Город Марина Наянова, ректор Самарского муниципального университета Наяновой: «Это авторская работа»

Марина Наянова, ректор Самарского муниципального университета Наяновой: «Это авторская работа»

Как говорит сама Марина Венедиктовна: «У меня два ребёнка: одному тридцать один, другому в октябре исполнится двадцать». Младший ребёнок – это Университет Наяновой. Больше трети жизни она посвятила своему детищу. Буквально выносила и выстрадала проект уни

" src=

Как говорит сама Марина Венедиктовна: «У меня два ребёнка: одному тридцать один, другому в октябре исполнится двадцать». Младший ребёнок – это Университет Наяновой. Больше трети жизни она посвятила своему детищу. Буквально выносила и выстрадала проект университета и не оставляет его, несмотря на все проблемы, до сих пор. Рассказывая об этом учебном заведении, она улыбается, при этом говорит ласково… как настоящая мама.

Когда появилась идея создания университета?

Когда мне было 36. После окончания Куйбышевского пединститута я работала заведующей единственной в то время лабораторией психолого-педагогических исследований этого вуза. Готовился Пленум ЦК КПСС, посвященный школьным реформам. Обком поручил мне обрабатывать предложения директоров школ, ректоров вузов к этому Пленуму. Предложения не соответствовали глобальной задаче, а сроки, как всегда, поджимали. И я написала заявку сама.

– Почему вас так заинтересовал этот проект?

Задумка создать университет, который был призван стать первым среди новых образовательных учреждений в перестроечной России и единственным по своей уникальной системе обучения, где ценились бы индивидуальность и талантливость, – вот причина. Но главная причина – мой сын.

– Расскажите подробнее.

– Тогда он был ещё совсем маленький, но прежняя система обучения уже не устраивала. В шесть лет он совершенно самостоятельно спаял свой первый детекторный приемник. Первый класс не отвечал его требованиям. Не было заведения, которое бы развило эти способности в нём.

– Как пришла идея создания именно такого, многоуровнего университета?

– Тут мне опять помог сын. Он не получил нужного старта, и я подумала, каким должно быть начало обучения и как оно должно развиваться дальше. Думала об университете, в котором дети с интересом учились бы с первого класса до получения вузовского диплома включительно и становились бы «Людьми Мира».

– Это концепция университета. Откуда она?

– В последний день сдачи проекта, я сидела на кухне и думала, кем должен стать ребёнок, когда выйдет из стен нового учебного заведения. Ведь они поступают еще малышами, а выпускаются через много лет. Каким будет мир спустя столько времени? «Человек мира» способен достойно представлять Россию в любой языковой культурной среде. Он готов к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, конкурентоспособен, и активно формирует положительный имидж России в мире.

– Ваш сын стал «Человеком Мира»?

– Мой сын Венедикт окончил Университет Наяновой, Университет Джорджа Вашингтона в столице США и сегодня возглавляет информационно-вычислительный центр в своем родном вузе и группу компаний «Элкотелеком».

– Вы хотите сказать, что и теория, и структура действуют до сих пор, и ничего не изменилось?

– Ничего. Схема и девиз живы. Единственное, что было изменено не по нашему желанию, – две смены.

– Почему это случилось?

– Сейчас город не справляется со спонсированием УН и не доплачивает 45% от общей суммы. Мы не можем оплатить себе ремонт, а реконструкцию для разгрузки смены тем более.

– Почему сложилась такая проблема?

– Первые десять лет мы были официальной экспериментальной площадкой. Потом нужно было привести уставные документы в порядок и передать области. Лиманский не реагировал, а прежний губернатор не мог ничего сделать без разрешения города. До сих пор мы пытаемся изменить ситуацию. С самого начала университет был государственным проектом. Самое первое образовательное учреждение нового типа в России и единственное в своём роде. Но во время перестройки законодательство было изменено, партия ушла, и осталась безотцовщина, мать то есть... Я дала столько обещаний, и они должны быть исполнены.

– Какие действия вы предпринимаете для улучшения ситуации?

– Мы общались с прежней властью. Пока ни с городом, ни с областью прямых диалогов не вели. Мы не ходим в любимчиках и пытаемся наладить ситуацию сами. Город не может содержать университет, мы обратились за помощью в архивы и приводим в соответствие все документы. Ищем документы и доказательства того, что мы имеем полное право на государственную дотацию. И это дает свои результаты. (Действительно, в личном кабинете Марины Наяновой, кроме её рабочего места, есть круглый стол и огромный план реконструкции, занимающий всю стену. Где-то уже пожелтевший и потёртый.)

– Такая ситуация угрожает существованию университета?

– Мы держим всё до последнего, даже в таком денежном голоде. Мы справлялись долгое время, и будем дальше справляться. В этой большой работе у меня много помощников.

– Расскажите, в чём же уникальность вашего заведения?

– Только в этом университете все программы с первого класса до высшей школы выверены по вертикали и горизонтали. Мы не теряем время на повторение, так как знаем, что прошли наши студенты. Это же очень важно – вести студента от заливки фундамента, постройки первого этажа до самого конца. В университетах идёт нивелирование целый год, нам это не нужно. И наш студент уже в 20 лет может закончить университет. Кроме основного образования, любое хобби в университете можно развить до максимального предела. Сейчас у нас три экспериментальные площадки, без этого заведение пусто и не развивается.

– Университет для одарённых детей?

– Университет для того, чтобы сделать таковыми. Развить в ребёнке его способности. Образование совершенно бесплатно и, чтобы учиться, не нужно быть гением, достаточно быть способным.

– Университет имеет все необходимые лицензии?

– Конечно, кроме государственной лицензии, УН имеет аттестацию и аккредитацию.

– А какова структура обучения?

– С первого класса предметы изучаются углубленно, с восьмого – студенты имеют возможность выбирать профилирующее направление. И высшая школа тоже начинается с восьмого класса. С двенадцатого студенты выбирают себе специальность. В университете к первым двум школьным факультетам – основного общего образования и довузовской подготовки – добавляются философский, юридический, международный, химико-биологический, экономический, прикладной математики и компьютерных наук, управления. По окончании высшего этапа обучения студенты остаются в аспирантуре и имеют возможность продолжить обучение в университетах-партнерах за рубежом – Дж.Вашингтона, Сорбонны, Турском, Коркском, Оксфорде и других, защитив по окончании степени кандидата наук и PhD. УН сотрудничает с 33 международными организациями и институтами. 30% выпускников к 23 годам получили свой второй диплом университета-партнёра за рубежом. Главное не количество, а качество.

– Университету будет 20 лет. Как отметите эту дату?

– Я не могу пока говорить. Это секрет. У нас есть большой проект, который мы готовили не один год. Кроме этого, мы составляем книгу об истории нашего университета, где изложим судьбы наших выпускников. Правда она не уместится в один том...

– Как вам удаётся оставаться женственной на такой сложной должности?

– Я не бизнесс-леди. Я администратор. Я ращу свое дитя. Просто я так воспринимаю свою должность. Я не дам ребёнку шоколад не вовремя. Я, конечно, сделаю всё возможное, чтобы он выжил, и сделаю это так, чтобы он был самым лучшим ребёнком на свете.

После интервьюирования я встретила одного городского фотографа. Он шёл на фотосессию и похвалился, что это для новой выставки. Как оказалось, экспозиция будет выставлена в стенах здания университета, совершенно бесплатно и не только для выпускников Университета Наяновой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления