Студенты института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета имени Королёва разработали планер для обучения любителей авиации базовым навыкам пилотирования. Безмоторный летательный аппарат отличается от аналогов небольшим весом, разборностью конструкции и особой прочностью крыла. Студенческая разработка позволит в перспективе импортозаместить часть зарубежной техники в отечественных авиаклубах и станет подобием практического летающего «букваря» для будущих планеристов и летчиков.
— Крылья легко «отстегиваются» и планер готов к перевозке на автомобиле. На месте он собирается буквально за 20–25 минут. Вес пустого аппарата — всего 115 кг, максимальная допустимая эксплуатационная скорость полета — 150 км/ч. Это простой и надежный одноместный планер, — рассказал руководитель межкафедрального конструкторского бюро легкой авиации Павел Пятница.
Благодаря своему небольшому весу планеру для взлета не понадобится самолет-буксировщик, такой аппарат можно запускать в небо с помощью лебедки или резинового шнура — почти как камень из рогатки, что позволит, например, аэроклубу экономить на топливе. В числе несомненных плюсов — несложная конструкция, не требующая для изготовления дорогостоящего заводского оборудования, использование только отечественных материалов и комплектующих, простота и дешевизна ремонта и неплохие летные характеристики.
Длина планера — до 6 метров, размах крыла — до 9. Аэродинамическое качество аппарата конструкторы прогнозируют примерно равным 11 — это означает, что за время снижения на 1 километр планер в условиях штиля сможет преодолеть 11 километр. Конечно, у более продвинутых больших промышленных планеров показатель аэродинамического качества может доходить и до 60, но для такой малютки и 11 — весьма неплохой результат. Кстати, у сверхзвукового истребителя Су-27 аэродинамическое качество примерно такое же, как у самарского планера — 11,6. У знаменитого «кукурузника» Ан-2 этот показатель вообще всего 10.
Над проектом планера трудились семеро студентов-конструкторов, еще семеро участвуют в сборке аппарата. В конструкции корпуса используется легкий, но достаточно прочный композитный трехслойный материал — стеклоткань, пропитанная смолой с пенопластовым наполнителем между слоями. Тяги управления элеронами и рулем высоты металлические. Крыло изготовили на одном из самарских заводов — эту задачу решили доверить профессионалам.
— Студенты в своих расчетах исходили из действующих авиационных правил для легких самолетов. Крыло произведено и испытано на заводе по нашему техзаданию, и, согласно результатам испытаний, оно смогло выдержать восьмикратные перегрузки, хотя по авиационным правилам достаточно четырехкратной перегрузки. То есть, раз общий вес самого аппарата с пилотом, составит до 200 килограмм, крылья смогут выдерживать порядка 900! Фактически же при испытании была достигнута нагрузка в 1800 килограмм. Конечно же, до первого полета собранный планер обязательно пройдет еще испытание фюзеляжа и стабилизатора на эксплуатационные нагрузку, — подчеркнул Павел Пятница.
Сейчас завершается сборка первого экземпляра планера, ожидается, что он будет готов к полету в ближайшее время.
Еще одно изобретение не так давно представили выпускники Самарского университета и СамГТУ. Студенты решили спасти чувствительные гаджеты от суровых морозов. Кроме того, специалисты Самарского университета разработали метод скоростной диагностики рака простаты с помощью технологий из лазерного принтера.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.