
Каждый день мы проносимся мимо потайных галерей, порой даже не замечая
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Наступает ночь, город готовится ко сну. И в это самое время жизнь пробуждается в другом, подземном городе. Это наступает время ночной смены в самарском метрополитене. Чтобы днем поезда исправно перевозили пассажиров, в темное время суток специалисты трудятся в помещениях, закрытых для простых граждан. Люди, которые выбирают такую работу, живут словно в другом мире. Давайте погрузимся в него.
«Каждый вспоминает легенды о гигантских крысах»
Рабочий день начинается ближе к полуночи. Вариантов графика несколько. Есть те, кто два дня работает в день и два в ночь. Есть те, кто ведет полноценный ночной образ жизни: пять дней в неделю на работу не раньше полуночи.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Правда, выходные не всегда выпадают на субботу и воскресенье. При этом многие не просто терпят такие условия, а считают ночной образ жизни за благо.
— Работать ночью очень удобно. Часов до одиннадцати отсыпаешься, а потом весь день в твоем распоряжении, — рассказывает дорожный мастер Евгений Шубин.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Правда, надо сначала понять, сможет ли человек привыкнуть существовать в таком режиме. По словам бывалых работников метро, отсев новичков происходит через две-три недели.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
— Практически каждый человек вспоминает легенды о гигантских крысах, живущих в тоннелях метрополитена, или поездах-призраках, идущих с последними пассажирами. Конечно, ничего подобного не случается, просто иногда работники-старожилы подшучивают над новичками, — смеются сотрудники подземки.
Потайная платформа и спрятанный эскалатор
Основные работы стартуют в час ночи. Наш путь начинается из депо «Кировское» возле станции «Юнгородок».

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Но везет нас не обычный поезд. Он работает на бензине, поскольку ночью напряжение с путей снимают. Этому чуду 70 лет, но оно до сих пор работает.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Поезд толкает перед собой платформу, на которой установлена рама для проверки габаритов тоннеля.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Такой состав выпускают, когда выполняются работы, которые могут нарушить габариты тоннеля. А еще с этой платформы удобно осматривать места течи воды через тоннельную обделку — на днях один из тоннелей подтопило из-за коммунальной аварии.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
В пути оказывается, что даже платформы, на которых сотни людей стоят по два раза каждый день, хранят тайны. Например, на станции «Кировская» спрятана дополнительная платформа. Она сложена и закрыта на замок.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Если станцию придется применить в качестве укрытия, эту лесенку используют для схода с платформы на пути или подъема обратно.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Есть еще одна интересная деталь. Если вглядеться в тоннель, ведущий на «Юнгородок», можно увидеть несколько разъездов. Пути, идущие прямо, заканчиваются в тупике. Это путь на станцию метро «Крылья Советов».

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
А рельсы, что идут в бок, должны были стать техническим путем в депо, но в итоге стали действующим путем на «Юнгородок».

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
А это закрытый выход станции метро «Советская». Он по назначению не работает, но абы кому слоняться там не позволено.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Вход закрыт дверью с магнитным замком.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
И сюрприз — оказывается, на «Советской» есть эскалатор. Естественно, он не работает, так что по нему можно идти как по обычной лестнице.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Сам вестибюль на первый взгляд почти готов, здесь есть даже барельеф. Нет только турникетов.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Хотя всё выглядит затертым.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Как-никак, помещение простаивает 30 лет!
Гигантские двери и мощные пропеллеры
В тоннеле чувствуешь себя словно во чреве гигантского бетонного змея.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Вот только этот змей рукотворный. Что мы видим из окна, пока несемся в поезде? Фактически ничего. А на самом деле тоннель оборудован не хуже автомагистрали: светофоры, указатели, освещение.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
И всё это сделал человек. Зацементировал стенки длиной в километры, через каждые несколько метров повесил лампы освещения, установил крепежи для кабелей и разнообразные таблички с надписями, самая понятная из которых: «Опасно».

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Есть в тоннеле и более любопытные объекты, например, затворы. Это огромные и толстые, как в банковских сейфах, двери.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Они нужны, чтобы наглухо закрыть тоннель. Поскольку затвор тяжеленный, его нижнее основание перемещается по направляющему рельсу.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
На пути нам также попадаются различные двери и проходы прямо в стенках тоннеля. За одним из таких проходов скрывается вентиляционная установка. Это огромный винт, пожалуй, больше, чем турбина «Боинга».

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Дальше через узенький проход попадаешь в каменный лабиринт.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
А вент-шахта ведет в вент-киоск: тот самый бетонный ящик с сетками на поверхности.
«Граффитисты пролезали через воздуховоды»
Жизнь в тоннеле кипит. Это чувствуется в постоянном шуме приборов. Это видно по обходчикам, которые должны проходить, осматривать и даже мыть тоннели по всей длине.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Особенно жарко в районе станции «Российская». Там проходят учения. Так что лишние гости там не нужны.
Еще один очаг активной деятельности — в камере съездов за «Гагаринской». Здесь более просторно.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Мы застали работу бригады дорожных мастеров. Они проверяют пути на предмет отклонений: расстояния между рельсами, расстояние от путей до контактного рельса. Счет идет на миллиметры.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Здесь же находится отстойник, в котором ночуют поезда. Этот объект мастерам иногда приходилось оборонять.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
— Сюда очень многие желают проникнуть. Особенно подростки, они через воздуховод пролезали. Бывало, приходишь — а поезд весь разрисованный. Года четыре назад мы даже ловили всей бригадой несколько таких граффитистов и держали их до прихода полиции. Мы окружили их, а им бежать-то отсюда особо некуда. Теперь здесь стоит сигнализация, — рассказывает Евгений Шубин.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
«Мы ходили по этим тоннелям еще до запуска поездов»
Те, кто приходит работать в метро, как правило, остаются надолго. Во время «экскурсии» нам встречались люди, которые больше четверти века ходят по этим подземельям. А несколько десятков рабочих служат здесь даже дольше, чем работает сам метрополитен.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
— Я работаю здесь 36 лет. Нас набрали за несколько месяцев до запуска метро доделывать штрихи. Я принимал участие в запуске всех станций, — рассказывает Евгений Шубин.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Может, для современного человека это и странно, но для этих людей метро — дело всей жизни и настоящий дом. Некоторые работают здесь целыми семьями, с женами и детьми.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
— Мы же сами это создавали. Мы ходили по этим тоннелям еще до запуска поездов, первые документы в руках держали. Оно как-то уже своим стало, — признается замначальника службы пути и тоннельных сооружений Екатерина Гусева.
Вместе с ветеранами на ночную смену ходит и следующее поколение.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Например Михаил. Он еще студент колледжа, в метрополитене работает исключительно ночью, так как днем учеба.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
— Я начинал здесь работать, когда проходил практику. Понравилось, решил остаться. Дневную учебу и ночную работу совмещаю нормально. Мы, метроманьяки, такие, — говорит Михаил.
От заката до рассвета
На этом наша экскурсия подходит к концу. Но не работа ночной смены.

Фото: Роман Данилкин
Поделиться

Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Даже по окончании всех запланированных дел трудяги должны ждать до 05:30 утра, чтобы оперативно прийти на помощь в случае ЧП.
Только после этого рабочие уходят на заслуженный междусменный отдых. По тоннелям начинают ездить обычные пассажирские электропоезда, платформы заполняют толпы граждан, город начинает жить обыденной жизнью.