Старые трамваи — новые проблемы. Кризис общественного транспорта в Самаре назрел как никогда. 2022 год ознаменовался для пассажиров часовыми ожиданиями на остановках и долгими пешими прогулками. Был момент, когда на линию выводили только 81 из 278 трамвайных поездов. И хоть, образно выражаясь, эту транспортную «рану» удалось заклеить временным «пластырем», для окончательного решения проблемы нужно еще много всего сделать. Главное — требуются огромные суммы денег, которых у города нет. Как же Самару собираются вытащить из «трамвайного кризиса»? Подробности — в нашей статье.
Как из Самары трамваи пропали
Пик трамвайного кризиса в Самаре пришел на февраль — март 2022 года. Тогда на департамент транспорта города обрушилась волна претензий от горожан. Вот некоторые из них:
— Огромная просьба разобраться с ситуацией по трамваям № 20. Несколько недель утром с 7 до 9 приходится ждать по 40–50 минут. Люди мерзнут на остановках, потом набиваются в переполненный трамвай.
— Что было сегодня утром в час пик? Объявили, что трамваи стоят в Костромском переулке, и от остановки «Хлебозавод» толпы шли пешком по мостам и под мостами, через станцию «Мирная», по гололеду и лужищам. Просто ужасно.
Чиновники ссылались на пандемию коронавируса, — мол, водители и кондукторы болеют — на ремонтные работы. Но конкретики, когда уже транспорт начнет ходить нормально, не давали. Уже в марте стала появляться более конкретная информация о причинах сложившейся ситуации.
Сначала губернатор Дмитрий Азаров частично развеял тайну. Оказалось, что в Самаре мало водителей трамваев. А причина увольнения — низкая зарплата. Чтобы решить проблему, городу пообещали дать денег из областного бюджета.
Однако оказалось, что и с состоянием трамвайного парка в Самаре беда. Например, по данным мэрии на 17 марта, на линию выводили только 81 из 278 поездов. К счастью, постепенно за счет ремонтных работ составы постепенно вновь вывели на маршруты. Но кто гарантирует, что такая ситуация не повторится вновь?
— Износ трамваев значительный. Необходима замена 251 поезда, — сообщили 63.RU в мэрии.
Покупку новых трамваев отложили
По словам главы Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Ефремова, всего в Самаре находится 417 вагонов. Большая часть из них — это «Татры», которые произвели еще в Чехословакии в 1970–80-е годы. То есть им уже больше 30 лет! И именно на эти трамваи и приходится большая часть поломок.
«Татра» — серия трамваев, которые серийно выпускало чешское предприятие «ЧКД Прага — Смихов». Средняя скорость, которую могут развивать трамваи, — 65 км/ч. Количество мест для сидения, в зависимости от модели, — 38–40, а максимальная вместимость — 110–166 пассажиров.
Михаил Ефремов видит два варианта выхода из сложившейся ситуации. Самый очевидный сценарий — это покупка новых вагонов. Но денег на них нет. Пришлось даже перенести покупку, запланированную на 2022 год.
— Покупка трамваев — это сложный для нас вопрос и в первую очередь из-за финансового положения. Даже если учитывать цены до февраля 2022 года, то одна секция трамвая стоит около 40 миллионов рублей. Трехсекционные, в зависимости от производителя, — от 90 до 114 миллионов рублей. Естественно, ни один бюджет не потянет обновление сразу всего подвижного состава. Мы рассчитываем, что скоро вернемся к теме покупки новых составов. Вместе с департаментом транспорта и Министерством транспорта подавали заявку на покупку новых 34 трехсекционных трамваев. По сути, мы получим 100 новых вагонов. Но пришлось перенести процесс на следующий год, — рассказал Михаил Ефремов.
«Реанимация» пожилых трамваев
Но придумали в ТТУ и альтернативный вариант — это капитальный ремонт вагонов. Тем более, как оказалось, у Самары уже был опыт таких работ.
— Что она из себя представляет? «Татру» разбирают до железного «скелета», на который «навешивают» новую проводку, стекло, кресла. Это позволяет продлить срок службы трамвая, чтобы он смог проехать еще 300 тысяч километров, — рассказал глава ТТУ.
Не исключено, что в ближайшее время в Самаре могут начать эту программу «реанимации» старых трамваев. Тем более, что к этому есть несколько предпосылок.
— Вместе с департаментом транспорта мы нашли компанию, которая занимается модернизацией трамваев. Она находится в Екатеринбурге и сотрудничает с местным горэлектротранспортом. Правда, их специалисты работали с другими вагонами, от другого производителя. Но мы уверены, что и с «Татрами» справятся. Ожидаем, что к концу осени у нас уже появится первый модернизированный трамвай, — заявил Михаил Ефремов.
По предварительным подсчетам, ремонт одного вагона стоит 19 миллионов рублей. То есть за ту сумму, в которую оценили покупку новой секции трамвая, можно отремонтировать сразу две «Татры».
— По сути, мы получаем новый трамвай, с современной системой безопасности, кондиционирования, мягкими сиденьями. Даже внешний вид вагона реально поменять, — пояснил руководитель ТТУ.
При этом такое «обновление» трамваев рассчитывают проводить сразу в двух городах. Кроме Екатеринбурга, вагоны планируют приводить в порядок и в Самаре на базе Северного и Городского трамвайного депо.
Не «гробы на колесах»
Отчасти с идеей «реанимации» трамваев согласны и эксперты. По их мнению, даже старые вагоны безопаснее маршруток.
— Вагоны даже на моменте проектирования рассчитаны на эксплуатацию в течение десятилетий. И этот ресурс продлить реально. Старые трамваи ходят по улицам многих городов, и не только в России, но и в Европе — Праге, Милане, Дрездене. Вопрос в обслуживании. Но это не отменяет того факта, что «Татры» устарели морально. Однако даже они гораздо безопаснее маршруток. Все эти Ford, Citroen — это «гробы на колесах», которые переделали из грузовиков, — считает руководитель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов.
Но по его мнению, ТТУ лучше сосредоточиться на ремонте более молодых вагонов, чем «Татры». Причем проводить работы, как считает эксперт, лучше не в Самаре.
— Успешный опыт таких мероприятий мы можем видеть только в Екатеринбурге и Челябинске. Дело в том, что в этих городах есть собственное производство трамваев, то есть заводы находятся буквально «под боком». А на них — квалифицированные кадры, инженеры, доступные запчасти. В Самаре же ремонт начинать нецелесообразно — тем более по второму кругу для «Татр». Лучше сосредоточиться на вагонах «помоложе», которые прибыли в город из Екатеринбурга в 2008 году. Им уже 14 лет! Лучше ремонтировать их, параллельно закупать новые трамваи, а старые «Татры» списывать. Тем более, что федеральный центр регулярно запускает программы субсидирования или софинансирования закупок электротранспорта. А на ремонт денег вряд ли выделят, — заявил Андрей Ишмуратов.
«Покупка трамвая — это как покупка Boeing»
Другое мнение на проблему развития электротранспорта в Самаре представил спикер городской думы Алексей Дёгтев. Он считает, что ситуацию нужно решать комплексно. И на это нужно еще больше денег.
— Трамвай — самый быстрый, безопасный и экологически чистый вид общественного транспорта. На нем можно быстро и без пробок добраться почти куда угодно. И нужно проводить комплекс работ, чтобы добиться развития этого вида транспорта. Помимо покупки новых вагонов, нужно прокладывать новые пути. А то по новым веткам людям будет не на чем ехать. Тем более, что у нас уже есть тупиковая ветка с поворотным кольцом у стадиона «Солидарность Арена». И не первый год поднимается вопрос об ее продлении вдоль Московского шоссе к развивающимся районам — Новой Самаре и Крутым Ключам, — пояснил Алексей Дёгтев.
При этом он не исключает варианта и приобретения новых составов. Но в этом вопросе есть несколько нюансов, которые стоит учитывать.
— Купить трамвай — это как купить Boeing. Город не сможет сразу провести такую колоссальную замену. Здесь на помощь приходят лизинговые компании. Не стоит забывать и про софинансирование. В этом случае городская казна участвует частично, всего 10% от всей стоимости дает. Остальные средства поступают из вышестоящих бюджетов. Но здесь зона ответственности Минтранса, а не гордумы, — пояснил спикер.
Также Алексей Дегтев не отрицает, что даже при возможности приобретения новых составов остается кадровая проблема. Трамваями должен кто-то управлять. Но пока что ТТУ находится в поиске новых сотрудников.
— Нехватка людей, в первую очередь водителей и кондукторов, не является секретом. В бюджетной сфере вообще невысокие зарплаты. Я на заседаниях гордумы уже не в шутку, а всерьез предлагаю главе дептранса Сергею Маркину провести курсы для депутатов. Чтобы мы могли по выходным выходить на работу — управлять трамваями.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.