Бизнес Олег Рыбкин, владелец ресторанов «Вахтангури», «Самархан», «Навек родня»: «Национальная кухня – верное направление в ресторанном бизнесе»

Олег Рыбкин, владелец ресторанов «Вахтангури», «Самархан», «Навек родня»: «Национальная кухня – верное направление в ресторанном бизнесе»

У каждого свои критерии и оценки настроений в обществе. Для рестораторов первый сигнал к тому, что ситуация в экономике страны и бизнесе налаживается – возвращение гостей в рестораны. О том, как складывается ситуация на рынке ресторанного бизнеса в настоящее время, какая кухня нынче в моде и почему у ресторанов не может быть конкурентов в интервью сайту 63.ru рассказал владелец ресторанов «Вахтангури», «Самархан», «Навек Родня» и бара дружбы народов «Побратимыч» Олег Рыбкин.

Олег Анатольевич, аналитики говорят, что кризис, разгар которого пришелся на 2009 год, в некоторых сферах бизнеса вышел на финишную прямую. Можно ли сказать это о ресторанном бизнесе? Как в настоящее время здесь складывается ситуация?

– Экономический кризис действительно ударил по всем сферам бизнеса. Ресторанный не стал исключением. Об этом можно было судить по таким показателям, как снижение суммы чека в ресторанах, падение объемов продаж, посещаемости заведений. Эти явления стали следствием снижения доходов большинства граждан. Ресторанный бизнес, сфера развлечений одними из первых принимают на себя удар в этом случае. Несмотря на то, что бытует мнение, что кушать люди будут всегда, на самом деле в первую очередь люди отказываются от излишеств. Поэтому люди не пойдут в ресторан, а сходят в магазин, приготовят и будут есть дома. В настоящее время ситуация на рынке действительно выравнивается. Первый тому сигнал – гости возвращаются в рестораны.

В прошлом году прогнозировали, что большинство участников покинет рынок. А по некоторым прогнозам, должно было закрыться внушительное количество ресторанов. По вашим оценкам, эти прогнозы подтвердились на практике?

– Конечно, нестабильная ситуация в экономике несколько прорядила ряды: некоторые заведения действительно были закрыты. Но говорить о массовом оттоке нельзя, потому как его не было. Закрылись те заведения, которые не смогли в трудных условиях выдержать конкуренцию. Но в целом многие, напротив, улучшили качество своей работы, чтобы сохранить гостей. Что и есть правильно. Те заведения, которые строили свою работу грамотно, подстраивались под тенденции на рынке, продолжают успешно работать. Так же нельзя отрицать и тот факт, что сократилась экспансия Москвы в регионы и сетевые рестораны избавились от заведений, работающих нерентабельно. Но с началом стабилизации наблюдается активность по открытию новых точек.

Ваши рестораны специализируются на национальной кухне. Как вы можете охарактеризовать эту нишу, насколько она заполнена сегодня?

– Рестораны национальной кухни существовать будут всегда. Национальный гастрономический колорит, желание попробовать блюда, которые готовят и едят представители других национальностей или которые ели в какой-нибудь зарубежной поездке, мода на ту или иную кухню – факторы, двигающие человеком для посещения национального заведения. В Самаре достаточно большое количество хороших ресторанов, специализирующихся на национальной тематике. Сейчас наблюдается другая тенденция в Москве и Санкт-Петербурге – это смесь разных кухонь, представленных в рамках одного ресторана. Я бы сказал, некий хорошо выверенный микс, востребованный гостями. Европейская кухня, что-то из Азии, Востока, украинский борщ – такое меню космополит. Но все равно, я считаю, что заведения с национальным колоритом, аутентичной кухней будут востребованы всегда.

Почему вы сделали выбор в пользу именно восточной, кавказкой и русской и украинской кухни. Ведь именно они представлены в ваших ресторанах?

– Грузинская, армянская, узбекская, казахская, украинская кухни очень хорошо знакомы всем тем, кто жил в Советском Союзе. Гости моих ресторанов – люди за тридцать, заставшие жизнь в СССР, знающие непонаслышке такие блюда, как лагман, самса, хинкали, хачапури, драники. Многие ездили отдыхать раньше на Кавказ, в Крым или Прибалтику, кто-то жил или имел родственников в Средней Азии, много связей как раньше, так и сейчас – с Украиной. В моих ресторанах представлены кухни, знакомые и любимые очень многими – именно этим обусловлен выбор концепций моих заведений.

Как вы начинали свой путь в ресторанном бизнесе? Почему именно это направление вы выбрали основным в своей жизни?

– Мой первый ресторан – «Вахтангури» – был открыт почти 11 лет назад, в августе 1999 года, хотя датой официального открытия считается 1 декабря 1999 года. Начиналось все с того, что в начале 1998 года у нас в распоряжении оказалось свободное помещение – магазин «16 ступенек» на улице Победы – один из первых коммерческих магазинов ТД «Хасан и Слава». Решили сделать ресторан, но четкой концепции, понимания, что нужно сделать, не было.

Как раз в это время я с друзьями отправился в Крым. Незабываемая поездка! Перелет Самара – Москва, поездка на трех такси из Москвы до Ялты из-за того, что хохлы не оплатили керосин и рейс Москва – Симферополь отменили (таксисты в Домодедово еще лет пять вспоминали девятерых самарских парней). Начало декабря: сезон отпусков давно кончился, мы жили в огромной гостинице совершенно одни. Принимающая сторона – наши друзья и партнеры – повезли нас в ресторан «Тифлис», который находится в Ялте (он до сих пор функционирует, ему сейчас лет 15). Когда я попробовал еду, которую нам принесли – хинкали, хачапури, чакапули, чачу, домашнее вино – все это оказалось таким вкусным, что я просто не хотел оттуда уходить! (Смеется.). Именно тогда меня посетила мысль, что именно такого ресторана – вкусного, доброго, гостеприимного, не хватает в Самаре. На тот момент времени хороших заведений у нас в городе было мало. Поэтому, вернувшись из поездки, начали воплощать в жизнь идею создания грузинского ресторана в Самаре. Превращение помещения бывшего овощного магазина в подвале на Победе в уютный кавказский ресторан на 100 посадочных мест, творческая двухнедельная командировка в Грузию – проникнуться духом, выбрать шеф-повара, установить контакты с поставщиками продуктов, сувениров и вина. В Грузии тогда была непростая ситуация: в Тбилиси – безработица, в селах и деревнях электричество дают по два часа в сутки – но кавказское гостеприимство, уважение и любовь к гостям оставили неизгладимое впечатление. Я надеюсь, что кусочек Кавказа на улице Победы, 102 несет в себе заряд тех положительных эмоций.

Ресторан «Вахтангури» был делом для души, а основной бизнес – компания «Сото» с несколькими направлениями – торговое оборудование, кондиционирование, вентиляция, отопление, очистка воды, отделочные материалы и работы, канцтовары. Лишь спустя несколько лет, в 2006 году, были проданы активы компании, закрыты и перепрофилированы направления, и я решил заниматься тем, что мне было по душе – приносить людям радость (Смеется). Моим следующим проектом стал ресторан восточной кухни «Самархан». Прежде чем его открыть, я несколько раз путешествовал по городам Средней Азии. Посетил Ташкент, Бухару, Самарканд, Хиву, Ургенч, Бишкек, Ферганскую долину. Изучал обычаи и национальную кухню, покупал картины узбекских художников, ковры ручной работы, домашнюю утварь и сувениры для ресторана. Мебель для «Самархана» в течение полутора лет делали потомственные резчики по дереву из Хивы, прадед которых до революции вырезал мебель для Хивинского эмира в подарок нашему царю Николаю (хотя, если честно, на портрете этот прадедушка – натуральный басмач, но, наверное, одно другому не мешало). Фасадом ресторана и фресками внутри в течение полугода занимались настоящие художники-реставраторы из Хивы и Бухары. Местом для нового ресторана выбрано пересечение проспекта Кирова и Теннисной – здесь, по летописям, в 1586 году находился караван-сарай, где останавливались торговые караваны из Средней Азии, был небольшой рынок и чайхана, славившаяся отменными восточными яствами.

Осенью 2008 года в географическом центре города, на Третьей Просеке, созданием уникального произведения в жанре фуд-арта – самой большой в мире карты СССР из …продуктов открылось третье заведение – ресторанный комплекс «Навек родня» и бар дружбы народов «Побратимыч» с кухней народов СССР, десятью залами от 8 до 120 посадочных мест, ретро-вечеринками и прочими прелестями советской жизни.

Рестораны с какой кухней предпочитают сегодня самарцы. Например, последний год в фаворитах японские рестораны – их количество значительно выросло в последнее время. Рестораны, которые ранее не предлагали японские блюда, активно включают их в меню. Почему?

– Действительно, японская кухня в России и в Самаре сейчас на волне. Малокалорийная и нежирная, полезная и, в конце концов, просто модная, японская кухня в России завоевала твердые позиции на ресторанном рынке. Модно стало вести здоровый образ жизни, критериям которого отвечает японская кухня с ее многочисленными морепродуктами, богатыми витаминами водорослями, отсутствием жирной и жареной пищи – поклонницами Японии стали большинство представительниц прекрасного пола.

То, что рестораны, не специализирующиеся на этих кухнях, включают блюда из них в свои меню – это дань моде, желание привлечь в свой ресторан новых клиентов. Ресторан должен жить своей жизнью, развиваться, в меню должно появляться что-то новое, в том числе модное. В ресторанном комплексе «Навек родня» в апреле в пику кухне народов СССР введено «буржуйское меню», в котором присутствуют хиты японской, итальянской и французской кухни.

Какой кухне отдаете предпочтение лично вы?

– Лично я отдаю предпочтение вкусной кухне. Нравится, естественно, русская кухня, обожаю борщ и вообще первые блюда – щи, харчо, шурпа. Обожаю китайскую кухню, Таиланд с его морепродуктами и рыбой, хотя самый большой выбор морских гадов и несметное количество разной рыбы видел на Токийском рынке – и вот там, рядом с рынком, самая вкусная японская кухня. Обожаю мясо, стейки, шашлыки, кебабы. В Италии проникся их пастой, соусом песто и сушеными помидорами, в Швейцарии нашел для себя совершенно аутентичное фондю, нравится немецкая и чешская кухня, особенно под хорошее лагерное пиво, люблю Францию во всех ее кулинарных проявлениях – от виноградных улиток и устриц до фуагра и крем-брюле. Турецкие блюда из баранины, восточные сладости…

Что касается ваших ресторанов, то вы ощущаете на себе давление со стороны конкурентов, в частности федеральных сетей, которые открывают рестораны эконом-класса в Самаре?

– Говорить о конкуренции в Самаре, я думаю, пока рано. Ресторанов в городе не так уж и много, а хороших – еще меньше. Человека не заставишь насильно ходить в то или иное заведение. Если гостю понравилось именно в твоем ресторане, он будет ходить к тебе, но откроется новое заведение – пойдет туда, хотя бы потому, что оно новое. Открытие новых заведений заставляет думать о том, что сделать у себя еще нового, интересного, чего нет у других.

Этим летом в Самаре невероятно выросло количество точек разливного пива. В некоторых местах на маленьком отрезке сосредоточено до 5-6 ларьков. Каково ваше мнение на счет этой ситуации? Насколько мне известно за границей разливное пиво подают только в ресторанах, и если клиент хочет взять на розлив с собой, то пиво на вынос стоит дороже

– Самара всегда позиционировалась как пивной город. И одной из главных достопримечательностей Самары всегда был пивзавод. Но то, что происходит сейчас, переходит все границы. Молодежь на улицах поголовно пьет пиво, рекламу пенного напитка не встретишь только в детских садах и школах, количество пивных ларьков и точек по продаже и розливу пива зашкаливает. Это не только в Самаре. Считаю, что властям нужно обратить на это внимание и принять меры для сокращения количества пивных ларьков, ужесточить процедуру открытия точек по розливу.

Я знаю, что многие самарские рестораторы не посещают рестораны в Самаре. О вас можно сказать то же самое? Есть ли у вас любимый ресторан в Самаре или заграницей?

– В Самаре чаще всего посещаю свои рестораны. И любимые в Самаре, если честно, тоже свои заведения.

Напоследок расскажите о своих планах. Планируете ли вы расширять бизнес, есть ли уже сейчас идеи новых проектов?

– Могу сказать, что стоять на месте нельзя, любой бизнес должен иметь развитие. Поэтому идеи всегда есть, но пока это секрет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления