Начиная с этого года, в Приволжском федеральном округе будет работать программа по развитию региональной авиации. На нее из национального бюджета выделяется 320 миллионов рублей, еще примерно на такую же сумму «скинутся» регионы округа, которые примут участие в программе.
Эти деньги пойдут на субсидирование стоимости авиабилетов на рейсах внутри ПФО. При этом, как сообщают в аппарате полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, пассажир будет платить только половину стоимости билета. То есть, если сейчас слетать из «Курумоча» в Казань стоит около 1600 рублей (авиакомпания «Ак Барс Аэро»), то после принятия программы, самарец, желающий прогуляться по улице Баумана в столице Татарстана, заплатит примерно 800 рублей. Для сравнения, примерно столько стоит проезд на официальном такси из центра Самары до «Курумоча». Автобусом до Казани из Самары сегодня можно доехать за 736 рублей. Билет в плацкартный вагон «Самара-Ульяновск», проходящий через столицу Татарстана обходится сейчас в 807 рублей. Любителям купейных вагонов приходится отдать 1680 рублей.
Авторы программы предполагают, что столь существенное снижение цен на авиабилеты позволит резко увеличить пассажиропоток на внутренних авиарейсах. Если в 2011 году внутриокружными авиалиниями воспользовались 39 тысяч человек, то, по расчетам полпреда президента в ПФО Михаила Бабича, к концу 2013 года, число таких пассажиров увеличится до 170 тысяч человек. Предполагается и увеличение числа рейсов между городами округа. Специалист по связям с общественностью ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Светлана Козлова заявила, что даже кратное увеличение числа рейсов не создаст перегрузок в работе самарского аэропорта. По ее словам, «Курумоч» способен принимать до двухсот рейсов в сутки - сегодня в самарском аэропорту по расписанию должны приземлиться только 38 самолетов.
Одна проблема – из Самары без пересадок можно улететь лишь в три «столицы ПФО» – Нижний Новгород (пять раз в неделю), Казань (раз в неделю) и Пермь (раз в две недели). Причем, спрос на эти рейсы, по словам представителей «Курумоча» очень высок.
В случае, если цены на авиабилеты действительно станут ниже в два раза, они будут сравнимы со стоимостью проезда в плацкартных железнодорожных вагонах. Однако, в «РЖД» пока не рассматривают авиацию как конкурентов. «Железнодорожным транспортом из Самары по прямому сообщению с различной периодичностью можно доехать практически до всех городов – столиц Приволжского федерального округа. Исключение составляют Йошкар-Ола и Чебоксары, с которыми нет прямого сообщения, и Пермь, добраться до которой поездом можно из Сызрани», - заявил начальник службы корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги Вячеслав Степанов. По его словам, в то же время сегодня практически нет прямых авиарейсов между городами – столицами ПФО. Соответственно, сложно рассматривать конкуренцию с тем, чего нет, так как неизвестны параметры, необходимые для определения конкурентоспособности видов транспорта.
Между тем, принятие программы позволит внутриокружным авиаперевозкам не только конкурировать с железнодорожным и автомобильным транспортом, но и придать самарскому «Курумочу» статус «мультимодального хаба» или, проще говоря, транзитного узла. «Во многом аэропорт «Курумоч» уже является таким узлом. Но хаб предполагает, безусловно, гораздо большие пассажиропотоки. При этом главную роль играют авиакомпании. Поэтому для того, чтобы хаб реализовался в полной мере, необходимо тесное взаимодействие аэропорта и операторов перевозок», - рассказали в отделе по связям с общественностью самарского аэропорта.
Несмотря на то, что поддержка внутриокружной авиации фактически сравняет стоимость билетов на самолет, поезд и автобус - ни один из видов транспорта не останется без своего пассажира. Важным преимуществом наземных перевозок является то, что и автобусные станции, и железнодорожные вокзалы почти всегда находятся если не в центре, то по крайней мере в черте города. Аэропорты же зачастую удалены и не всегда связаны круглосуточным общественным транспортом с центральными частями городов.
Автор: Сергей Круглов