Страна и мир Почему речные круизы такие дорогие?

Почему речные круизы такие дорогие?

Что может быть естественнее для волжанина, чем провести выходные или часть отпуска, путешествуя на теплоходе? Однако на практике далеко не все отдыхающие могут позволить себе такое удовольствие: речные круизы — один из самых дорогих видов отдыха. При этом теплоходы стареют, а заменить их нечем.

Дорогое удовольствие

Отдых на теплоходе – довольно дорогое удовольствие, но и обслуживание судна обходится недешево. Эксперты рынка отмечают, что интерес к водным видам отдыха в целом в последние годы заметно вырос. Но многих потенциальных покупателей отпугивает цена.

Справка
Все теплоходы, которые имеются у самарских туркомпаний, построены в 50-60-е годы. Их закупили еще в советские времена. Чтобы соответствовать современным представлениям о комфорте, прогулочным судам требуется серьезная модернизация

«Безусловно, стоимость подобных услуг высока. При этом цены на речные круизы варьируются в достаточно широком диапазоне и зависят от большого числа различных факторов, - отметил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - Например, короткий тур на два дня может стоить около 2,5 - 3,5 тыс. рублей. Длительный круиз, рассчитанный на 2 - 2,5 недели, обойдется уже примерно в 30-40 тыс. рублей. Усредненный показатель — около 18 тыс. рублей — для туров продолжительностью около 7-9 дней».

Компании, организующие речные туры, сами признают, что такой вид отдыха доступен далеко не каждому. «Меняется контингент наших клиентов. Раньше речные туры выбирали в основном люди в возрасте, теперь - помоложе, среднего и выше среднего достатка, - говорит начальник отдела речных круизов компании «Самарские путешествия» Елена Рахмакова. - Конечно, нам хотелось бы, чтобы это направление развивалось. Клиенты думают, что мы накручиваем цены. А на самом деле стоимость складывается от факторов, которые от нас не зависят».

Простая арифметика

Посмотрим, из чего же складывается стоимость речного тура. «Если теплоход берут в аренду или во фрахт, то в цену входит арендная ставка. Кроме того, в стоимость включаются затраты на топливо, причальные стенки, питание, культурно-развлекательная программа... Ведь мало свозить людей по Волге, нужно предоставить им комфортабельные по современным меркам каюты, дать возможность хорошо отдохнуть и в то же время принять участие в познавательных экскурсиях. Естественно, у компании должна быть и какая-то прибыль, - пояснила начальник отдела речных круизов компании «Спутник-Гермес» Татьяна Лимонникова. - Так что отдых на теплоходе — довольно дорогое удовольствие, но и обслуживание теплохода дорого стоит».

Елена Рахмакова также подчеркивает, что речные вокзалы устанавливают очень большие сборы причальных стенок. Да и топливо в России стоит дороже, чем за границей. Из-за всего этого речные круизы у нас дороже, чем за рубежом.

Есть у туристических компаний и другие расходы, влияющие на стоимость круизов. Как рассказали в одной из турфирм, организующих путешествия на теплоходах, приходится, например, тратить немалые деньги на аренду небольшой кассы на Самарском речном вокзале. «Жители привыкли, что круиз можно купить прямо на вокзале. Но аренда места в здании вокзала даже под небольшую кассу очень дорогая. И все же нам приходится идти на такие расходы», - признался сотрудник туристической компании.

Максим Клягин склонен согласиться со сказанным представителями этой компании. «В значительной степени такие заявления справедливы. На стоимость подобных туристических услуг влияет очень много факторов, в том числе такие объективные показатели, как стоимость энергоносителей, инфраструктуры и т.д.», - уверен эксперт.

Правда, по приблизительным оценкам специалистов УК «Финам Менеджмент», стоимость речных круизов в зарубежных странах не сильно превышает стоимость российских. А иногда, и ниже наших. При этом, как правило, качество сервиса заметно выше. Связано это, в первую очередь, с более развитой инфраструктурой, более серьезной конкуренцией на этом рынке.

Печальное будущее

Еще одна серьезная статья расходов, которая в итоге также ложится на плечи туристов, - обеспечение комфортных условий на теплоходах.

«Все теплоходы, которые имеются у самарских туркомпаний, построены в 50-60-е годы. Их закупили еще в советские времена. Естественно, они не вписываются в современные понятия о комфорте, - говорит Татьяна Лимонникова. - В 2007 году мы провели полную реконструкцию находящегося в собственности компании трехпалубного теплохода «Чкалов». Из кают без удобств на 250 посадочных мест осталось только 150, но в каютах со всеми удобствами».

«Еще сохранились теплоходы, где есть двухъярусные каюты. Но крупные компании стараются обеспечить высокий уровень сервиса. Проводят модернизацию теплоходов. В частности, мы провели серьезный ремонт на теплоходах «Алексей Толстой» и «Президент», - рассказала Елена Рахмакова. В ходе модернизации меняется практически очень многое: стены, мебель, техническое оснащение. В новых номерах есть все, чтобы человеку было удобно: банные полотенца, гели для душа, минералка и т.д.».

Но, флот, конечно, стареет, констатируют представители туристических компаний. По Волге ходят теплоходы из стран социалистического содружества. Раньше их строили в Чехословакии, Германии. «Сейчас теплоходы не строят, выпускают только морские суда», - рассказала Татьяна Лимонникова.

Так что со временем речной флот выйдет из строя. А заменить его нечем. По крайней мере, на сегодняшний день.

Избалованные туристы

Впрочем, несмотря на все сложности, речные туры не теряют популярности. В туристических компаниях посчитали, что спрос на круизы в этом сезоне на уровне прошлого года и даже немного выше. «Правда, в этом году участники рынка практически не поднимали цены, то есть продают туры по ценам 2009 года», - говорит Елена Рахмакова.

К тому же изменились и сами туристы. «Все стали грамотными. Предложений много, и клиенты стараются выбрать лучшие. Туристы избалованные, с претензиями, все требуют скидки», - говорит Татьяна Лимонникова.

Также в туристических компаниях не отказались бы от помощи властей. «Для того, чтобы привлекать туристов на Волгу, нужно облагородить набережную, поставить здесь хорошие сувенирные киоски. Чтобы туристы оставляли деньги в нашем регионе, а не отдавали на заграничные туры», - такой ответ от представителей компаний.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- Стоит отметить, что интерес к водным видам отдыха в целом в последние годы заметно вырос. При условии дальнейшего улучшения положения в макроэкономике и возобновления роста доходов эта тенденция, скорее всего, продолжит свое развитие. Поэтому подобные сегменты туристического рынка в целом представляются нам достаточно интересными с инвестиционной точки зрения. На наш взгляд, круизный туризм в России обладает существенным потенциалом развития. Мы полагаем, что в силу географических особенностей России и наличия соответствующих условий, благоприятных для таких направлений туризма, развитие подобных проектов весьма перспективно. А при условии эффективной реализации этих проектов речные и морские круизы действительно смогут составить серьезную конкуренцию другим направлениям туриндустрии. Однако на данном этапе это направление в целом находится, можно сказать, на начальном этапе своего развития. Основные сдерживающие факторы — низкий уровень инфраструктуры, а также дефицит специализированных судов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления