Все новости
Все новости

«Быстрее пули в два раза»: показываем уникальную коллекцию самолетов Самарского университета

Мы побывали на учебном аэродроме вуза

Некоторые экспонаты в коллекции университета выглядят особенно необычно, например советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Поделиться

Огромные самолеты, вертолеты и взлетная полоса. Вот что видишь, оказавшись в окрестностях учебного аэродрома Самарского университета. Звук двигателя глушит, и кажется, что вот-вот над тобой пролетит огромный самолет так близко, что дотронуться до него можно, вытянув руку. Всё это и правда возможно, но попасть на его территорию постороннему человеку довольно проблематично, поэтому мы готовы приоткрыть для вас завесу тайны и провести в кабину одного из 17 выпущенных советских сверхзвуковых самолетов, рассказать историю местной техники и даже запустить двигатель реактивного авиалайнера. Небольшую экскурсию для 63.RU провел директор аэродрома Дмитрий Щербо.

Дмитрий Щербо — выпускник Самарского университета

Дмитрий Щербо — выпускник Самарского университета

Поделиться

Аэродром — режимный объект

Аэродром — режимный объект

Поделиться

Всего на территории аэродрома 25 летательных аппаратов: самолетов и вертолетов

Всего на территории аэродрома 25 летательных аппаратов: самолетов и вертолетов

Поделиться

А вот так выглядит грузовой самолет изнутри. Его грузовой отсек не герметичен, поэтому и пассажиров он может поднимать лишь на малые высоты

А вот так выглядит грузовой самолет изнутри. Его грузовой отсек не герметичен, поэтому и пассажиров он может поднимать лишь на малые высоты

Поделиться

Поделиться

Грузовой Ан. У него стеклянный нос, где сидит штурман

Грузовой Ан. У него стеклянный нос, где сидит штурман

Поделиться

На территории учебного аэродрома находятся 25 летательных аппаратов, 8 — в рабочем состоянии, двигатели которых периодически запускают студенты Самарского университета, а еще 3 вертолета могут взлететь уже после недели подготовительных работ. Так что называть площадку кладбищем воздушных судов нельзя. Хотя с виду и не все самолеты кажутся способными летать, за внутренней начинкой тут тщательно следят студенты и педагоги.

Вертолет Ми-8

Вертолет Ми-8

Поделиться

Поделиться

«Таких в мире всего 17»


Самый необычный экспонат, которым в Самарском университете совершенно точно могут гордиться, — это Ту-144, советский сверхзвуковой пассажирский самолет, который 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер (преодолел скорость звука. — Прим. ред.) и эксплуатировался для перевозки пассажиров. В нем могли поместиться 20 человек плюс экипаж. Его доставляли на территорию аэродрома с помощью специальной крупногабаритной техники, тягачей.

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Первый испытательный полет совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полетом сверхзвукового пассажирского самолета. 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.

При заходе на посадку или взлете нос Ту-144 опускается для создания дополнительного угла обзора

При заходе на посадку или взлете нос Ту-144 опускается для создания дополнительного угла обзора

Поделиться

Самолетов Ту-144 в мире было выпущено всего 17, из которых один никогда не летал. Местный экземпляр, особенный по всем параметрам: как внешне, так и внутренне. Например, кабину пилота можно опустить — это обеспечивало дополнительный обзор при взлете и посадке. Кроме того, судно имеет дополнительные крылья, в народе их называли «усы» или «ушки».

Всего в мире таких самолетов выпустили 16 за всю историю авиации, 17-й разобрали, так и не достроив. Советский Союз остановил производство <nobr class="_">Ту-144</nobr> из-за появления на рынке французских «Конкордов»

Всего в мире таких самолетов выпустили 16 за всю историю авиации, 17-й разобрали, так и не достроив. Советский Союз остановил производство Ту-144 из-за появления на рынке французских «Конкордов»

Поделиться

Приборная панель самолета Ту-144

Приборная панель самолета Ту-144

Поделиться

Кабина Ту-144

Кабина Ту-144

Поделиться

— Ту-144 развивает сверхзвуковую крейсерскую скорость, такой показатель примерно равен 2500 километрам в час. Это в два раза быстрее пули, — говорит Дмитрий Щербо.

Ту-144 мог летать со скоростью 2500 км/ч 

Ту-144 мог летать со скоростью 2500 км/ч 

Поделиться

На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя

На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя

Поделиться

Сопла двигателей

Сопла двигателей

Поделиться

В хвостовой части — руль направления

В хвостовой части — руль направления

Поделиться

Шасси Ту-144

Шасси Ту-144

Поделиться

В 70-е годы так выглядел бизнес-класс

В 70-е годы так выглядел бизнес-класс

Поделиться

Пассажирский салон Ту-144

Пассажирский салон Ту-144

Поделиться

Местная модель уникальна. Это буквально летающая лаборатория. Тут находятся очень много приборов, которые считывали показатели воздушного судна при его загрузке. На самолете отрабатывали системы навигации, компоновки салона; то, что мы видим сейчас внутри, 70 лет назад считалось бизнес-классом. Так как это был тестовый самолет, здесь всё еще есть люк для эвакуации с парашютом, в массовом производстве его уже не было.

Люк здесь и правда есть, это даже не люк, а двойное дно. Дмитрий открывает крышку и прокручивает рычаг, тогда нижняя часть самолета буквально отъезжает.

Эвакуационный люк в Ту-144

Эвакуационный люк в Ту-144

Поделиться

Поделиться

Раньше этот самолет доставлял посылки

Раньше этот самолет доставлял посылки

Поделиться

А еще сверхзвуковой самолет доставлял почту.

«Можно даже поставить на лыжи»


Есть на территории учебного аэродрома и несколько самых популярных самолетов — Ан-2. У него больше 20 модификаций, применялся и применяется во всех отраслях народного хозяйства. Есть гидросамолеты. Ан-2 даже можно поставить на лыжи. Всё зависит от «обвесов». Крейсерская скорость такого самолета около 140 километров в час.

Для учебный целей достаточно таких крыльев на Ан-2

Для учебный целей достаточно таких крыльев на Ан-2

Поделиться

«Самолеты сажают на аэродром летчики-испытатели»


Вся техника, кроме Ту-144, прибыла на аэродром своим ходом. Площадка находится рядом с закрытым аэропортом Смышляевка.

Летчики-испытатели пригоняли сюда самолеты из разных концов страны, сажали на 400-метровую полосу и закатывали на аэродром. Все суда, кроме реактивного пассажирского авиалайнера Ту-154М от Utair, передали Самарскому университету коллеги из летного исследовательского института имени Громова.

Пассажирский Ту-154М

Пассажирский Ту-154М

Поделиться

Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) — государственный научный центр Российской Федерации в области летных исследований и испытаний экспериментальных летательных аппаратов. Включает в себя аэродром «Раменское», научный центр и опытное производство. Расположен в городе Жуковский Московской области. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 года, был основан на базе подразделений ЦАГИ 8 марта 1941 года. На московской базе института проводились научные и летно-испытательные работы для повышения максимальной скорости полета, расширения маневренных возможностей, уменьшения расхода топлива серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт.

— Авиалайнер от Utair сажал для нас Рубен Есаян — герой России, летчик-испытатель. Он единственный, кто за последние 20 лет летал в Антарктиду и имел допуск на посадку на Южном полюсе, — пояснил Дмитрий Щербо.

28 марта 2014 экипаж Рубена Есаяна выполнил уникальный перелет на самолете Ту-154М с самарского аэродрома «Безымянка» на находящуюся непосредственно рядом с ним посадочную площадку «Смышляевка». Сложность перелета заключалась в том, что аэродром «Смышляевка» был закрыт в 2012 году, а длина его взлетно-посадочной полосы (1200 метров) почти вдвое меньше минимально необходимой длины взлетно-посадочной полосы для нормальной эксплуатации Ту-154М (2200 м).

Источник: «Википедия».

«Самолет — конструктор для студентов»


— Поставка воздушного судна к нам — это настоящая эпопея. Разрешение на передачу самолета дает Росавиация, Летно-исследовательский институт делает анализ судна, чтобы рассчитать возможности такого рода перелета, взлета и посадки. Нужно подготовить очень много документов. По сути, когда нам передают самолет, его снимают с учета. Тут как с автомобилем, на работающее судно нужно платить налог, страховку и проходить проверки. Прибывая к нам, самолет или вертолет становится просто выставочным экземпляром по документам, если можно так сказать, учебным пособием. Это как конструктор для студентов, его собирают, разбирают и заводят, — комментирует директор аэродрома.

Воздушное судно всегда передают с комплектом дополнительного оборудования, трапом, гидро- и электроустановками, к которым самолет подключается, стремянками, такелажным оборудованием, даже домкратом. У каждого аппарата есть свой набор инструментов к конкретному типу воздушного судна.

Для каждого летательного аппарата готовят площадку с фиксаторами

Для каждого летательного аппарата готовят площадку с фиксаторами

Поделиться

Пассажирский трап 70-х годов

Пассажирский трап 70-х годов

Поделиться

А вот так выглядит элемент бортового самописца

А вот так выглядит элемент бортового самописца

Поделиться

«Студенты запускают двигатели самостоятельно»


На площадке тренируются ребята, которые учатся по специальности «техническая эксплуатация двигателей». Практика у студентов вуза начинается с 1-го курса. Нам удалось попасть на старт двигателей одного из самолетов. Студенты запускали двигатель Ту-154М, который в народе называют «Полтинник». Их сейчас вывели из гражданской эксплуатации.

В кабине летательного аппарата множество приборов, за показателями которых нужно следить постоянно

В кабине летательного аппарата множество приборов, за показателями которых нужно следить постоянно

Поделиться

— Это наше последнее поступление. Его нам подарила авиакомпания Utair в 2014 году. Кстати, самолет сделали у нас, в Самаре, на заводе «Авиакор» в 1990 году, и до 2013-го он возил пассажиров. У него богатая история: воздушное судно было в собственности у трех компаний — не только российских, но и болгарской. Сейчас на нем тренируются студенты, запускают двигатели. Кстати, для одного такого получасового прогона нужно сжечь примерно 400 килограмм керосина. Удовольствие не из дешевых, тонна топлива стоит примерно 71 тысячу рублей, — рассказывает директор аэродрома.

Пожарный автомобиль стоит недалеко от работающего двигателя для подстраховки

Пожарный автомобиль стоит недалеко от работающего двигателя для подстраховки

Поделиться

Рев двигателя реактивного авиалайнера слышен по всей округе, такой звук дает небольшой газотурбинный узел в хвостовой части самолета. Ветер срывает кепки с заинтересованных наблюдателей. Такую машину запустить в одиночку сложно, но можно, а пока студенты не достигли такого уровня мастерства, работают командой. В кабину набились человек шесть, которые контролируют системы лайнера. Преподаватели стоят в стороне от самолета и только наблюдают. Воздушное судно запускают изнутри и снаружи. Рядом стоит пожарный расчет и электро-гидроустановка для поддержки и помощи в случае экстренной ситуации.

Студенты заинтересованно следят за работой товарищей

Студенты заинтересованно следят за работой товарищей

Поделиться

Генератор дает импульс для запуска двигателя самолета

Генератор дает импульс для запуска двигателя самолета

Поделиться

Все воздушные суда, которые находятся на территории учебного аэродрома, — возрастные, но, как оказалось, их ресурс практически не ограничен.

— Всё зависит от эксплуатации и ухода за судном. Самолет может летать практически бесконечно, если его вовремя ремонтировать и обслуживать, — говорит Дмитрий Щербо.

В Самарской области уже есть один знаменитый музей техники — Сахарова. Мы подробно рассказывали о нём в отдельном материале. Там очень большая коллекция военной техники, но посмотреть, что внутри у этих объектов, увы, нельзя.

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter