Огромные самолеты, вертолеты и взлетная полоса. Вот что видишь, оказавшись в окрестностях учебного аэродрома Самарского университета. Звук двигателя глушит, и кажется, что вот-вот над тобой пролетит огромный самолет так близко, что дотронуться до него можно, вытянув руку. Всё это и правда возможно, но попасть на его территорию постороннему человеку довольно проблематично, поэтому мы готовы приоткрыть для вас завесу тайны и провести в кабину одного из 17 выпущенных советских сверхзвуковых самолетов, рассказать историю местной техники и даже запустить двигатель реактивного авиалайнера. Небольшую экскурсию для 63.RU провел директор аэродрома Дмитрий Щербо.
На территории учебного аэродрома находятся 25 летательных аппаратов, 8 — в рабочем состоянии, двигатели которых периодически запускают студенты Самарского университета, а еще 3 вертолета могут взлететь уже после недели подготовительных работ. Так что называть площадку кладбищем воздушных судов нельзя. Хотя с виду и не все самолеты кажутся способными летать, за внутренней начинкой тут тщательно следят студенты и педагоги.
«Таких в мире всего 17»
Самый необычный экспонат, которым в Самарском университете совершенно точно могут гордиться, — это Ту-144, советский сверхзвуковой пассажирский самолет, который
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в
Самолетов Ту-144 в мире было выпущено всего 17, из которых один никогда не летал. Местный экземпляр, особенный по всем параметрам: как внешне, так и внутренне. Например, кабину пилота можно опустить — это обеспечивало дополнительный обзор при взлете и посадке. Кроме того, судно имеет дополнительные крылья, в народе их называли «усы» или «ушки».
— Ту-144 развивает сверхзвуковую крейсерскую скорость, такой показатель примерно равен
Местная модель уникальна. Это буквально летающая лаборатория. Тут находятся очень много приборов, которые считывали показатели воздушного судна при его загрузке. На самолете отрабатывали системы навигации, компоновки салона; то, что мы видим сейчас внутри, 70 лет назад считалось бизнес-классом. Так как это был тестовый самолет, здесь всё еще есть люк для эвакуации с парашютом, в массовом производстве его уже не было.
Люк здесь и правда есть, это даже не люк, а двойное дно. Дмитрий открывает крышку и прокручивает рычаг, тогда нижняя часть самолета буквально отъезжает.
А еще сверхзвуковой самолет доставлял почту.
«Можно даже поставить на лыжи»
Есть на территории учебного аэродрома и несколько самых популярных самолетов — Ан-2. У него больше 20 модификаций, применялся и применяется во всех отраслях народного хозяйства. Есть гидросамолеты. Ан-2 даже можно поставить на лыжи. Всё зависит от «обвесов». Крейсерская скорость такого самолета около 140 километров в час.
«Самолеты сажают на аэродром летчики-испытатели»
Вся техника, кроме Ту-144, прибыла на аэродром своим ходом. Площадка находится рядом с закрытым аэропортом Смышляевка.
Летчики-испытатели пригоняли сюда самолеты из разных концов страны, сажали на
Летно-исследовательский институт имени
— Авиалайнер от Utair сажал для нас Рубен Есаян — герой России, летчик-испытатель. Он единственный, кто за последние
28 марта 2014 экипаж Рубена Есаяна выполнил уникальный перелет на самолете
Источник: «Википедия».
«Самолет — конструктор для студентов»
— Поставка воздушного судна к нам — это настоящая эпопея. Разрешение на передачу самолета дает Росавиация, Летно-исследовательский институт делает анализ судна, чтобы рассчитать возможности такого рода перелета, взлета и посадки. Нужно подготовить очень много документов. По сути, когда нам передают самолет, его снимают с учета. Тут как с автомобилем, на работающее судно нужно платить налог, страховку и проходить проверки. Прибывая к нам, самолет или вертолет становится просто выставочным экземпляром по документам, если можно так сказать, учебным пособием. Это как конструктор для студентов, его собирают, разбирают и заводят, — комментирует директор аэродрома.
Воздушное судно всегда передают с комплектом дополнительного оборудования, трапом, гидро- и электроустановками, к которым самолет подключается, стремянками, такелажным оборудованием, даже домкратом. У каждого аппарата есть свой набор инструментов к конкретному типу воздушного судна.
«Студенты запускают двигатели самостоятельно»
На площадке тренируются ребята, которые учатся по специальности «техническая эксплуатация двигателей». Практика у студентов вуза начинается с 1-го курса. Нам удалось попасть на старт двигателей одного из самолетов. Студенты запускали двигатель Ту-154М, который в народе называют «Полтинник». Их сейчас вывели из гражданской эксплуатации.
— Это наше последнее поступление. Его нам подарила авиакомпания Utair в 2014 году. Кстати, самолет сделали у нас, в Самаре, на заводе «Авиакор» в 1990 году, и до 2013-го он возил пассажиров. У него богатая история: воздушное судно было в собственности у трех компаний — не только российских, но и болгарской. Сейчас на нем тренируются студенты, запускают двигатели. Кстати, для одного такого получасового прогона нужно сжечь примерно 400 килограмм керосина. Удовольствие не из дешевых, тонна топлива стоит примерно 71 тысячу рублей, — рассказывает директор аэродрома.
Рев двигателя реактивного авиалайнера слышен по всей округе, такой звук дает небольшой газотурбинный узел в хвостовой части самолета. Ветер срывает кепки с заинтересованных наблюдателей. Такую машину запустить в одиночку сложно, но можно, а пока студенты не достигли такого уровня мастерства, работают командой. В кабину набились человек шесть, которые контролируют системы лайнера. Преподаватели стоят в стороне от самолета и только наблюдают. Воздушное судно запускают изнутри и снаружи. Рядом стоит пожарный расчет и электро-гидроустановка для поддержки и помощи в случае экстренной ситуации.
Все воздушные суда, которые находятся на территории учебного аэродрома, — возрастные, но, как оказалось, их ресурс практически не ограничен.
— Всё зависит от эксплуатации и ухода за судном. Самолет может летать практически бесконечно, если его вовремя ремонтировать и обслуживать, — говорит Дмитрий Щербо.
В Самарской области уже есть один знаменитый музей техники — Сахарова. Мы подробно рассказывали о нём в отдельном материале. Там очень большая коллекция военной техники, но посмотреть, что внутри у этих объектов, увы, нельзя.