Город Нинель Кожедуб, главный тренер сборной команды ПФО по синхронному плаванию: «Крылья расправляются!»

Нинель Кожедуб, главный тренер сборной команды ПФО по синхронному плаванию: «Крылья расправляются!»

Глядя на отточенную, практически филигранную технику подопечных Нинель Кожедуб, вспоминается мне фраза из известной песни: «Ты помнишь, как все начиналось?». А восемь лет назад началось все, с того, что директор республиканского училища олимпийского резер

" src=

Глядя на отточенную, практически филигранную технику подопечных Нинель Кожедуб, вспоминается мне фраза из известной песни: «Ты помнишь, как все начиналось?». А восемь лет назад началось все, с того, что директор республиканского училища олимпийского резерва, базирующегося в Самаре, Гарри Карнаухов «переманил» из сборной Узбекистана по синхронному плаванию Нинель Кожедуб. И практически на общественных началах на базе школы 154 во главе с директором Натальей Корниловой была создана группа новичков.

Немного погодя для районных и городских властей были устроены показательные выступления. Их взорам предстали десятилетние девчушки, которые, выплыли под музыку, использовав доски-поплавки, потому как не умели самостоятельно держаться на воде. Они так старательно и одухотворенно выступили, что очарованные чиновники не смогли сказать: «Нет, нам этот спорт не нужен», и капитулировали перед грацией и красотой. Как показывает история – не ошиблись, потому сейчас самарские «русалки» входят в число сильнейших команд страны. То время, когда гранды отечественного синхронного плавания, такие как Москва и Санкт-Петербург, не воспринимали Самару как полноценного соперника, уже давно канули в Лету. Подопечные Нинель Кожедуб завоевали имя и авторитет в элитной компании не только в России, но и за ее пределами. Последние старты, которыми самарские синхронницы завершили сезон, также стали для них «медаленосными».

– Идею выступать за рубежом воплотили в жизнь?

– Да, она давным-давно витала в воздухе, но мы не могли ее реализовать по причине материального неблагополучия. Мы финансировались только лишь из областного департамента физкультуры и спорта, а это – копейки. Но сейчас нас поддержал Департамент народного образования административного округа Самара. Он выделил 150 тысяч и Республиканское училище олимпийского резерва. Вообще, я, честно говоря, думала, что на этой поездке мы поставим крест. Оказалось, крайне сложно найти необходимую сумму при смене власти в городе. Спасибо директору школы Наталье Корниловой и руководителю РУОР Гарри Карнаухову, благодаря которым недостающие деньги (половину стоимости оплачивали родители) все же были найдены. Это очень хороший опыт. К нему нас еще подвигло и то, что наша самарская спортсменка, моя воспитанница, выступающая сейчас за Москву, Татьяна Завалищина стала на чемпионате мира в Китае в составе группы третьей в обязательной программе и первой в комбинированной. И мы должны проверить себя на международной арене, так сказать, в независимом ранге, поскольку я до сих пор убеждена, что мы не получаем в России достойных оценок.

– Судя по медалям, с которыми Вы вернулись, с судейским корпусом в этот раз проблем не было?

– В Словакии на турнире 19-ть Словакия Синхро, который проходит у них каждый год, Россию представляла единственная спортсменка из Самары Полина Петухова. Могу сказать, она выступила достойно, но выиграла с большим отрывом от соперниц и была явной фавориткой турнира. В обязательной программе и в произвольной она стала первой.

А в Бельгию на 15-ый Кубок Фландерса мы поехали всей командой «12 лет и моложе».

Десять наших синхронниц приняли участие в соревнованиях 14 команд из 10-ти стран. Проиграв несколько очков венграм, мы стали вторыми в общекомандном зачете. Из Бельгии мы привезли несколько Кубков. Яна Пруцкова забрала «золото» за соло, «серебро» и «бронзу» мы взяли в группе и комбинированной программе. Хочу отметить 9-тилетнюю Лизу Неклюдову. Девочка – это был ее дебют на турнире такого уровня – из 96-ти участниц стала 20-ой(!). Я считаю, это успех.

– А потом Вы еще и на чемпионате и первенстве Приволжского федерального округа отличились…

– Да, мы как Чацкий, с корабля на бал – после Бельгии сразу отправились в Черноречье, где проходили ПФО. И здесь по всем возрастам, где выступали – первые места наши.

– В Самаре сейчас модно заниматься синхронным плаванием?

