Корреспондент IT63.ru посетил несколько уроков в средней школе и убедился: электронные книги, нетбуки и интерактивные доски с пультами управления действительно являются эффективными средствами образования. Дети и учителя, работающие с гаджетами ежедневно, лишь подтвердили эту мысль.
Учебные будни могут быть наполнены не только чтением, пересказом или конспектированием «бумажных» учебников. Ученики тольяттинской школы №93 знают не понаслышке: интересный урок и интерактивный урок – это синонимы.
Эксперимент по внедрению электронных учебников начался в Самарской области почти год назад – в феврале 2012 года. Возможность первыми протестировать школьные ридеры появилась у тогдашних шести- и семиклассников школ №93 и №94. Школьники получили персональные электронные книги и flash-накопители под личную ответственность и с возможностью использовать гаджеты не только на уроках, но и дома – для выполнения заданий, чтения и интерактивных развлечений.
Год спустя корреспондент IT63.ru решил заглянуть в одну из школ, где проводился эксперимент, и узнать, используют ли дети и учителя электронные ридеры сегодня. Выяснилось, что используют, причем не только ридеры, но целый комплекс технологичных образовательных средств.
Электронные книги среди тольяттинских школьников по-прежнему востребованы. По завершении эксперимента они остались закреплены за теми же ребятами, которые получили их в начале прошлого года. Сегодня ридеры в учебе используют больше 50 учеников: в основном как электронные носители для чтения литературы или для подготовки докладов и презентаций. Слушать музыку или играть в шахматы с помощью этих устройств ученикам также разрешают – естественно, во внеурочное время.
Немаловажно и то, что родительские и учительские страхи, которые сопутствовали появлению электронных учебников в школе, не оправдали себя. Противники эксперимента опасались, что при столь активной эксплуатации ридеры долго не «протянут». Особенно, если учитывать степень ответственности, с которой многие школьники привыкли относиться к государственному имуществу. Однако сегодня тольяттинские учителя отмечают: все введенные в эксплуатацию в 2012 году книги находятся в рабочем состоянии. Более того, за все время пользования ни один ридер не вышел из строя, заменили лишь несколько пластиковых стилусов.
Другое опасение исходило от родителей школьников и было связано с мнением о негативном влиянии электронной «читалки» на зрение учащихся. Длительная постоянная эксплуатация, которая продолжается и по сей день, показала, что и школьникам, и учителям такой формат книги удобен и не вызывает негативных последствий. Электронные чернила безопаснее обычного ноутбука – это мнение многих современных врачей подтвердили и тольяттинские учащиеся, которые даже после окончания эксперимента не спешат расставаться с ридерами.
Как рассказала учитель истории и обществознания школы №93 города Тольятти Ирина Пронина, мониторинг, проведенный в одном из классов, показал, что больше половины учащихся (16 из 27) используют электронные устройства по сей день. «При этом нужно учитывать, что с момента старта эксперимента у многих учащихся появились планшеты, которые обладают большим набором функций, чем электронные учебники. Остальные ребята используют электронные книги для чтения литературы, подготовки докладов. Книги по-прежнему закреплены за теми, кто получил их в прошлом году, и дети активно их используют».
Впрочем, не только электронные книги организуют учебный процесс в одной из школ автограда. Сегодня будни этих школьников обслуживает более 200 компьютеров, 80 единиц оргтехники, около 32 интерактивных школьных досок, два кабинета начальной школы, полностью оборудованные нетбуками. Такая технологичность в учебном процессе – не просто дань моде и цифровому веку. Учителя и ученики признаются, что уже привыкли к обилию компьютерных устройств, которые окружают их в стенах школы.
Как отметил директор школы №93 города Тольятти Александр Родионов, если после использования технологий в образовательном процессе вдруг попробовать вернуться к привычным мелу и доске, это будет серьезным шагом назад. «Как если с автомобиля перейти на пеший ход и попробовать преодолеть расстояние». «Использовать все технологическое многообразие, которое сегодня есть, с одной стороны, хлопотно. Нужно поддерживать эти информационные системы, вовремя обновлять материальную базу, а также обучать учителей этим пользоваться. Но, с другой стороны, мы понимаем, что без этих современных средств наши преподаватели уже не могут обходиться. Благодаря использованию технологий происходит информационное уплотнение урока, растет и мотивация учеников», – убежден Александр Родионов.
Высокотехнологичные новшества оценили не только ребята из среднего и старшего звена, но и ученики начальной школы. Их кабинеты, оборудованные интерактивными досками с портативными пультами, проекторами и персональными нетбуками, выглядят довольно экзотично. Но пробыв здесь пять минут, понимаешь: детям учиться в такой обстановке максимально комфортно и интересно. Юные школьники с легкостью обращаются с персональными нетбуками и отвечают на вопросы интерактивной доски с помощью компактных пультов. Скучать на таком уроке точно некогда.
Подробности – в репортаже 63.ru.
Фото: Фото из архива 63.ru, видео и монтаж Максима Юрисова