Этот город и пугает, и манит. Покинутая много лет назад Припять остается вожделенным туристическим объектом. Правда ли, что по городу бродят волки? Где повышен радиационный фон? Почему город напоминает Диснейленд? На эти и другие вопросы нам ответил самарский урбанист и охотник за постсоветскими локациями Арсений Котов.
Инженер с мечтой
Арсений Котов начал путешествовать в 24 года, когда после трех лет работы инженером на заводе «Прогресс» ему захотелось разнообразия. Одно из первых путешествий бывшего инженера было практически экстремальным — он отправился от Санкт-Петербурга до Сахалина автостопом.
— До этого я никогда не ездил на такие большие расстояния по земле, но тут решил посмотреть, как живет Россия-матушка. Собрал небольшой рюкзачок с минимумом вещей, палаткой и спальником и вышел на трассу. За 50 с лишним дней я посетил пару десятков российских городов, побывал в горах Урала, Алтая, искупался в ледяном Байкале, посмотрел на Японию с берегов Сахалина. И за всю ту поездку я потратил около 15 000 рублей. С тех пор я решил, что вполне реально, не имея больших доходов, путешествовать и круто проводить время.
Большую часть времени Арсений путешествовал один. Но потом нашел себе компанию по душе в лице девушки с похожими интересами и прославившегося необычными фотографиями самарского художника Вредителя Ли.
«Автостопом из Москвы»
Города для новых путешествий Арсений выбирает по рекомендациям друзей, через интернет и после прочтения книг. Одно из самых смелых путешествий было в город Припять.
Припять — покинутый город в Киевской области Украины. Город расположен на берегу реки Припять в 3 км от Чернобыльской АЭС, где 26 апреля 1986 года произошла авария. Это происшествие — крупнейшее за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших, так и по экономическому ущербу.
— В Припять я ездил дважды: первый раз — весной 2013-го и второй — осенью 2019 года. Первый поход начал с Анапы, переправился в Крым, где прошел по горам всё южное побережье от Феодосии до Севастополя, а потом решил осуществить мечту — сходить нелегалом в Чернобыльскую зону отчуждения. Почему? Мне было любопытно посмотреть на покинутый много лет назад город, побродить по заброшенным деревням, увидеть радиолокационную станцию «Дуга». В итоге туда я дошёл без хлопот, если не учитывать встреч с волками и полноводных болот, в которых постоянно мочил ботинки. Но на обратном пути меня задержала милиция и выдворила со штрафом 500 рублей.
«Дуга» — советская загоризонтная радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет.
В 2019 году Арсений, заручившись поддержкой и компанией девушки, вновь отправился в зону отчуждения.
— Мы поехали автостопом из Москвы. Несколько дней провели в Киеве, а затем попутками добрались до границы зоны отчуждения. Вообще на Украине хороший автостоп и народ попадается веселый.
«Припять напоминает Диснейленд»
Арсений рассказал, что? поскольку в Припяти он и его девушка были «нелегалами», старались избегать встреч с людьми, но днем это сделать сложно. Город буквально кишит туристами.
— Припять и правда стала местом паломничества для туристов со всего мира. Пустым город становится лишь с вечера до утра. Поэтому из-за нашего статуса мы активно передвигались по Припяти и изучали ее лишь в это время. По пути встречали других нелегальных туристов. В 2013 году это правда был город-призрак, а сейчас скорее напоминает Диснейленд. На территории ЧЗО по-прежнему запрещено заниматься любыми хозяйственными видами деятельности и проживать людям. Так что туристов лишь возят автобусами от здания к зданию и отпускают погулять на центральной площади.
Животный мир номинально опустевшего города тоже удивляет туристов. Звери чувствуют себя вальяжно и не сторонятся людей.
— На пути к городу видели оленей и лосей, а днём на просеке ЛЭП встретили табун лошадей Пржевальского.
Во время путешествия Арсений замерял радиационный фон. По его словам, выше нормы фонят лишь металлические предметы и некоторые участки в лесу.
— В квартирах в Припяти фон оказался даже чуть ниже, чем в Москве.
Когда гуляешь по территории, где некогда смеялись дети, а их родители строили счастливую советскую жизнь, невольно тянет заглянуть в полуразрушенные многоэтажки.
— Большая часть зданий в городе сохранилась в более-менее целом виде, у некоторых обрушилась крыша, отвалилась пара стен, все дворы заросли деревьями и кустарниками. Нам удалось побывать более чем в десятке жилых домов, в гостинице, нескольких школах, детских садах, кафе, магазинах, бассейне, кинотеатре... Больше всего меня впечатлило советское монументальное искусство на улицах Припяти! Многие здания до сих пор украшают мозаики, в интерьерах сохранились росписи, в кафе сохранился совершенно фантастический витраж, — восхищается Арсений.
«Метель и сугробы до второго этажа»
О том, как проходят будни урбаниста-путешественника, Арсений рассказывает в своем блоге в Instagram. В планах молодого человека еще много городов, но на ближайшие несколько месяцев он «заземлился» в Норильске.
— Я устроился на несколько месяцев работать бетонщиком. В Норильске я мечтал побывать с тех пор, как увидел фантастические фотографии французского фотографа Cristophe Jackrot. Метель, полярная ночь, сугробы до второго этажа, панельные дома на сваях и одиноко бредущие пешеходы...
Советское наследие уничтожают «евроремонтом»
В этом году Арсений Котов планирует выпустить книгу о советских городах.
— Раньше все постсоветские города мне казались совершенно одинаковыми. Ленин с поднятой рукой стоит на центральной площади, где-то рядом обязательно есть театр и спорткомплекс, концертный зал и круглый цирк, а на окраине типовые спальные районы тянутся вдаль до горизонта, где виднеются дымящие трубы заводов. Но чем больше городов я посещал, тем чаще замечал интересные здания и особенности градостроения. В последние годы постсоветские города сильно меняются и далеко не в лучшую сторону, архитектурное наследие прошедшей эпохи совершенно не ценится, многие советские модернистские здания сносят или реставрируют, меняя их форму и содержание. Вместо мраморных плит дома обшивают дешевыми вентфасадами, интерьеры культовых зданий, над которыми трудились выдающиеся советские художники-монументалисты, уничтожаются «евроремонтом», который выполняют не слишком профессиональные люди. Чтобы привлечь интерес публики к этой проблеме, в своих фотографиях я показываю самые интересные здания и районы, построенные в советское время.
Арсений признается, что особый восторг у него вызывают футуристические здания в стиле советского модернизма, например, как ЦНИИ РТК в Питере, или санаторий «Дружба» в Ялте, или Министерство транспорта в Грузии. Поделился Арсений своим мнением и об архитектуре родной Самары:
— В Самаре мне очень нравится проспект Ленина с длинными десятиэтажными домами по нечетной стороне, двадцатиэтажкой и фонтаном на Осипенко. Особенно проспект был хорош, когда установили ракету, но еще не успели воткнуть новостройки сразу за ней, которые заметно испортили архитектурный ансамбль. Раньше мне нравилось гулять по старому городу. Но сейчас деревянные дома по большей части заброшены и ждут сноса, там потихоньку втыкают новостройки. Я считаю, что развитие исторических городов невозможно без единого плана, а единого плана развития города в капиталистическом обществе быть не может, так что все наши крупные города обречены быть изуродованными точечной, уплотнительной застройкой. А вообще Самаре не хватает разветвленного метро и поездов до Москвы.
А вот Тольятти, с точки зрения молодого урбаниста, сохранил свою советскую аутентичность:
— Автоград проектировали как город будущего с широкими проспектами, зелеными насаждениями, и он до сих пор сохранил практически нетронутыми такие заповедники советского модернизма, как Автозаводский район с его великолепными дворцами спорта, бассейнами и мозаиками. Я каждый год приезжаю в Тольятти и всегда нахожу там что-то новое для себя.