Пробки в мегаполисе — не редкость. Но самарцы обратили внимание, что с приходом октября заторы в городе приобрели особые масштабы. Отработанные маршруты от дома до работы стали дольше на 10-15 минут, а на крупнейших городских магистралях — на полчаса и больше. Машины начали скапливаться в «хвосты» даже там, где раньше подобного не наблюдали. Возможно, это просто сезонные пробки, ведь известно, что летом трассы всегда свободнее. А, возможно, за этим кроются проблемы посерьезнее. Разбираемся в этом материале.
«Водители с выпадением осадков забывают, как машину водить»
Для начала мы решили выяснить масштаб проблемы у самих горожан. Редакция запустила небольшой опрос в нашем telegram-канале, где поинтересовалась, заметили ли подписчики рост пробок. Самарцы подтвердили наши подозрения:
— Конечно, заметили. Из-за машин теперь все автобусы ездят медленнее и дольше и набиваются битком.
— Да. Раньше максимум 40 минут до работы. В этом году — 1 час 20 минут.
— Месяц назад ехал в офис на самокате по пустой дороге, теперь по разбитому тротуару, потому что дорога стоит.
— Ещё как заметили. Безобразие полнейшее и ничего не решается.
— Тоже заметила! Что же будет зимой? Страшно представить.
При этом многие автолюбители причиной пробок считают работу светофоров:
— Циклы красного по 2-3 минуты.
— Зелёной волны нет, светофоры на каждый перекресток установили, увеличили время проезда, а дороги какие были 30 лет назад, такие и остались. Не увеличили пропускную способность. Хорошо, что хоть где-то ремонтируют. А ещё скоро и снег выпадет.
— Со светофорами точно чудят. На кольце Луначарского на этой неделе вообще не дают разъехаться. На перекрестке Ново-Вокзальной и Московского шоссе на Ново-Вокзальную светофор работает. Гагарина / Советской Армии — всегда жуть, как и Аврора, как и Революционная. На Киевской / Тухачевского тоже увеличили красный по Тухачевского.
— Эта проблема началась с перенастройкой светофоров еще год назад. На моей дороге домой первая пробка появилась как раз год назад, когда перенастроили светофор на Победы / Кирова. До этого там пробка образовывалась где-то раз в месяц, когда кто-нибудь не мог разъехаться.
— Проспект Ленина — та же история. В прошлом году два светофора переделали на отдельно горящие стрелки, тем самым вместо трех полос работают две. В этом году тоже самое творят на Осипенко / Ново-Садовой. В итоге весь квартал стоит.
А некоторые наши подписчики считают, что это проблема сезонная:
— Многие водители с выпадением любых осадков забывают, как машину водить и начинают тупить. И это только дожди начались. Когда снег выпадет, вообще все встанет.
«Зимой, скорее всего, в период осадков будет похуже»
Увеличение пробок с наступлением осени признают и в самарском департаменте транспорта. Однако, по информации ведомства, это сезонные уплотнения движения и каких-либо экстраординарных пробок этой осенью не фиксировали.
— Такие задержки в движении транспорта отмечают ежегодно. Во-первых, в летний сезон, с мая по сентябрь, многие люди уезжают жить за город, уходят в отпуска, не работают учебные заведения и, соответственно, студенты массово не перемещаются, родители не возят школьников. Поэтому в этот период загруженность улично-дорожной сети минимальная и пробок нет практически, — пояснил начальник отдела организации дорожного движения Андрей Карпочев.
Кроме того, на пробки влияет погода — они начинают расти, как грибы, после дождей.
— Водители начинают более осторожно управлять своим транспортом, снижают скорость. Опять же, на большой скорости сильные брызги, дворники работают, и уже не такой хороший обзор. Все это влияет на плотность потока, и, соответственно, пробочки растягиваются. Зимой, скорее всего, в период осадков будет еще похуже. Когда город полностью расчищен, всё едет прекрасно. Как пошел снежок, уже на дорогах каша, соответственно, опять сезонные пробки, — говорит Андрей Карпочев.
Редакция 63.RU также решила узнать версию Госавтоинспекции. Мы направили в областную ГИБДД официальный запрос, ответ пока не получили.
«Мне никто не мешает двигаться прямо, но для меня горит красный»
Более пессимистично настроен почетный член Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин. Он тоже подтвердил нам, что за последние два месяца пробок стало больше:
— Мне бы хотелось надеяться, что это сезонное явление. Но, к сожалению, это проблема постоянная, — считает общественник.
По словам Олега Мартина, у нынешней ситуации две причины. Первая — организация дорожного движения в городе, причем не на отдельно взятых участках, а в принципе.
В качестве примера общественник привел установку отдельных стрелок для левых поворотов на светофорах. Поскольку эти стрелки загораются не одновременно с основным разрешающим сигналам, машины, которым надо поворачивать налево, стоят и перекрывают целую полосу. Для прямого движения остается только правый ряд.
При этом на правом ряду встречаются люди, которым надо повернуть направо. А для маневра они должны снизить скорость. Соответственно, правый ряд начинает замедляться.
— А на перекрёстке Антонова-Овсеенко и Ивана Булкина алгоритм работы светофора мне вообще непонятен. Я пытаюсь проехать по «Антошке» прямо через Ивана Булкина. Стою на перекрёстке. Мне никто не мешает двигаться прямо, ни пешеходы, ничего. Но для меня горит красный. Почему? Может быть, в этом есть какие-то тайные далеко идущие планы — не знаю, — говорит Олег Мартин.
Но, по словам общественника, есть уже отработанное решение проблемы. Его реализовали, например, на пересечении Московского шоссе и Зои Космодемьянской:
— У нас администрация города совместно с ГИБДД борется за безопасность пешеходов и водителей, это хорошо. Но если бы параллельно с этими левыми стрелками делали посередине дороги небольшое расширение хотя бы на 5-6 машин, чтобы туда могли заезжать с левого ряда, пробок было бы меньше.
«Хоть один застройщик обязан делать транспортные развязки?»
Вторая причина пробок, которую выделяет Олег Мартин, гораздо глубже. Это застройка города, ведь она напрямую связана с транспортными потоками. Наш диалог с общественником на эту тему получился очень красочным и эмоциональным, и пытаться пересказать его — только портить. Поэтому дальше идет речь Олега Мартина от первого лица:
— К сожалению, мы часто читаем в СМИ, в том числе и на вашем портале, что в очередной раз застройщик вышел с предложением о сокращении парковочных мест на одну квартиру с требуемого коэффициента 1 к 1 на 0,7, 0,5, 0,3 и так далее до минус бесконечности. А хоть один застройщик обязан делать транспортные развязки, транспортные подходы? Никто ничего не обязан.
Я во время студенчества заходил на первый этаж института «Куйбышевгражданпроект» (сейчас это институт «ТеррНИИгражданпроект» — Прим. ред.), что на площади Славы. Там на первом этаже в холле стоял макет магистрали Центральной. Это было начало 80-х. Я видел, как это всё было красиво: многоуровневые развязки, подземные этажи, на которых будут склады, автостоянки, кинотеатры. И, знаете, я тогда думал: блин, а до коммунизма-то недалеко осталось.
Но сейчас никаких многоуровневых развязок и подземных этажей на пересечениях с Ракитовским шоссе, с проспектом Кирова, с Ново-Вокзальной, с Советской Армией, с Авророй в проекте Центральной уже не предусмотрено.
А когда магистраль будет готова, вы будете поворачивать с нее направо, на Московское шоссе в сторону кольца с улицей Авроры. Там у нас обещают построить многоуровневую развязку, а пересечение с магистралью Центральной в проекте этой развязки наверняка не учтут.
Под магистраль Центральную реконструируют проспект Карла Маркса, который проходит почти через весь город и пересекает все перечисленные выше улицы.
Так что придется начинать еще одну стройку и перекрывать там движение. Как же тогда будет шикарно водителям, которые еще не забыли, как они корячились по Ново-Садовой, Стара-Загоре, Вольской и Ставропольской, когда строили кольца Московского шоссе с проспектом Кирова и Ракитовским шоссе к Мундиалю 2018 года. А потом оказалось, что нужно адаптировать построенные кольца к реальным условиям, потому что съезды на проспект Кирова и Ракитовское шоссе почему-то идут под острым углом. То есть водители должны выворачивать колеса в обратном направлении, съезжая с этих колец.
Простите за эмоции, но я все время удивляюсь: вот люди, которые подписывают все эти проекты, они вообще за что-нибудь отвечать будут когда-нибудь? Дело в том, что ни у кого нет персональной ответственности за это.
Мне вспоминается миниатюра Аркадия Райкина про ателье и костюм, когда он заходит на сцену, а у него костюм весь перекошенный и на разные пуговицы застегнутый. И он требует людей, кто шил костюм. Выходит толпа, человек двадцать. И один говорит: «Лично я пришивал пуговицы. К пуговицам есть вопросы?». К пуговицам вопросов нет. Вот то же самое и у нас с вопросами по строительству и организации дорожного движения. Нет у нас нормальной градостроительной политики, потому что, наверное, нет человека, который бы за все это отвечал, нет персональной ответственности.
Я помню, как у нас, начиная с 1996 года, передавались полномочия по распоряжению земельными участками в границах муниципальных образований: то город распоряжался землей, то область, то город согласовывал проекты застройки, то область… И я боюсь, что эти перетягивания одеяла делали не из благих намерений. Наверное, здесь был чей-то интерес. Чей — не знаю. Не видел, не стоял, свечку не держал. А если это все делали во благо жителей города и области, то в таком случае, не получилось.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.