У многих детей дома есть компьютеры и ноутбуки, на которых они могли бы делать домашнее задание. Чтобы заниматься на уроках, можно оснастить электронными книгами какой-нибудь один класс и фактически предоставлять их ребятам в аренду. Думаю, это будет дешевле для родителей, чем покупать устройство для каждого ребенка. Есть же компьютерные классы, почему бы в перспективе не сделать такие же кабинеты с электронными учебниками».
Фото: Фото с сайта Technoportal.ua