– Честно говоря, проблема поиска детей у нас давно не стоит. Но не все, кто приходит остаются. Бывает, что девочки, а может их родители, очарованные красотой синхронного плавания приходили к нам и говорили: «Хочу!». Но, узнав, какой ценой дается такая красота, сникали. Не все знают, что работа эта тяжелая: надо, чтобы плавали хорошо, чтобы дети были сильные: в воде их никто не держит, они в воде стоят на руках, которые должны быть сильными, чтобы можно было показать ноги над водой. И не только показать, но и сделать красивые движения, четкие, ритмичные или широкие, пластичные. И все это без дыхания, вернее на его задержке. Вот и получается, внешняя привлекательность этого вида спорта связана с очень большой физической работой, и ее не все выдерживают.

– Конечно, ежедневно, по 6-8 часов в день вниз головой в воде стоять не каждая сможет! Такие «спартанские» условия, наверное, и на характер накладывают отпечаток?

– Конечно, есть такое. Я требую, чтобы они и учились хорошо, а это трудно. С такими нагрузками справляться без характера сложно. А еще, знаете, по поводу характера, вспомнила один случай. Вон видите, у спортсменок зажимы на носу? Его главная функция – не пропускать воду, они бывают цвета разного – можно подобрать под цвет кожи, чтобы не очень заметен был. Так вот, у нас однажды на соревнованиях ЧП случилось. Мы в Москве были, и во время исполнения «группы» Ульяне Ледовских сбили зажим, и четвертую часть упражнения она отработала без зажима. Да так, что не заметили не только судьи, но и я. Она когда на бортик поднялась, мы в шоке были: отработать так, несмотря ни на что, и не подвести команду – это уже характер. Вы представляете, сколько из нее хлорированной воды вылилось?!! А мы тогда выступили хорошо и пятое место заняли.

– Недавно международная федерация художественной гимнастики официально признала соревнования среди мужчин по этому виду спорта. У нас в Самаре есть мальчики, чемпионы мира. А есть ли в синхронном плавании претенденты?

– Скажу по секрету, у нас уже есть ребята, которые начали занятия синхронным плаванием. Но вот официально, на международном уровне, здесь пока дискриминация. Что касается шоу – да. Или вот, в качестве эксперимента на Играх доброй воли как-то выступил смешанный дуэт из США, и даже занял второе место. И уже хотели было на очередной ассамблее поднять вопрос о введении в этот вид спорта мальчиков, юношей, мужчин. Однако на голосовании это предложение не прошло. Специалисты из международной ассоциации синхронного плавания решили, что рядом мужская и женская нога не очень эстетично смотрится. А еще есть страны ближнего Востока, где не разрешается одновременно в купели находится мужчинам и женщинам. И представители азиатских стран тогда тоже воздержались от голосования. А вообще, я считаю, что, если бы предложение прошло, то синхронное плавание стало бы еще зрелищней. Хотя бы потому, что мужчины могли бы поднимать женщин, поддержки могли быть хорошие из воды.

– Из каждого ли ребенка можно сделать чемпиона? Вот, если я, к примеру, обеспеченный родитель, и согласен платить большие деньги, только чтобы из моего чада сделали олимпийского чемпиона. Можно?

– Работать за деньги опасно. Дети могут быть разные. Например, ребенок скажет: «Знаете, что, я не буду по 15 секунд вниз головой терпеть. Я буду только 2 секунды, а потом буду выныривать, и делать очередной вдох». И что ты будешь делать? Тебе платят деньги, и потому «нажать» на него, так как надо, ты уже не можешь. Хотя такой случай был у Данченко. Пришел дядя денежный и сказал: «Я Вам плачу, а Вы занимайтесь моим ребенком». Через три года девочка вошла в сборную команду России, а потом стала олимпийской чемпионкой. Но здесь тренеру повезло: ребенок способный и трудолюбивый попался. И то, результата добились только через 13 лет.

– Можно сказать, что этот сезон удался?

– Очень! Очень! Единственное что меня огорчило – это Спартакиада школьников.

– Почему?

– Это соревнования вообще без правил. Соревнования, которые можно назвать «отсутствием соревнования». Здесь как бы все расставляется на места так, как угодно кому-то, но только не спортсменам. Я считаю, что на таких соревнованиях должны быть абсолютно другие приоритеты. Зачем «ломать» детей взрослыми «подковерными» играми? А ведь на этих состязаниях не просматривается ни логики, ни морали, ни этики – ничего. Я была так удручена, что решила на такие старты сама не ездить. Команда пусть едет, выступает, но без меня. Ну, сами посудите: у нас был роскошный дуэт Денисова-Морозова, кроме того, великолепная «комби» (комбинированная программа, прим. И.Б.). Все охали, ахали, вздыхали… Всё на этом закончилось… Ни одной медали. Ни одной медали не было! И все разводят руками: «Что ты хочешь? Это же игры!» Не скрою, ко мне подходили представители федерации и говорили: «Нинель, тебе надо сделать одну очень большую работу – купить одного судью. Все остальное мы сделаем». Переставляете?! Это на таком уровне идет разговор! Мне вообще это претит, я никогда этим не занималась и не собираюсь заниматься. Я этого не приемлю, не понимаю и категорически отрицаю. Я работаю как лошадь, готовлю спортсменок таких, что глаз нельзя оторвать, и еще должна кого-то покупать?!

Представляете, девочки из Электростали, которых награждали, глаз не могли поднять, и радости у них не было, так им было неловко, потому что они понимали, что те, кто заслуживают награды, остались за «бортом». Вернее на бортике. Понимаете, дети преподали урок нравственности взрослым.

– Помнится, именно предыдущая Спартакиада чуть было не оставила Самару без синхронного плавания, потому что Вы хотели уйти…

Да, я тогда так разочаровалась, что вообще хотела завершить тренерскую карьеру в Самаре. И дело не в качестве выступления моих девочек, вернее, к ним у меня претензий нет, а в отношении к нашей команде в целом. Я даже могу назвать это дискриминацией по отношению к региональной команде. Скандал тогда разгорелся из-за нашей бывшей спортсменки, ныне выступающей за Москву, Татьяны Завалищиной.

После семи лет тренировок и выступлений за нас, Таню, как перспективную спортсменку, пригласили в Москву. В положении о выступлении на Спартакиаде школьников в синхронном плавании отмечено отдельной строкой, договор о взаимном сотрудничестве, к которому, в частности, можно отнести и сложившуюся ситуацию. Я обратилась в судейскую коллегию Спартакиады с просьбой разрешить выступать за команду ПФО Завалищиной, предоставив все необходимые документы о том, что Таня в течение 7 лет тренировалась и выступала за Самару, и тем более, что в команду Москвы она не была включена. Здесь надо отметить, что Завалищина на данный момент является одной из самых перспективных синхронниц, по своему возрасту имеющей не так много серьезных соперниц. Руководство судейского штаба не высказало возражений, отметив при этом, что все нюансы ее выступления за ПФО должны быть обговорены между Самарой и Москвой. И вот тут я натолкнулась либо на непонимание, либо на нежелание со стороны столичных коллег, до последнего тянувших по разным причинам решение этого вопроса. В итоге, претендентка на золотую медаль среди солисток, Завалищина просидела Спартакиаду на бортике. По «регионам» тогда мы заняли второе место, уступив всего 20 (!) очков Москве. Вы представляете?! Недостающие баллы, благодаря которым мы могли быть первыми по регионам, могла бы нам «принести» Таня. Из-за корпоративных интересов 16-летнюю спортсменку лишили права бороться за медаль.

– И тогда Вы всерьез раздумывали, а не принять ли предложения поработать за границей…

– Да, было дело. Тогда были действительно хорошие предложения в зарубежные клубы. А почему осталась? Понимаете, я тренер с определенными требованиями к себе, ученикам и родителям. Там все делается в удовольствие, для себя, а я работаю на результат, на износ. И меня не устраивают тамошние «сюси-пуси». Тот уровень, к которому я поднимаю своих девочек, предполагает огромную работу. Мне надо получать удовольствие от работы. Вот когда Пруцкова выступала в Бельгии, у меня слезы текли – так она была хороша. Ее программа, кстати, была единственная, которая мне, как тренеру, понравилась. Яна была великолепна с точки зрения специалиста и трибун. Вот ради этого я и работаю.

Сейчас все не так как в прошлом году. Крылья расправляются! Кстати, хочу сказать радостную весть. «Принцессу Волги», которую Москва хотела у нас забрать, вернули в Самару. Навсегда. Когда я была в Бельгии и, познакомилась со многими тренерами и спортсменами, когда иностранцы слышали: «Самара», они все восклицали: «О-о-о! Принцесса Волги!» Всем им оставила приглашения на турнир. Так что в следующем году с 3 по 6 мая ожидается большой наплыв гостей с разных стран к «Принцессе Волги».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления