Я безмерно благодарна самарским трамваям. Для не приспособленного к большому количеству авто городу, коим пока является Самара, это настоящее спасение. Да, там не всегда комфортно ехать в часы пик. Да, бывает, не топят в мороз. Да, они старые. Да, нужно покупать новые. И да — я периодически вожу автомобиль. Но ездить на нем на работу в моем случае глупо. Путь от «Империи» до «Аквариума» с утра у меня занимает более часа, обратно — около полутора, а то и два. На трамвае я дома\на работе уже через 30 минут. Ну, это так — в качестве вступления. На самом деле затевать вечный спор на тему, что же лучше — общественный транспорт или личный, совершенно нет желания. Приверженцы обеих сторон имеют в арсенале справедливые доводы в пользу своих точек зрения. Частично я разделяю и те, и другие.
Мне хочется разобраться в другом явлении, которое я не понимаю и считаю уродливым. Я назвала его комплексом трамвайной царевны. Ему подвержены многие из тех, кто вынужден (именно вынужден) ежедневно ездить в красно-белых вагонах. Бедные, несчастные девочки. Сколько же недовольства на их лицах... А сколько высокомерия во взгляде на кондуктора, который попросил оплатить проезд и отвлек их от мечт о прекрасном принце, так сладко идущих клипами под музыку на «Айфоне». «Вы выходите?» — спокойно и вежливо спрашивает женщина высокую черноволосую царевну, уткнувшуюся в телефон. «Нет!» — напряженно-высокомерно, бросив косой взгляд куда-то в толпу, отвечает девушка. И всем становится неприятно. А мне даже как-то стыдно... Вроде, не нахамила. И делать замечание не за что. Но тоном царевна показала, что она — первый сорт, а вы все — второй. И хоть вы находитесь с ее высочеством в одном трамвае, она вами брезгует.
Наблюдала однажды истерику у одной царевны. Она сидела в переполненном трамвае и разговаривала со своим мужчиной по «Айфону». Жестикулируя и обливаясь слезами, девушка громко объясняла ему, что тот негодяй, поскольку не потрудился забрать ее с работы на автомобиле. И теперь ей приходится ехать на «этой ужасной повозке» в сопровождении плохо пахнущей толпы (это был жаркий летний день). Я не знаю, какими доводами отстреливался мужчина, но, судя по всему, он предложил ехать на трамвае из-за огромной пробки. Как раз тогда был перекрыт проезд возле «Каравана».
У меня в запасе много примеров подобного поведения, но все они однообразны и сводятся к тому, что, по мнению трамвайных царевен, трамваи были придуманы для людей бедных и безнадежных. Или для пенсионеров, что в их понимании одно и то же. Удивительно, что эти совершенно обыкновенные девочки — студентки, школьницы, секретарши и прочие — не хотят посмотреть дальше собственного кредитного «Айфона». И увидеть, что многие обеспеченные, статусные люди совершенно спокойно пользуются трамваем просто потому, что он удобнее с точки зрения экономия времени. Депутат городской думы, директор школы № 58 Алексей Петрович Дегтев, депутат Самарской губернской думы Михаил Николаевич Матвеев, председатель самарского отделения непарламентской партии «Яблоко» Игорь Юрьевич Ермоленко... Список персон, которые ездят на трамвае, велик. Почему-то они не считают это зазорным, а студентка второго курса ПГСГА считает. И стесняется, мечтательно провожая взглядом ползущие в пробке дорогие седаны, кроссоверы, внедорожники... И все бы ничего, но она нет-нет да выместит свой комплекс трамвайной царевны на окружающих каким-нибудь высокомерным высказыванием, а то и вовсе — откровенной грубостью.
И я знаю, что хочется таким девочкам много чего сказать в момент их публичного приступа собственного превосходства. Но я призываю не опускаться до подобного поведения. Потому что это перепалки и базар, которые отнимают нервы, оставляя взамен лишь дурное настроение. Лучшей терапией для трамвайных царевен будет ежедневное вдалбливание (а иначе не скажешь) в их незрелые головы мысли о том, что им безмерно повезло. Они ХОДЯТ. Сами. Собственными ногами. И эти ноги могут переместить их куда угодно — в трамвай, в аэропорт, на работу, в другой город, в другую страну. У них есть руки. Они здоровы. И они могут работать, зарабатывать деньги, учиться чему-то. Быть полезными кому-то. Развиваться. В конце концов, они в состоянии заработать на что угодно, в том числе и на эту треклятую, желанную машину. Которую, в конце концов, неоднократно проклянут в процессе эксплуатации, прежде чем поймут, что не в автомобиле счастье.
Все это им подвластно, было бы желание. Другое дело, что осознать простые истины, знакомые с раннего детства по доброй бабушкиной сказке, не дает набор комплексов, почерпнутый в глянцевых журналах и троекратно отягощенный ленью. Но это поправимо. Нужно лишь правильно донести — через авторитетные уста, живые примеры, ежедневный труд.