Во Владивостоке только и разговоров, что о море. Пожалуй, первая и непоколебимая ассоциация о городе, окруженном величественными заливами и раскинувшемся на прибрежных сопках. Это здесь ты можешь идти по ступенькам вверх, а потом еще вверх и потом еще чуть-чуть. Это здесь окна квартиры на 9-м этаже могут выходить на уровень дороги. И это здесь такие умопомрачительные виды на город и мосты, что дух захватывает, а потом долго не отпускает.
Мы прожили во Владивостоке больше недели, и нам есть о чём рассказать, чтобы каждому, кто еще не был в Приморье, захотелось посетить столицу края, а кто уже был — вернуться еще и еще раз. Для удобства текст разбит на отдельные карточки, чтобы знакомиться со сферами жизни города можно было в удобном для вас порядке, но лучше, конечно, увидеть картину целиком.
- Открытие закрытого города
- Знакомство с морем
- Не морем единым
- Природа уступает городской застройке
- Дороги и тысячи японских машин
- Есть что поесть?
- Расцвет промышленности и бизнеса
- Инвалидные коляски для самых активных
- Шоколадная фабрика
- Носки, которые хочется поскорее надеть
- ВЭФ
- Здесь задержалось лето
Открытие закрытого города
Не все в России знают (мы проверяли), что Владивосток почти 40 лет жил в статусе закрытого города из-за размещения в его бухтах кораблей главной базы Тихоокеанского флота. И только в январе 1992 года в морской торговый порт Владивостока смогли зайти иностранные суда, а за несколько месяцев до этого право на въезд сюда получили иногородние. Открытие города совпало с кардинальными переменами в жизни страны, поэтому Приморье и его столица особенно остро почувствовали на себе последствия финансово-промышленных кризисов 90-х.
Большинство предприятий разукрупнились, система морского транспорта развалилась, огромный урон понесла рыбная промышленность, сельское хозяйство пришло в упадок. Ситуация усугублялась энергетическим кризисом. Массовые отключения света в квартирах, продолжающиеся по 20 часов в сутки, становились причиной стихийных народных волнений. Люди стремительно покидали город, падала и рождаемость.
— «Если в кране нет воды и в розетке тока — значит, ты недалеко от Владивостока», — со смехом и ностальгией рассказывает местная жительница Антонина. — Да, это было, я выросла на этом стишке. В такие дни мы все семьями выходили на улицу, чтобы хоть как-то проводить время. Родители сидели на лавочках и занимались своими делами, а дети гуляли по темноте, оживляясь, когда в свете фар проезжающего мимо авто могли отыскать на земле палку или камень. К счастью, сейчас всё изменилось кардинально. Перебои со светом изредка возможны, но только из-за огромного количества строек, когда, например, при подключении очередного дома могут задеть коммуникации. Но не более того.
Знакомство с морем
Международный аэропорт Владивостока находится примерно в часе езды от краевой столицы — в районе села Кневичи и неподалеку от города-спутника Артёма. Добраться отсюда до центра можно на аэроэкспрессе или такси, но нужно быть готовым, что второй вариант обойдется в копеечку. Накануне Восточного экономического форума мы заплатили за поездку на небольшой гибридной иномарке больше 2 тысяч рублей, но и в более удачное время на сумму меньше тысячи за поездку рассчитывать не стоит.
Удаляемся от роскошного стеклянного фасада воздушной гавани и по ровному асфальту скоростного шоссе устремляемся к городу. Вокруг базы, склады, стройки, торговые площадки и много-много зеленых деревьев. Но ты, конечно, ждешь, когда в поле зрения появится именно оно — море. Проходит не так много времени, мы въезжаем в поселок с загадочным названием Де-Фриз, и тут же справа открывается чудесная панорама, вид на Амурский залив, дождались!
Фраза «Смотри, вон там видно море!» затем будет преследовать нас почти каждый день. Пляжей и набережных во Владивостоке неисчислимое множество, а многие достопримечательности связаны, само собой, именно с морем.
Например, всем известный маяк Токаревского у одноименного мыса. До него и от него тянется нескончаемый поток людей, желающих пройтись по морской гальке, послушать шум волн и впечатлиться открывающимися видами на остров Елены и владивостокский район Эгершельд. К самому маяку ведет песчаная коса, которую периодически затапливает. Но и это не останавливает отважных туристов. Подвернули штанины или юбки и побрели. А вокруг — на воде и берегу — кипит экстремальная жизнь. Вдалеке гудят квадроциклы, тренируются сапбордисты и кайтсерферы, мимо, размахивая веслами, проплывает седовласый мужчина. Женщины, дети, отдыхающие любых возрастов берут от моря всё, что может дать соленая бескрайняя вода. И на фоне, будто застывшие в воздухе, на голубой глади висят корабли, бросившие якорь в ожидании захода в порт.
И даже необязательно ехать на окраину города. Найти пляж, море, развлечения легко и в центре, например, на набережной Спортивной гавани, которая венчает здешний прогулочный Арбат — улицу Адмирала Фокина. Некоторые просто сидят тут и медитируют, кто-то замирает с фотоаппаратом в ожидании заката. А закат в безоблачную погоду — это просто шик. Такой закат мы застали несколько раз. И каждый из них — вау.
Море — это неотъемлемая часть жизни Владивостока и его жителей. Оно дает им не только эмоции, но и пищу, работу, деньги. Но для нас — приезжих — это прежде всего незабываемые виды, впечатления и остающиеся с тобой надолго флешбэки с морским запахом и ощущением свежести, свободы.
Не морем единым
Погулять во Владивостоке, конечно же, можно не только по берегу моря, но и еще много где. Например, приехать в обновленный Нагорный парк, где прямо всё-всё кричит: «Мы — штуки из будущего». Необычные архитектурные формы, детские площадки и точки притяжения молодежи, ну и, главное, бесподобная смотровая площадка, на которую (а как во Владивостоке без этого) нужно прежде вскарабкаться, но награда ждет взбирающегося на вершине. Это к слову про виды, которые захватывают дух, сознание и пробивают мурашки. Глянешь в одну сторону — бухта Золотой Рог и перекинутый через нее Золотой мост, который ну просто шикарен. В другую сторону — сопка Шошина и причудливые ряды каких-то зданий перед ней. Причем парк продолжают достраивать, создавать новые площадки. Люди, которые приходят сюда позаниматься йогой или снять ролик в «ТикТок» на чудесном фоне, очевидно, счастливы.
Захочется, можешь пойти и мимолетно прокатиться на фуникулере — он такой единственный в этой части России. Есть настроение, идешь посмотреть на Приморскую сцену Мариинского театра или едешь в гигантский океанариум. Можешь погулять по Корабельной набережной, залезть в подводную лодку-музей, подняться на вершину к радиопрозрачному геодезическому куполу на Монастырской, пройдя через Морское кладбище, где похоронены в том числе самые достойные люди города — капитаны, художники, политики, а некоторые надгробия и памятники своими масштабами и нестандартностью могут удивить даже насмотренного туриста.
Наскучат популярные туристические места, сверните с улицы Светланской в Почтовый переулок, где старые дома не отталкивают, а притягивают своими ветхими фасадами, поросшими плющом стенами и уместными граффити, которых во Владивостоке уйма на каждом шагу, и они все действительно классные. В этом уютном уголке старого города, который будто спрятался от городской суеты, атмосферно сушится белье на веревках, по крышам и у подъездов гуляют довольные коты, а брошенную когда-то машину потихоньку забирает в свой плен зеленая поросль.
А когда стемнеет, обязательно идите на улицу Адмирала Фокина, где жизнь кипит, кажется, до утра. Ребята на лавочках играют на гитарах, поют песни и выступают с битбоксом, а рокер старой закалки пилит невероятное соло на гитаре. По улице гуляют горожане и приезжие, группки китайских туристов неустанно снимают происходящее на телефоны. Атмосфера — космос, красивых и вдохновленных людей — множество. Никто никуда не спешит, льется музыка, а дневное тепло даже не собирается уступать ночной прохладе, но это уже особенности здешнего климата.
И еще несколько фотографий с улиц Владивостока.
Природа уступает городской застройке
Владивосток сегодня застраивается буквально на глазах. Новые дома, социальные объекты — детские сады, медучреждения, школы. Большое внимание уделяется и спорту, потому что приморский губернатор активно выступает за здоровый образ жизни. Также построены современнейшие мосты, ставшие визитной карточкой города. Строительный бум подталкивают сегодня и программы, действующие на Дальнем Востоке: «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточная концессия».
Один из примеров — улица Басаргина в бухте Патрокл, где вдоль Леопардовой набережной образовался целый новый район застройки. Местный житель Владимир рассказывает, что когда-то здесь — на побережье — был только лес и пресное озеро. Люди по тропинкам пробирались к пляжу, ездили к озеру на шашлыки. Но город неизбежно берет свое. Сопку неподалеку тут буквально срезали до уровня моря и сделали современную дорогу, на месте леса появились дома, а озеро Торфянка под натиском строителей сжалось до небольших размеров. Но это, как считает Владимир, который родился и вырос в этих местах, отнюдь не плохо, а, скорее, неизбежно в развивающемся городе.
— Микрорайон здесь вырастает за микрорайоном, всё застраивается очень быстрыми темпами. При этом, хоть и природа уступает, то, что осталось, всё равно пытаются сохранить и облагородить. И еще не могу не отметить, какие изменения сегодня коснулись нашей Владивостокской крепости. Это порты, артиллерийские батареи, фортификационные сооружения, подземные ходы — целая сеть, которой пронизан весь наш город. Здесь, на островах, везде — сейчас восстанавливают и сохраняют, а за каждым объектом закрепляют отдельного человека, чтобы следил, развивал. Я сам работаю в туризме, вожу группы и китайцев, и русских туристов. И вижу, сколько сегодня делается для развития как современной части города, так и для сохранения исторического наследия, — поделился Владимир.
Дороги и тысячи японских машин
А вот еще одна шутка-притча, пусть и не в стихах, которая в начале нулевых годов была актуальной для этого региона. Вопрос: «Правда, что у вас в Приморье тигры прямо по дорогам ходят?» Ответ: «Врут, нет у нас никаких дорог».
Местные власти признают, что проблема плохих дорог долгие годы тормозила развитие края, но сегодня это не так. Построены новые шоссе и развязки, повсеместно идут ремонты и реконструкции. Только за последние 5 лет в Приморье абсолютно новую жизнь получили порядка 40 километров автомобильных дорог и мостов, а более 720 километров отремонтировали.
В столице края, особенно в центре, к дорогам придраться невозможно. Мы побывали и в отдаленных районах города, и там, конечно, еще есть над чем работать. Причем некоторые новые районы, где идет активная застройка, буквально-таки страдают от нехватки транспортных артерий. Но, как говорится, не всё сразу.
Кроме того, большой город, так близко расположенный к Японии, был просто обречен на огромное количество праворульных автомобилей на тех самых дорогах, которые сегодня активно строят и ремонтируют. Потому Приморье входит в топ-3 регионов по уровню автомобилизации в России, а во второй половине 2022 года здесь было зарегистрировано более 400 тысяч машин при населении в почти 600 тысяч человек.
При таком количестве авто пробки, конечно, неизбежны. И мы это почувствовали на себе. А еще остались в недоумении от того, как в таком потоке владивостокские водители умудряются лавировать и успешно передвигаться. Столь интенсивного, неординарного и суетливого движения раньше мне наблюдать не приходилось. Но, как говорят местные, к такой манере вождения в большом городе привыкаешь. А один таксист, который раньше работал в Санкт-Петербурге, а теперь перебрался во Владивосток, и вовсе заявил, что ему здесь гораздо комфортнее и вообще больше нравится водить. Сами мы за руль, конечно, сесть не рискнули. Поэтому лучше довериться опытным местным автолюбителям. Или просто выйти и прогуляться по чистым и опрятным улицам города.
Есть что поесть?
После насыщенных прогулок и длительных поездок урчит в животе. Владивосток — идеальное место, где можно отведать блюда самой разной кухни. Фастфуд, кафе и рестораны — всё в наличии. Говорят, каждый турист, прибывший в Приморье, просто обязан отведать пянсе — национальное корейское блюдо, паровые пирожки с мясом и капустой. И запить его обязательно напитком «Милкис» (я, правда, запил зеленым чаем). Но на самом деле встретить на улице бабушек с тележками, торгующими пянсе, сейчас во Владивостоке невозможно. Но можно найти стационарные точки, например, на Адмирала Фокина. За 120 рублей здесь вам продадут увесистый, пышущий жаром пирожок, который лучше так горячим и употребить. Чуть островатая капуста, не так много мяса и неповторимый флер приготовленного на пару теста. Вкусно.
А еще Владивосток может стать Меккой для любителей и других разновидностей азиатской кухни — японской, корейской, китайской. Но при этом одно из самых популярных заведений города, куда люди выстраиваются в бесконечную очередь, известно своими хинкали и другими грузинскими блюдами, невероятной атмосферой веселья и праздника. Спросите у местных, они подскажут, о чём мы.
Ну и, конечно же, морепродукты. Жить у моря и не попробовать свежего гребешка, устриц, креветок, краба, мидий — это преступление. Главное, не переборщить, чтобы не словить белковое отравление и часть отпуска провести в горизонтальном положении. Да и цены не дадут разгуляться по полной. Хоть и море — вот оно, под ногами, но его дары в магазинах и общепите, особенно в центре, стоят совсем не мало. Туриста, особенно бюджетного, это может отпугнуть. Но ключевое здесь слово «попробовать». На это заложить определенную сумму нужно обязательно.
Расцвет промышленности и бизнеса
Столь активное развитие Приморья, безусловно, идет в связке с бурным экономическим развитием. Импорт товаров, прежде всего из Китая и Кореи, активный ввоз и торговля подержанными иномарками из Японии сначала подтолкнули вперед предпринимательство, а удобное геоэкономическое положение города стало привлекать еще и огромные инвестиции, перезапускать и создавать крупные промышленные предприятия. Плюс добавьте сюда режимы территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, безналоговый офшор на острове Русском — один из двух в нашей стране. Всё это — новые рабочие места, деньги. За последние десятилетия сформировался масштабный кластер судостроения и судоремонта, а на приморских верфях строят мегакорабли, например, краболовы водоизмещением 1586 тонн и объемом перевозки живого краба до 100 тонн, а также атомные ледоколы на самой мощной судоверфи страны — ССК «Звезда».
Владивосток сегодня является крупнейшим деловым, финансовым, культурным и научно-образовательным центром, его по праву считают аванпостом международного сотрудничества Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ну и куда же без кадров для этого гигантского экономического масштаба? Потому и неудивительно, что во Владивостоке работают 14 вузов, в которых обучаются более 40 тысяч студентов.
Мы же во время прогулок по Владивостоку решили заглянуть (прямо в городской черте) на предприятия не совсем обычные. Они небольшие, компактные, но крайне амбициозные — с планами по покорению не только российского, но и зарубежного рынков. Объединяет их тот факт, что все они являются резидентами свободного порта Владивосток (СПВ) — территории, где инвесторы пользуются особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования.
Инвалидные коляски для самых активных
Завод, где делают сверхпрочные инвалидные коляски из карбона, на территории одной из промзон Владивостока появился совсем недавно. Летом 2022 года здесь выпустили первую партию продукции, а 10 человек со всей страны, пилотно получивших свои коляски, помогали тестировать их и давали обратную связь, что уже привело к более чем 50 доработкам и усовершенствованиям. Готовые изделия — полностью авторские разработки группы компаний «Русский карбон» — сегодня выходят под брендом iCross Active и запущены в серийное производство.
Слово аctive в название добавлено не просто так. Идея создавать коляски именно для активных людей, которые готовы на них самостоятельно гулять, преодолевать препятствия и даже заниматься спортом, родилась у приморца Андрея Тенякова, который более 20 лет назад сам стал инвалидом-колясочником. Он прекрасно знает, насколько важно, чтобы коляска была удобной, крепкой, но легкой. Созданная им компания «Русский карбон» несколько лет назад стала одной из тех, что победила в региональном конкурсе «Приморский старт» и получила грант из регионального бюджета на 2 миллиона рублей для проведения собственных разработок и исследований. А затем в 2021 году проект по созданию инновационного серийного производства получил грант из бюджета уже на 50 миллионов, на которые закупили оборудование и построили производственные линии. Плюс добавьте сюда режим свободного порта Владивосток с налоговыми льготами — и вот он, рецепт для создания молодого перспективного предприятия.
Сейчас на заводе налажен полный цикл производства инвалидных колясок — от проектировки инженерами, изготовления оснастки (матриц) и создания на их основе карбоновых полуфабрикатов до полной сборки (склейки) коляски, ее покраски, оснащения фурнитурой и элементами для комфортного передвижения. Для физических лиц их делают с учетом индивидуальных параметров, а после получения регистрационного удостоверения медицинского изделия — по госконтрактам, более универсальные. Отдельно на предприятии гордятся тем, что уровень локализации изделий приближается к 90%, то есть практически всё на заводе собирается из отечественных материалов. И только колеса для колясок пока закупают у иностранных поставщиков, но и этот вопрос в скором времени будет решен.
— Сегодня заказы мы поставляем по всей России, а также были заказы из ЛНР и ДНР. Работаем и по зарубежью, например, с Арабскими Эмиратами и Кувейтом. Есть интерес со стороны Узбекистана, Белоруссии и Кыргызстана. Наша продукция при этом выигрывает у зарубежных аналогов по ценовой категории. Причем нашим гражданам мы предоставляем различные условия приобретения, в том числе через Социальный фонд России, куда сейчас вошло ФСС, — рассказывают на предприятии.
Мы прошли по всем станциям производственной линии, где сегодня трудятся полсотни человек. Своими глазами увидели, как из карбоновой ткани в распечатанных на 3D-принтере матрицах в буквальном смысле выдуваются детали будущей коляски и превращаются в сверхпрочные изделия. Впечатлило, как на каждом этапе создания продукта он проходит буферный контроль качества и как на выходе получается инвалидная коляска, которую легко разобрать, запросто поднять одной рукой и на которой реально вытворять всё, что угодно, даже трюки. Плюс есть выбор цвета, аксессуаров.
— Некоторые женщины-клиентки у нас относятся к выбору коляски как к покупке автомобиля. В начале года, например, был тренд, когда девчонки заказывали себе черные карбоновые коляски с белыми задними колесами. И вот она одевается — черная куртка, белый низ. Прямо модель! И это здорово. Плюс здорово то, что мы можем предоставить такую возможность с точки зрения цветовой палитры, разной ширины шин, видов колес и так далее. Вплоть до того, что к нашим коляскам легко монтируется электроприставка — мотоколесо, для автоматического передвижения со скоростью до 30 километров в час. Мы делаем свою работу для тех, кто даже с ограниченными возможностями в передвижении хочет вести более активную жизнь. Коляска — это ноги для человека с инвалидностью. И создатель нашей компании это прекрасно понимает, а потому и мы осознаём важность своего дела, — не без гордости рассказывают во время экскурсии по предприятию.
Шоколадная фабрика
Шоколадную фабрику Tasty Kingdom в северной части города Владивостока построили в 2018 году, а в 2019-м там запустили производство аналога европейского яйца из двух половинок (в одной — игрушка, а в другой — шоколадная паста) и стали первыми, кто начал выпускать такую продукцию прямо на территории России. Фабрика выпустила сначала несколько своих брендов, а затем началось расширение линейки за счет героев популярных мультфильмов. Для этого, соответственно, заключили и лицензионные соглашения, например, с «Союзмультфильмом» на серию яиц «Простоквашино». А где есть место одним сладостям, всегда найдется и другим. Резидентство в свободном порту Владивосток позволило компании сэкономить на налогах и вложиться в модернизацию оборудования. Так появился конвейер по производству глазированных конфет. А затем запустили линейки арахисовой и шоколадной паст, в том числе в удобных одноразовых стиках.
— Фабрике 5 лет, а в портфеле бренда уже 35 товарных позиций. Пять видов конфет, четыре вида шоколадной пасты, четыре — арахисовой пасты и четыре вида яиц из половинок. Предприятие небольшое, но оборудование новое, поэтому мы можем производить большое количество продукции, быстро модернизироваться и перестраиваться под тенденции рынка. Количество заказов сейчас неуклонно растет. У нас есть склад в Москве, через который мы отгружаем товар в европейскую часть России, а недавно мы вышли на рынок Сибири, зашли в Иркутск, Читу, Красноярск. Первые партии уже отправлены в эти города. Также несколько лет поставки идут в Белоруссию, Казахстан. И, само собой, в Приморье, — делятся успехами на фабрике.
Чтобы обеспечить возникшую потребность в продукции, фабрика работает в две смены. Только на производстве здесь трудятся 60 человек. И плюс офис с руководством, бухгалтерией, отделом продаж. Безусловно, рынок кондитерских изделий в России очень насыщен и конкурентен, и в том же Приморье работают фабрики с богатой многолетней историей. Но и, как видно, для молодых компаний, которые привносят что-то новое, найдется свое место.
— Карамель для линейки «Орехи в карамели» мы изготавливаем сами исключительно из 33-процентных животных сливок, используем там только цельные отборные орехи. Также орехи, сухофрукты и натуральные добавки лежат в основе и других видов конфет — и все они покрыты молочной шоколадной глазурью, в которой у нас от 40% масла африканских какао-бобов. Это показатель того, что уровень содержания какао очень хороший для молочного шоколада. Предприятие специализируется на выпуске массовых сортов конфет на шоколадной глазури, именно на какао-масле. Документация позволяет выпускать нам конфеты и на эквивалентах глазури, но мы решили пойти другим путем, хотим выделяться, хотя аналог и дешевле, — объясняют на фабрике.
В то время, пока мы беседуем, по конвейеру аккуратными рядами плывет марципановая основа из перемолотых сухофруктов и орехов. Прямоугольнички — будущие конфеты, по вкусу напоминающие нугу из одного известного батончика, — буквально обливаются несколько раз горячим шоколадом. Это начало процесса глазировки. Затем сушка, обеззараживание, а на выходе — готовые конфетки, которые затем проходят этап упаковки и фасовки в пакетики по 150 граммов. От описаний начинок здешних конфет во рту непроизвольно начинает выделяться слюна. Там и ягоды, и орехи, и фрукты. Даже используются такие редкие виды орехов, как макадамия и пекан.
— Ассортимент расширяется активно, примерно раз в полгода мы выпускаем новинки. Приобрели за последнее время упаковщик для конфет — по 150 граммов, он российский. Хотим приобрести и другое оборудование для расширения участка по производству конфет. Занимаемся поисками оборудования, рассматриваем все варианты. Сейчас рынок диктует, что лучше всего для нас российское оборудование. Но мы работаем и с другими странами, в том числе с Турцией, Китаем. В принципе, проблем с приобретением необходимого оборудования у нас нет, как и с сырьем, которое приходит и из-за рубежа, и от отечественных производителей, — объясняет директор по производству Евгения Шишкина.
Налаженное сотрудничество компании с крупными дистрибьюторами, которое теперь дает возможность покрыть европейскую часть страны, Дальний Восток и Сибирь, дало новый толчок для развития фабрики. В перспективе здесь планируют выходить и на экспорт, но прежде хотят насытить своей продукцией рынок России.
— Очень хочется, чтобы как можно больше людей попробовали наши неповторимые конфеты, настоящую арахисовую пасту, яйца из половинок с качественными лицензионными игрушками и влюбились в них. Мы же любим свою компанию, болеем за свое дело. Каждый продукт здесь произведен от сердца, чтобы у людей была возможность попробовать разные вкусы, чтобы каждый нашел себе сладость по душе, — говорят сотрудники Tasty Kingdom.
Носки, которые хочется поскорее надеть
Фабрику носков Ever Neat во Владивостоке можно назвать долгожителем — 16 лет на рынке, но она продолжает покорять всё новые и новые уровни, не стоит на месте. Про носочки с очаровательными корги, смешными авокадинками и аппетитной «пянсехой» (пянсе) нам с восхищением рассказывал чуть ли не каждый местный житель, который узнавал, что мы собираемся посетить фабрику. Тут носки с самыми разнообразными рисунками, узорами, логотипами, на любой вкус и возраст. Всё-всё, что душе угодно. Здешнюю продукцию покупают не только в магазинах, но и заказывают через интернет. Обращаются и компании, которым нужны брендированные вещи.
Владелица компании Ирина Щербина когда-то работала финансовым директором предприятия, занимавшегося экспортом рыбопродукции. Но настали такие времена, когда пришло время перепрофилироваться, вот и решили Ирина Валерьевна и два других учредителя заняться носками. Три головы — много разных идей и разные цели. Фишка с рисунками на носках остальным владельцам показалась нежизнеспособной, поэтому в 2009 году предприниматель выкупила доли в убыточной компании у соучредителей и целенаправленно занялась созданием оригинальных, комфортных, удобных и красивых изделий.
— Начинала без особых стартовых капиталов, взяла компанию, которая была в больших долгах. И постепенно мы ее вытащили в прибыль. И я с тех пор всем говорю, что учредитель должен быть один, потому что цель одна должна быть. Спонсоры, инвесторы — да, но учредитель — один, — рассказала Ирина Щербина.
Сегодня ее фабрика — это цех, где круглосуточно из высококачественных нитей, сплетаемых в плотную слоистую структуру, на автоматизированных станках буквально на глазах рождаются новые носочки. Сотрудникам цеха только и остается, что задавать необходимые параметры и следить за бесперебойной работой оборудования. Это действительно беспрерывный процесс, потому что заказов на фабрику сегодня поступает огромное количество. Дальний Восток уже полюбил этот бренд, а теперь о нем узнают и в других уголках страны, а также на китайском рынке. Да, на рынке, где, кажется, носков должно быть и так предостаточно.
— Мы разработали нашу собственную технологию двухслойной структуры. С внутренней стороны у нас эластановая ниточка, а снаружи хлопковая. Ножки же потеют, и это нормально, но нить из эластана выгоняет влагу наружу, а хлопок впитывает ее и быстро высыхает. Нога остается невлажной. Это достигается тем, что мы берем определенной толщины нитку и определенной плотности вяжем носок. Делаем их более плотными. Это удорожает производство, поэтому наш носок не из дешевых. Пряжу, материалы мы используем иностранные, поэтому они чувствительны к курсам валют. Сейчас многие производители идут на удешевление продукции — за счет использования более дешевых материалов и более разряженной продукции, более слабой, потому что тогда расход пряжи меньше. Но мы не пошли по этому пути. Для нас в первую очередь важно качество и, конечно же, оригинальные рисунки, для создания которых мы привлекаем дизайнеров разных поколений, — объяснила Ирина Валерьевна.
По ее словам, сейчас на рынке есть большая потребность в спортивном носке, носке премиум-класса, на который нужно отдельное оборудование, носках для йоги, для батутных центров — с антискользящим покрытием. Более того, сейчас развивается новое направление — изготовление сувенирных носков с изображением достопримечательной разных регионов России. Например, на фабрике уже сделали серию носков «Сахалин» и, конечно же, «Приморье».
Резидентство в свободном порту Владивосток помогает предприятию не только получать льготы, но и участвовать в международных выставках, а его руководителю проходить обучение, скажем, для налаживания экспорта продукции в соседние страны.
— Когда я была маленькой девочкой, терпеть не могла колготки из 100-процентного хлопка мерзкого коричневого цвета, которые делала одна дальневосточная фабрика. Они были такие колючие и на коленках сползали. И с тех пор думала: «Боже, неужели нельзя сделать колготки и носки комфортными и красивыми?» И сегодня я свою мечту осуществила. Мы производим крутые носки. Глобальный план сейчас — расширение на центральную Россию, хотим открыть представительство в Москве, развивать проект создания сувенирной продукции по городам и странам. Продукция будет самая разная, но везде можно будет найти наш логотип. Люди попробуют однажды эти носки и сразу поймут, в чём здесь смысл, — резюмировала Ирина Щербина.
ВЭФ
Говоря о бизнесе, промышленности и инвестициях, невозможно обойти стороной одно из главных традиционных мероприятия Владивостока, ставшее, по сути, визитной карточкой города — Восточный экономический форум.
Нам довелось поработать на полях ВЭФ-2023, и тут в первую очередь следует отметить размах. Кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русском, куда попадаешь, преодолев впечатляющий Русский мост, своими масштабами, уровнем современности, инфраструктурой прямо-таки располагает к проведению подобных международных мероприятий. Здесь по Университетской набережной в дни форума, где каждый регион Дальнего Востока презентует свои достижения и особенности, свободно прогуливаются губернаторы и региональные министры, крупные инвесторы, бизнесмены и чиновники уровня федерального. Тут запросто можно встретить баскетболиста Андрея Кириленко и известного знатока, а теперь еще и депутата Госдумы Анатолия Вассермана.
Но главная суть, конечно, не в прогулках по набережной, а в возможностях, которые ВЭФ дает регионам, властям и бизнесу, которые получают возможность в одном месте встретиться лицом к лицу, договориться, заключить соглашения на много миллиардов рублей и дать старт проектам, которые, быть может, долго бродили бы по чиновничьим кабинетам. Но здесь они катализируются, получают ускорение. Гости форума делятся идеями и наработками, обсуждают насущные темы, получают возможность попасть на мероприятие с участием президента страны.
Меры безопасности в эти дни во Владивостоке, а особенно на острове Русском и в кампусе ДВФУ — запредельные. Как и цены на такси, гостиницы или еду в кофейнях на площадках форума. Но это неизбежные издержки мероприятия реально международного масштаба.
Здесь задержалось лето
Мы уезжали из Владивостока, а я по пути в аэропорт смотрел на листья деревьев, на которых несмело начинала пробиваться желтизна. Климат, погода здесь уникальные, морские — лето будто задерживается в этих местах на подольше, как бы компенсируя дождливые июль и август. А в особенно ясные дни становится по-летнему тепло, солнечно, даже душно.
— Август-сентябрь — это бархатный сезон во Владивостоке, пик лета. Самый месяц, когда все купаются в море, отдыхают. Сколько мне ни предлагали на запад страны перебраться, всегда против. Я — человек морской. Не смогу без моря, без сопок, без тумана. Куда-то туда без нашего климата. Многие недолюбливают наш климат, им душно и влажно. А я просто в восторге от этого. Люблю то место, где родился и живу, — откровенничал приморец Владимир.
И я его за эти дни начал понимать. Вросший в сопки и прилипший к берегу Владивосток сегодня пышет жизнью. Он может показаться дерзким, но величавым. Одновременно с этим город покоряет своей легкостью, пляжами, закатами, людьми. Теперь Владивосток для меня, как говорят, «ван лав» (одна любовь).
В этом плане очень точно выразилась другая моя собеседница Антонина:
— Владивосток я могла бы сравнить с тинейджером. С одной стороны — он вроде половозрелый, уже хочет казаться взрослым, но с другой стороны — у него разукрашенные волосы, светящиеся вывески, юношеский дерзкий максимализм и смешение каких-то границ. Смотришь, а там причесанный внешний вид центра, но тут же наличие китайских вывесок. Огромные морские пейзажи и строящиеся на их фоне несуразные новостройки. Сегодня мы развиваемся. Слава богу, дошла и до нас очередь, хоть мы и очень далеко от Москвы. Мы еще всё всем покажем.
Уже в аэропорту я прокручивал в голове всё увиденное, услышанное, прочувствованное, но при этом понимал, что не охватил даже десятой части того, что еще может показать, чем может удивить Владивосток, Приморье. А значит, нужно будет обязательно приехать еще. И вы приезжайте!