Салоны автобусов, трамваев и троллейбусов Самары планируют обклеить «загадочными» табличками. Они позволят пассажирам сэкономить на проезде целых 11 рублей. 63.RU выяснил, как это можно сделать, и зачем такие «украшения» нужны.
В ближайшие дни жители Самары смогут заметить в салонах общественного транспорта такие синие таблички. Они будут находиться на стекле напротив входа.
С их помощью можно будет оплатить проезд одним из двух способов. Первый предполагает использование NFC-метки. Этот чип вшит в саму табличку и практически все современные модели могут ее распознать. Второй же способ оплаты проезда — это QR-код.
Вне зависимости от того, какой вариант бесконтактной оплаты проезда выберет пассажир, он увидит вот такое окно:
Далее пассажиру надо будет нажать на кнопку «Оплатить» и выбрать банк для оплаты.
Правда, как оказалось, такая страница может появиться не у всех пассажиров. Некоторым предлагают оплатить проезд со счета в том банке, к которому привязана NFC-метка. Иногда это может быть организация, клиентом которой пользователь уже давно не является.
На следующем этапе пассажир подтверждает оплату и получает чек.
Кроме журналистов 63.RU, новую систему протестировали и высокие гости. Первой «проезд» оплатила директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов Национальной системы платежных карт (НСПК) Мария Точилова. По ее словам, такие демонстрации ей приходится устраивать в каждом новом регионе, где внедряют новую систему оплаты проезда.
Следующим бесконтактную оплату проезда проверил заместитель главы Департамента транспорта Самары Юрий Тапилин. У него сразу же нашлись замечания и вопросы к коллегам.
— В Санкт-Петербурге, например, можно оплатить проезд через терминал. Картой или телефоном. Чек или билет не выдается, но загорается зеленая лампочка. У кондуктора есть терминал, к которому пассажир прикладывает карту. Если оплата проезда была, то и на валидаторе также загорается зеленая лампочка. А как кондуктор у нас может проверить пассажира на честность? — задался вопросом он.
Оказалось, что в систему уже встроили систему проверки билетов. Во-первых, на самих чеках есть секундомер, который в режиме реального времени отсчитывает, сколько времени прошло с момента оплаты. Во-вторых, здесь же есть еще один QR-код. Считав его, кондуктор может увидеть те же самые данные о времени оплаты, транспортном средстве и его номере.
Эта же система должна предотвратить возможные «лайфхаки» от пассажиров. Например, если кто-то сделает скриншот своего билета и отправит его «зайцу». Как уверяют представители НСПК, именно из-за секундомера кондуктор может понять, правильный перед ним билет или нет.
Правда, такие чеки с секундомером и кодом появились не у всех тестировщиков.
Еще одно замечание возникло у представителей транспортных предприятий Самары. Директор ООО «СамараАвтоГаз» Александр Кочерыгин предположил, что из-за отсутствия контроля появится больше зайцев и, следовательно, перевозчик потеряет больше денег.
— Предположим, за день в автобусе проедет 1000 человек. Сейчас кондуктор видит, что на остановке зашло 10 человек, он быстро прошел, выдал билеты или проверил по терминалу. С этой новой системой такой возможности я пока не вижу. Например, по итогам суток вместо 1000 человек кондуктор сможет отчитаться только о 250. Как он сможет доказать, что оплатили все? Как это проконтролировать? Если мы не будем получать деньги, то зачем эти новые технологии? — возмутился Александр Кочерыгин.
Представители НСПК попытались успокоить директора «САГ». Предполагается, что транспорт должен быть оснащен выходом в интернет. И это должно позволить кондуктору оперативно отследить количество оплат на своем маршруте.
С доступом в интернет связана и другая претензия к работе системы. Но уже с точки зрения пассажиров. Дело в том, что система быстрых платежей сама настроена на оплату здесь и сейчас. Но, как пояснил замглавы МП «Трамвайно-троллейбусное управление» Валерий Бобков, в Самаре есть места, где стоят «глушилки» или просто плохо ловит сеть.
Таблички с QR-кодом и NFC-меткой будут устанавливать в трех видах общественного транспорта в Самаре. Речь идет о 1000 автобусов, трамваев и троллейбусов. В метро же, как пояснил замглавы Дептранса, будут свои нововведения. В первую очередь здесь хотят протестировать оплату проезда по биометрии — систему Face Pay.
Представители НСПК рассчитывают, что новую систему оплаты проезда внедрят не только в муниципальном общественном транспорте. Не исключено, что такие же таблички могут появиться и в маршрутках. Но чтобы это произошло, об этом должны заявить сами перевозчики.
Еще одним преимуществом таких табличек представители НСПК назвали их доступность. По словам Марии Точиловой, пассажир может считать QR-код на входе в транспорт, перейти по ссылке или в мобильный банк и оплатить проезд по пути к сидению или свободному месту. Или же просканировать код издалека. Главное — чтобы камера позволяла это сделать.
У хулиганов забрать табличку с собой на память не получится. Она достаточно крепко приклеивается к поверхности. И чтобы снять ее, придется изрядно постараться. Да и недолго хулиган пробудет счастливым владельцем «трофея». В «САГ» заверили, что вандала смогут оперативно найти с помощью камер видеонаблюдения в салонах.
Чтобы простимулировать пассажиров оплачивать проезд именно с помощью табличек, с 10 октября до 31 декабря в Самаре снизят стоимость поездок. При оплате через NFC-метку или QR-код вместо 35 рублей самарцы будут платить всего 24.
Самара стала девятым регионом, в котором внедрили новую систему оплаты проезда. Кроме нас, такие таблички уже появились в Кировской, Омской, Мурманской, Иркутской, Свердловской областях, Чувашии, Башкортостане и Калуге. Причем с каждого региона операторы собирают обратную связь и улучшают работу системы на разных этапах. Например, оказалось, что в некоторых областях таблички просто сворачивались из-за холода. В некоторых других регионах трех стационарных меток в салоне оказалось недостаточно.
— Не исключено, что и самарские кондукторы получат двухсторонние бейджи с такими же QR-кодами. Они смогут показывать их пассажирам и сразу два (или больше) человек смогут оплатить проезд одновременно, — добавила Мария Точилова.
По словам замглавы Дептранса Юрия Тапилина, такие таблички — это еще один шаг к постепенному отказу от наличной оплаты проезда. Но о полном отказе от мелочи говорить еще пока рано.
— Конечно, традиционные способы оплаты «живыми» деньгами никуда не денутся. Таблички — это еще один способ. Такой же, как транспортные карты (как физические, так и приложение) или банковские карты, — подвел итог Юрий Тапилин.
А как вы относитесь к нововведению?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.