Образование интервью «В 11 классе было всего три человека»: «Учитель года» Самарской области — о том, почему физики рулят, а на селе работать интереснее

«В 11 классе было всего три человека»: «Учитель года» Самарской области — о том, почему физики рулят, а на селе работать интереснее

Надежда Милославская родом из Тольятти, а работает в Балашейке Сызранского района

Надежда преподает в школе с 2014 года

Осенью готовимся держать кулачки за жительницу Самарской области на конкурсе «Учитель года России» 2024 года. А пока победитель областного этапа — учитель физики из поселка Балашейка Сызранского района Надежда Милославская рассказала 63.RU, кем хотела стать, почему в итоге выбрала физику, зачем до сих пор готовится к каждому уроку и какие физические понятия можно объяснить детям на примере гор и шлюзов.

«Решила, что если не сейчас, то уже никогда»

Надежда Николаевн а, расскажите сначала, где будет проходить всероссийский этап конкурса и как вы к нему готовитесь.

— Летом планирую активно готовиться к конкурсу, первый тур которого пройдет в Саратове. Там выберут 20 лауреатов, которые поедут в Подмосковье. Первый тур включает в себя два конкурсных испытания: «Урок» и «Педагогическое интервью». Второй тур — это «Мастер-класс», «Блицтурнир» и «Брифинг» — диалог с членами Большого жюри, со студентами, с учениками и родителями.

Как оцениваете своих конкурентов?

— Я обратила внимание, что у нас по Волге в основном идут физики. В Нижнем Новгороде победителем областного этапа стал учитель физики, в Казани — тоже учитель физики. Сейчас обстоятельства диктуют нам, что мы должны быть независимыми от других государств, у нас должен быть технологический суверенитет. А физика — это ключевой предмет в школе для подготовки будущих инженеров, чтобы они смогли обеспечить стране суверенитет и справиться с вызовами сегодняшнего дня.

Почему решили поучаствовать в конкурсе?

— Учителю необходимо расти как в профессиональном, так и в личностном плане. То есть этот конкурс, я думаю, жизненно необходим учителю, чтобы стать лучше, подняться на новый уровень, пообщаться с коллегами и обменяться с ними опытом.

Конкурсные испытания были очень разнообразными, не всегда привычными для меня как для школьного учителя. К примеру, я никогда ранее не проводила мастер-классы для такой большой аудитории. Это члены жюри, родители, представители общественности, коллеги.

А других участников конкурса я бы конкурентами и не назвала. Мы были коллегами. Мы до последнего, даже перед объявлением победителя из пятерки лучших, сидели в креслах, держали друг друга за руки. И я была бы искренне рада за каждого из них, если бы они одержали победу. Здорово, что у нас такое братство получилось. Сейчас я понимаю, что стала на голову выше, чем была несколько месяцев назад. Рост колоссальный.

Вы сами решили пойти на конкурс? Или вас выбрали на педсовете в школе?

— Когда я пришла работать в нашу школу, то буквально на следующий год уже принимала участие в конкурсе «Учитель года», это было в 2015 году. Прошла окружной этап, дошла на зонального, но тогда участие мое в конкурсе прекратилось. Прошло практически 10 лет — и я поняла, что тогда я что-то не доделала. И когда директор школы мне предложила поучаствовать второй раз, я немного подумала (наверное, в течение дня) и решила, что если не сейчас, то уже никогда. Сейчас у меня есть и силы, и возможности, и главное — желание. А тогда, в 2015-м, я была не готова к этому.

На одном из этапов конкурса

«Всегда знала, кем хочу быть, и документы подавала в один вуз»

Вы преподаете только физику? И почему именно ее?

— Я преподаю только физику. Мой путь в профессию начался еще во время обучения в вузе в Самаре. В одной из школ в ноябре ушла учитель физики в декретный отпуск. И я решила им помочь, училась я тогда на последнем курсе Самарского государственного педагогического университета — и уже до конца года вела уроки в седьмом и восьмом классах. Потом, когда я окончила вуз, я пошла работать в Тольяттинский политехнический колледж (я сама из Тольятти). Затем вышла замуж, в 2014 году переехала в Сызранский район и с того времени работаю в Балашейской школе.

В чём принципиальное отличие между школой сельской и школой городской?

— Я на самом деле очень рада, что работаю именно в сельской школе, хотя нельзя сказать, что наша школа маленькая: у нас 290 обучающихся, 17 классов, в параллели бывает 1 или 2 класса. Средняя наполняемость классов — около 17−18 человек. Есть возможность уделить внимание каждому ребенку. Но при этом наша школа не уступает городским школам в оснащении.

А сельские и городские ребята как-то отличаются?

Сельские ребята более душевные, я бы сказала. У нас в школе сложилась какая-то семейная атмосфера. В этом году в нашей школе один 11-й класс, где учатся всего три выпускника. За урок они выходили к доске по несколько раз. Но тем не менее это их не угнетало. Они, наоборот, следили, чтобы случайно их очередь не прошла, и действительно рвались к доске, им хотелось проявить себя. Они вполне комфортно себя чувствовали. Хотя это первый раз в нашей школе, чтобы в 11-м классе было всего три человека.

— Пробовала в какой-то момент вести математику, но душа моя принадлежит физике, — рассказала Надежда

Почему вообще выбрали педагогическую специальность?

— Передо мной выбор профессии никогда не стоял. Я всегда знала, кем хочу быть, поэтому и документы подавала в единственный вуз. На этот выбор меня вдохновил мой дед. Он ребенок войны, 40 лет проработал в сельской школе села Сиделькино Челно-Вершинского района. Сначала он был учителем химии и биологии, позже стал директором. Когда приезжали к нему, дедушка с особой гордостью, с трепетом рассказывал о своей работе. И жители села, видно было, с уважением, благодарностью к нему относятся. Даже на 90-летие к дедушке приходили его бывшие ученики и педагогический коллектив школы. Кроме того, у меня были очень хорошие педагоги в моей родной 83-й школе в Тольятти. Неравнодушные люди с горящими глазами. Они невольно, своим примером воспитали во мне любовь к профессии.

У скольких классов вы ведете физику?

— Физика, как вы знаете, изучается в школе с седьмого класса. Я работаю как на уровне основного общего, так и на уровне среднего общего образования (в средней и старшей школе. — Прим. ред.). Старшие школьники больше на профессию нацелены, а учеников помладше приходится больше удивлять.

А с кем проще и интереснее?

Знаете, были такие моменты, когда я, например, учеников брала не с седьмого класса, а, например, в прошлом году учитель ушла на пенсию, и вот ко мне ребята пришли в 10-м классе. Вот это мне сложнее. Когда ребенка растишь с 7-го класса, сама закладываешь все азы, а потом, соответственно, легче работать. Но тем не менее всё получилось и в той ситуации, удалось настроиться с ребятами на одну волну.

Героиня интервью с детства знала, что будет учителем

«Детям интересно то, что с ними происходит»

Знаю, что вы на своих уроках объясняете физику на примере простых бытовых вещей. Приведите примеры.

Детям интересно не что-то абстрактное, а именно то, что с ними происходит, то, что может их окружать в повседневной жизни. Поэтому и задачи, и задания стараюсь строить таким образом, чтобы они были практико-ориентированными.

Я очень люблю путешествовать. И очень часто, когда мы изучаем тему «Кипение», я рассказываю ребятам, что в горах, например, температура кипения иная. И привожу в качестве аргумента собственный опыт и собственные наблюдения из поездок в горы.

Или, например, в прошлом году мы с семьей из Тольятти отправлялись на «Омике» в Ширяево и проходили через шлюзы Жигулевской ГЭС. Я сняла видео, показала детям на уроке принцип действия сообщающихся сосудов на конкретном реальном примере. Такой подход был у моего педагога в вузе, он всегда говорил о том, что нужно идти по пути от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. И он говорил, что на уроке физики маломальский эксперимент, пусть он будет простым, но обязательно должен быть. Физикой надо заинтересовать, а не просто учить механически решать задачи.

Расскажите есть у школьников какие-то любимые темы в физике? И что вы делаете, когда тема, как сейчас говорят, «не заходит»?

— Нравится, наверное, всё, что связано с электрическим током. В 8-м классе начинаем собирать электрические цепи, вот это ребятам интересно. А если вижу, что тема не вызывает особого интереса, то привлекаю ресурсы, например, литературных произведений, использую межпредметные связи. Например, когда изучаем тему «Глаз и зрение», подтягиваем знания про строение человеческого глаза из биологии. То есть физику миксуем с биологией — и ложится это лучше.

То есть получается, что каждый урок — это импровизация?

— На урок мы не приходим с чистого листа, в любом случае перед уроком всегда готовишься. Нельзя подготовиться раз — и дальше проводить уроки как под копирку. То, что актуально для одного класса, для другого совсем не подойдет. Каждый год находишь какие-то новые крючки, на которые можно детей «зацепить».

— Если вижу, что тема не вызывает особого интереса, то привлекаю ресурсы, например, литературных произведений, использую межпредметные связи, — отметила Надежда

«Волнуюсь перед каждым 1 сентября»

Вы работаете учителем физики 14 лет. А вспомните, с какими сложностями столкнулись в начале и как удалось их решить?

— Сразу после окончания вуза я пошла работать в колледж, имея за плечами небольшой опыт работы в школе. Моими студентами там были ребята чуть младше меня. Хотелось стать для них не просто учителем, а в то же время и другом, наставником, но при этом не допустить панибратских отношений. Сохранить этот баланс и было основной сложностью. В этой ситуации мне помогло то, что мы активно включились во внеклассную работу, то есть участвовали в акциях, посещали различные мероприятия, концерты, музеи, всё для нас было интересно. Я узнала личность каждого, и мы научились доверять друг другу, понимать друг друга. Помню такую историю. Моя первая группа в колледже. Сварщики. 30 мальчишек и одна девочка. Несколько ребят в составе рок-группы участвовали в концерте и пригласили меня. Я пришла — и они так гордились, что к ним на выступление пришел преподаватель.

Наверняка, как молодой педагог, вы волновались, начиная занятие. Когда это волнение прошло?

— Знаете, я ловлю себя на мысли, что перед каждым 1 сентября наступает волнительный момент. Это происходит каждый год. И вот проводишь первый урок — и отпускает. И потом уже работаешь, как будто так и надо. То есть самое сложное сделать первый шаг, а потом уже всё пойдет как положено.

Какие сложности в работе есть сейчас? Знаю, что многие педагоги сетуют на необходимость заполнять огромное количество документов и отчетов.

Современный мир очень быстро меняется, и порой понимаешь, что ты не успеваешь за этими изменениями. А вот бюрократической нагрузки я на себе особо не чувствую. Не могу сказать, что прямо завалена бумагами.

Вы сказали, что мир очень быстро меняется. А дети сильно меняются? Многим отличается поколение, которое было детьми, скажем, 10 лет назад, и нынешние дети?

Сейчас ребята активные, творческие, целеустремленные, с богатым внутренним миром, с широким кругозором. Все изменения в духе нашего времени. Конечно, в эпоху гаджетов им порой не хватает живого общения, ребята перешли в виртуальную плоскость. Но во всяком случае в школе мы стараемся с этим бороться, чтобы телефонов на уроке не было. Но за пределами школы, безусловно, от этого не уйти. Мы и сами регулярно смотрим в телефон, согласитесь? Это уже неотъемлемая часть жизни, без этого нельзя. Но главное, всё должно быть в меру.

— Проводишь первый урок — и отпускает, — рассказывает учитель про волнение перед новым учебным годом

«Найти баланс между домом и работой очень сложно»

А вы берете классное руководство? И сложно ли оставаться и учителем-предметником и одновременно решать внутриклассные вопросы не во вред предмету?

— Сейчас есть отдельные курсы внеурочной деятельности. Есть время классному руководителю поговорить с детьми на какую-то значимую тему.

Никогда не возникало желания преподавать какой-то другой предмет, кроме физики?

— Я уже говорила, что себя видела только учителем, но как-то я больше тяготела к математике. То есть я понимала, что я поступлю на физмат и буду учителем математики. В школе шла на золотую медаль. Сдавала три ЕГЭ: русский, физику и математику. По иронии судьбы, по физике мне не хватило одного или двух баллов до пятерки. И в итоге я медаль получила не золотую, а серебряную. И тут уже делом принципа стало для меня поступить в вуз именно на физику. Вуз я окончила с красным дипломом. И еще ни разу не пожалела в итоге, что выбрала. Это мой предмет, в другом я себя не вижу. Пробовала в какой-то момент вести математику (у меня в качестве дополнительной специальности в дипломе прописано право преподавания математики). Но это всё равно не мое. Душа моя принадлежит физике.

Часто можно услышать споры родителей и педагогов. Первые говорят, что учить должны в школе, а они детей должны любить, развлекать и лечить, если заболеют. А вторые говорят, что и родители должны принимать участие в образовании детей. Какое у вас мнение на этот счет?

У нас в школе получается, что родители всегда вступают с нами в тесный контакт. Если у детей что-то с мотивацией, то мы приглашаем родителей, коллегиально приходим к общему знаменателю. То есть здесь, наверное, такая ситуация: учат в школе, но родители наши первые помощники в этом. А в вопросе воспитания мы первые помощники, то есть мы друг друга дополняем. И складывается такое триединство: ребенок, родители и школа.

А что касается контроля и помощи в уроках со стороны родителей? До какого класса, по вашему мнению, это нужно?

— Дома, на первом этапе, мне кажется, родители должны приучить к этой самостоятельности. Контроль в любом случае вначале должен быть, ребенок должен понимать, как ему распределить время. Первокласснику самому, мне кажется, это будет сделать сложно. А если он в начальной школе приучился учиться, то потом в дальнейшем у родителей может быть какая-то контролирующая функция, но не довлеть над ним, а как-то, например, в беседе что-то спросить вскользь, чтобы на всякий случай проконтролировать. По крайней мере, со своими детьми я применяю такую тактику.

А расскажите о детях. Сколько их у вас? Сколько им лет? И, может быть, кто-то из них уже сказал вам: «Я буду учителем физики»?

Старшей дочери 12 лет, окончила 6-й класс. Она не говорит, что хочет стать учителем, но я вижу в ней задатки педагога. Младшей дочери 7 лет, и когда к ней приходят подружки, то старшая организует их, придумывает им какую-то игру, или сочиняет какой-то квест. Пока физика у старшей дочери не началась, так что всё может быть: возможно, этот предмет ее заинтересует. Но, может быть, и нет. Я ребенка, конечно, поддержу в любом начинании. Работа должна приносить удовольствие, по-другому быть не может.

У меня вообще получается, что профессия передалась через поколение: от деда ко мне. Но мама мужа — фактически моя вторая мама — учитель математики в Балашейской школе. И она стала моим наставником в образовательном учреждении. Так что, возможно, учителями будут внуки (смеется).

Калмыкия поразила Надежду своей природой...
...и своей культурой

Встречала мнение, высказанное детьми учителей, что им не хватало мамы, так как «она все время была на работе с учениками, а дома проверяла тетради». Как вам удается соблюсти баланс между домом и работой?

Это на самом деле очень сложно. Домашним действительно не хватает моего общения. Мне повезло, что свекровь сейчас во многом мне помогает и в будни она часть моих материнских обязанностей берет на себя.

А вот выходные я стараюсь проводить только с семьей и уделять внимание детям по максимуму, чтобы они понимали, что семья у них есть и мама их любит и заботится.

Мы вместе любим путешествовать. Стремлюсь показать детям как можно больше. Причем ездим много и по Самарской области. Мне очень нравится наша природа. Недавно вот были в «Богатырской слободе» и вернулись оттуда с собакой (смеется). Что касается более дальних поездок, то были в Дагестане, в Калмыкии. Этот край после наших пышных зеленых ландшафтов удивил: голые степи, где едешь-едешь — домик, небольшое хозяйство — снова едешь километров 20 — еще один домик. Мы заехали в Элисту, там есть буддийский храм. Не смогли проехать мимо, задержались, чтобы посмотреть и познакомиться с культурой.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Так и не пошли по квартирам с проверкой»: Владимир Кошелев возмущен поведением самарских газовиков
Владимир Кошелев
Мнение
Несколько вопросов к детективу Ребекки Маккай «У меня к вам несколько вопросов». Рецензия
Сергей Сызганцев
журналист
Мнение
«Запредельная неэффективность системы»: 3 причины, почему новые трамваи и автобусы не спасут общественный транспорт Самары
Андрей Ишмуратов
руководитель общественной организации
Мнение
«Люди вынуждены проводить по 4–5 часов в пробках»: Владимир Кошелев рассказал о «мошеннической схеме» самарского Минтранса
Владимир Кошелев
Мнение
«Заставляют сказать приемному ребенку, что он не родной»: правозащитница рассказала о дикой ситуации в Самаре
Ольга Шелест
Рекомендуем
Объявления