Бизнес Леонид Пак, руководитель УФАС по Самарской области: «Больше всего заявлений поступает по поводу наружной рекламы и рекламы в печатных СМИ»

Леонид Пак, руководитель УФАС по Самарской области: «Больше всего заявлений поступает по поводу наружной рекламы и рекламы в печатных СМИ»

На какую рекламу поступает больше жалоб, как Самарское УФАС борется с SMS-рассылкой, и какие санкции будут применяться к тем, кто распространяет слухи о повышении цен? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы Леонид Пак.

– Леонид Львович, какие итоги деятельности Самарского УФАС, в части контроля за соблюдением закона «О защите конкуренции», в первом полугодии 2012 года вы можете подвести, учитывая, что в начале года вступили в силу изменения в антимонопольное законодательство?

– По итогам первого полугодия 2012 года заявлений, содержащих признаки нарушения закона «О защите конкуренции», в Управление поступило больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако в связи с вступлением в силу в январе этого года поправок в антимонопольное законодательство – «третьего антимонопольного пакета» – изменились требования к подаче заявлений гражданами в ФАС. И не все заявления были составлены с учетом этих требований. Поэтому не смотря на то, что обращений мы получили больше, часть из них не соответствовала требованиям закона, поэтому многие заявления остались без рассмотрения.

Больше всего дел с начала года Самарское УФАС возбудило по ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением).

Впрочем, хочу отметить, что в этом году, опять же в связи с вступлением в силу «третьего антимонопольного пакета», появился такой институт как предупреждение. Теперь ФАС не сразу возбуждает дела в отношении тех субъектов, которые доминируют на рынке, а выдает им предупреждение о недопустимости действий по нарушению конкуренции.

Как правило, это касается предприятий, работающих в сфере энергетики, электроэнергетики, водоснабжения, теплоснабжения, газа. Это сделано с целью либерализации государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий. Если ранее при возбуждении дела нарушитель сразу же привлекался к ответственности (как правило, это всегда жесткие санкции), то сейчас предприятия получили возможность исправить ситуацию, привести работу в соответствие с законом.

– Много ли жалоб поступают относительно недобросовестной конкуренции на рынке?

– В этом направлении нетипичный показатель – число жалоб сократилось по сравнению с прошлым годом в два раза. Это связано с тем, что, как правило, такие дела носят заявительный характер, а жалуются друг на друга сами конкуренты. В настоящее время к нам поступило 17 заявлений от нефтяной компании «ТНК-BP», где компания указывает, что на автозаправочные станции, с которыми у нее нет никаких соглашений, либо они истекли, используются товарные знаки «ТНК-BP».

– А какие показатели в части контроля за рекламным законодательством?

– По итогам первого полугодия Самарским УФАС вынесено 33 постановления о наложении штрафов в связи с нарушением законодательства о рекламе. Их общая сумма составила 1 млн 555 тыс. рублей.

– В текущем году в законодательство о рекламе были внесены изменения, касающиеся ужесточения рекламы алкоголя. В связи с этим в Самарском УФАС прибавилось работы?

– Да, действительно, основное изменение заключается в том, что теперь к алкогольной продукции относится пиво. На него распространяются все те же ограничения, которые законодатель накладывает на рекламу алкоголя. По нашим оценкам, число жалоб на такую рекламу не снижается, а увеличивается. Только в первом полугодии сумма штрафов по таким заявлениям составила 38 млн рублей, в то время как за весь прошлый год 40 млн рублей.

– Какие основные нарушения в рекламе алкогольной продукции?

– Типичное нарушение в рекламе алкогольных напитков это отсутствие предупредительных надписей о вреде здоровья.

– Какова ваше личное отношение к ужесточению требований к рекламе алкоголя?

– Я считаю, что в России алкоголь употребляется в достаточном количестве и без рекламы. Можно было бы сократить его потребление. Какими методами это будет осуществляться – вопрос государственной политики. Сейчас есть комплекс мер, направленных на снижение потребления алкоголя населением, и ФАС реализует лишь малую часть этих мер.

– С каждым годом увеличиваются объемы и число жалоб на рассылку SMS-спама. Какая работа ведется в этом направлении?

– На SMS-рассылку поступает большое количество обращений от ее получателей. Самарское УФАС постоянно привлекает к ответственности организации, которые занимаются такой рассылкой. Это типичное нарушение, но оно очень сложное с точки зрения привлечения распространителей к ответственности. Как правило, такие компании не являются крупными и созданы для разовых акций. Я считаю, что здесь активную помощь должны оказывать операторы связи, которые могут блокировать SMS-рассылку спама. Однако пока такое взаимодействие не налажено. Хочу отметить, что если в SMS есть обращение к получателю по имени, то такая рассылка спамом не является, так как это уже адресное послание конкретному лицу.

– Осуществляет ли Самарское УФАС контроль за интернет-рекламой? Где в настоящее время больше нарушений?

– Пока больше заявлений поступает по поводу наружной рекламы и рекламы в печатных СМИ. Интернет все-таки более индивидуальная сфера, круг пользователей интернет-ресурсами ограничен, а наружная реклама и печатные СМИ – более публичная.

– В текущем году много говорят о грядущем повышении цен осенью. Ожидаете ли вы прибавления в работе по контролю за необоснованным повышением цен? В частности, сейчас есть предположения, что из-за засухи текущим летом осенью могут вырасти цены на муку, а соответственно, хлеб и макароны...

– Если экономисты говорят о приближении кризиса, то кризис неизбежно наступит. Если постоянно говорить о повышении цен, то оно произойдет. К примерам можно отнести «йодный бум», который случился несколько лет назад из-за слухов о том, что на Балаковской АЭС произошел взрыв, а также ожиотажный спрос на пищевую соль, который спровоцировали слухи о быстром сокращении запасов соли. Все это привело к росту цен на эти товары и нарушению конкуренции на рынке.

Сейчас у ФАС есть полномочия выносить предупреждения в адрес тех лиц, которые распространяют слухи о предстоящем повышении цен. То есть, если руководитель нефтяной компании говорит, что с определенного числа в стране произойдет повышение цен на нефтепродукты, то это может стать основанием для вынесения ему предупреждения, так как другие игроки рынка могут поднять цены. Такое поведение нельзя назвать рыночным, так как слухи несут в себе спекулятивный контекст и являются субъективными факторами повышения цен.

Само высказывание должностного лица ответственности не предполагает, но если это заявление спровоцирует повышение цен, то ответственность понесут те компании, которые подняли цены.

Что касается последнего вопроса, то мы ведем постоянный мониторинг цен на муку, и пока жалоб о повышении цен в наш адрес не поступало ни от производителей макаронных изделий, ни от хлебозаводов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления