В Самарском университете рассказали об инновационной разработке местных ученых. На этот раз конструкторы создали системы хранения и подачи топлива для первого в России речного пассажирского судна, работающего на сжиженном природном газе. Прогулочно-экскурсионный теплоход получил название «Чайка-СПГ» и уже торжественно спущен на воду в городе Зеленодольск.
— Участие в создании судна лаборатория криогенной техники приняла вместе с ООО «РариТЭК Инжиниринг» и ООО «Югорский машиностроительный завод». Сотрудники лаборатории выполнили расчеты и численное моделирование рабочих процессов в системе подачи, хранения и регазификации сжиженного природного газа. Была проведена оценка надежности и прочности элементов СПХР СПГ и их соответствие заданным рабочим параметрам, — рассказал научный руководитель лаборатории криогенной техники Дмитрий Угланов.
Для участия в этом проекте самарским ученым пришлось получать специальные разрешения в речном регистре. Поскольку подобные судна в России раньше не строили, при создании «Чайки» многие задачи решали впервые. Для хранения сжиженного природного газа на теплоходе установили две криогенные емкости объемом по 6,7 кубического метра каждая, а для их заправки используется криогенный передвижной автогазозаправщик, способный перевозить 16 тонн топлива.
Основное преимущество таких судов — экологичность и рентабельность. Экономия на обслуживании двигателя доходит до 20%, а сжиженный газ на 30% дешевле традиционного топлива для судов такого класса. Это повысит рентабельность отрасли на 15–25%.
В конце сентября специалисты политеха представили подводную лодку «Глайдерон». Как именно работает аппарат, показали наглядно во время обследования опор железнодорожного моста через реку Сок.